Цель: Обобщение и систематизация знаний о понятиях “больше”, “меньше”, “одинаковое, равное количество”;
Задачи:
- формировать умения сравнивать предметные совокупности различными способами: изымания пар, наложением предметов, расположением предметов определенным образом (над, под, рядом), соединением предметов линией, расположенных линейно;
- формировать умение уравнивать группы предметов способом добавления недостающих предметов и изымания лишних предметов;
- корригировать звукопроизносительную сторону речи, развивать память, мышление учащихся;
- воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
Оборудование к уроку: Демонстрационные картинки, карточки с изображением овощей, раздаточный материал: круги, треугольники, квадраты,
Ход урока
1. Подготовительный этап.
(На доске демонстрационная картинка: осень. Изображено – одно солнце, много облаков, 1 птичка, много деревьев, 1 речка, много грибов.)
- Посмотрите на картинку на доске. Какое время года изображено? (осень). Почему вы так думаете?
- 1 ряд называет признаки осени со словом “один”, 2 рад – со словом “много”.
2. Этап изучения новых знаний.
- Наступила осень. Мы собрали хороший урожай овощей. (На партах у каждого ребенка лежат в стопках по 5 карточек с изображением помидоров и по 4 огурцов).
- Как можно сравнить количество помидоров и огурцов, не пересчитывая их?
- Мы можем взять помидор из одной стопки и огурец из другой (способ изымания пар, наложение). Расположить один под другим или рядом.
- Каких овощей оказалось больше? Каких меньше?
- Посмотрите на доску. Какие геометрические фигуры вы видите? (Вразброс 6 кругов: 3 больших красных и 3 маленьких синих). Какого они цвета? Размера?
Давайте сравним их количество разными способами. (Наложением, расположением “над”, “под”, “рядом”). После применения каждого способа, делается вывод: больших и маленьких кругов одинаковое, равное количество.
Физкультминутка
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развесёлый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры)
- Посмотрите: на доске нарисованы два ряда геометрических фигур (5 треугольников и 4 квадрата расположены линейно).
- Какие фигуры вы видите?
-Теперь сравните их. Соединяем треугольник из первого ряда с квадратом из второго ряда (дети выполняют задание по одному у доски).
- Какая фигура осталась без пары? (треугольник)
- Так каких фигур больше? Меньше?
- А как сделать, чтобы фигур было одинаковое, равное количество? (убрать лишний треугольник)
Электронная физминутка для глаз
3. Работа с учебником
Стр.44 (Математика, ч.1,Т.В.Алышева, 2013г.)
№ 1. Рассмотри постройки из конструктора на рисунке. Сравни башни по высоте. На какую по высоте башню пошло много (больше) деталей?
Сравни мосты по ширине. На какой по ширине мост пошло мало (меньше) деталей?
№ 2. Рассмотри рисунки. Где ниток много (больше)? Где ниток мало (меньше)? Где ниток меньше всего?
№ 5. Сравни предметы по количеству. Расскажи: Молотков столько же, сколько гвоздей. Молотков и гвоздей – одинаковое количество. Вёдер - … .
Пальчиковая гимнастика.
“Цыплёнок”
Пить, пить, пить – воды попить.
Клюю-клю-клю – зёрнышки клюю.
4. Работа в тетради
Поставите 5 точек. Рядом поставьте 4 точки. Сравните. Как можно сравнить?
Обведите 4 клетки, ниже ещё 6. Сравните. Расскажете, как сравнивали.
Когда обводили клетки, что изображали? (Линии.) Какие это линии? (Ровные.)
Сколько их надо изобразить, чтобы обвести клетку? (4)
5. Закрепление.
Игра “Больше-меньше, одинаково”. Перед каждым ребёнком набор раздаточного материала. Учитель показывает цифры: 1,2,3,4,5. Задания: положи перед собой столько же предметов, большее количество, меньшее.
Используемая литература.
- “Уроки математики в 1 классе: учим детей думать и рассуждать”, И.В Крючкова, Армавир, 2007.
- “Развитие элементарных математических представлений”, И.Морозова, М.А.Пушкарева, Москва, 2009.
- “Школа физминуток”, В.И.Ковалько, Москва, 2007.
- “Пальчиковая азбука”, О.Новикова, Москва, 2008.