Введение
В последние годы существенно возрос интерес к семье со стороны специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. Семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований, интерес к ней связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а следовательно, настоящего и будущего общества в целом.
Этот интерес вполне закономерен, так как, во-первых, отвечает тенденциям современных демократических преобразований, а во-вторых, связан с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры.
Современный мир не справляется со своими детьми, поэтому так возрастает интерес родителей к семейной педагогике и психологии. Одна за другой появляются программы практического обучения родителей, создаются методики, выходят книги о воспитании детей в семье. Но в воспитательской деятельности, по-видимому, не существует абсолютной нормы, идеала, который можно принять за эталон. Каждая семья имеет свои способы воспитания, свои традиции. И поэтому народная педагогика отводит семье важную роль в формировании основ мировоззрения ребенка.
Цель работы: раскрыть методы и результат воспитания своего отца как один из способов творческого и интеллектуального развития детей на примере личного опыта.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме роли отца в воспитании детей.
- Обосновать влияние отца в моем интеллектуальном и творческом развитии.
- Разработать советы в воспитании детей.
Глава I. Роль отца в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей
Родители, составляющие первую общественную
среду ребенка, должны быть самыми главными в
жизни ребенка. К родителям, особенно матерям,
возлагается вся воспитательная работа. Мать –
это человек, с которым малыш связан еще до своего
рождения и непосредственно после рождения. Мать
ухаживает за ним, кормит, воспитывает. Поэтому
еще до рождения малыша возникает сообщество
мама-ребенок.
Роль папы менее заметна (особенно, когда ребенок
слишком маленький, до 2 – 2,5 лет). В основном отцы в
семьях занимают традиционную позицию – роль
добытчика и кормильца, обеспечивающего
материальное благосостояние семьи, или
принимают практически равное участие в уходе за
младенцем.
Вот примерно так можно описать специфичную роль отца и матери для ребенка. Мать – это, прежде всего, тот человек, который примет, пожалеет, успокоит. Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами неудач. Что тут важнее? Не ответишь. Ребенку крайне важно то и другое.
В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать.
Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина – матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.
Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.
Однако, все равно отец – это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах.
Отцовство – также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства, или же, не готовые к нему. Ребенок – большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.
Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины – матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственничества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.
В наше время российская действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным.
Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т.д.- вот первостепенная задача отца.
Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.
Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.
Для малышей большое значение в их отношениях с отцом имеет то, сколько времени проводит с ними отец. Им важно, чтобы он с ними играл, читал, гулял, занимался какими-то еще интересными делами. Причем, интересный момент: несмотря на то, что дети очень ценят единство семьи, они отмечают и то, что им очень важно иметь возможность и общения с отцом наедине, иметь общие дела именно на двоих с отцом.
Ни для кого не секрет, что для любого ребенка важно воспитание обоих родителей, однако недавно британскими учеными было научно доказано, что те дети, в чьем развитии активную роль играет именно отец, вырастают более умными и успешными, сообщают британские СМИ. Вот некоторые примеры влияния отцов на знаменитых сыновей.
Отец Блеза Паскаля был ученым человеком и знатоком математики, и в его доме часто обсуждались актуальные вопросы этой науки. Этьен Паскаль не отправил мальчика в колледж, а сам занимался с ним и был единственным учителем и воспитателем сына. Он учил Блеза внимательно наблюдать за окружающими явлениями, размышлять над ними, отдавать себе ясный и полный отчет во всех действиях и поступках. Этьен Паскаль заранее составил и тщательно обдумал план обучения сына.
На развитие великого физика Германа Гельмгольца, математически обосновавшего закон сохранения энергии, безусловно, сказалось влияние отца, прекрасного учителя, преподававшего в гимназии немецкую и греческую литературу. “Он всячески прививал детям любовь к музыке, поэзии, живописи. Длительные прогулки с отцом по живописным пригородам и его рассказы развивали у детей любовь к природе.
К. Э. Циолковский родился в семье лесничего. “Среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором. У него была страсть к изобретательству и строительству...” Всяческий труд отец поощрял в нем, как и вообще самодеятельность.
Поистине повезло с воспитателями русскому ученому-естествоиспытателю Карлу Бэру. “И отец, и учитель – заядлые садоводы – сумели приобщить к этой страсти детей. Им был выделен целый участок. Чего только не породила детская фантазия: от скамеек из мха ...до громоздкой “вавилонской башни”, на террасах которой располагались “висячие сады Семирамиды”.
Глава II. Методы и результат воспитания моего отца
Обычно впечатления раннего детства надолго сохраняются в памяти. Поэтому очень важно, чтобы эти впечатления начинались с тяги к красоте, к искусству, к свету. Мой отец, относится к категории отцов, которые активно участвуют в воспитании детей. С раннего детства мне и моей младшей сестре прививал интерес к творчеству
Еще в дошкольном возрасте мы имели определенное место для занятий: низкий столик со стульчиками и “Домашний уголок” (вроде “Классного уголка”), который состоял из: распорядка дня, расписания занятий, выставки рисунков. Почти ежедневно отец вел различные занятия, такие как рисование, поделки, выжигание, письмо, настольные игры, подвижные игры.
Не помню ни одного вечера без любимых сказок, которые нам рассказывались на ночь или показывались по диафильму. Роли всех героев сказок папа озвучивал сам, очень артистично и достоверно, что мы верили в их существование. Тем самым он воспитывал в нас и любовь к художественному слову – стихам, рассказам, сказкам; учил выразительному и эмоциональному чтению. На своем примере показывал любовь к чтению: ежедневно читал толстые тома различной по тематике литературы. Часто нам дарил различные энциклопедии, приучал тому, чтоб мы чаще смотрели по телевизору полезные интеллектуальные или познавательные программы. Особенно выделяли ныне уже несуществующие программы “Мир животных”, “Детский час”, “Будильник”. Мы всегда поражались тому, что папа знал ответ на любой вопрос интеллектуальных телепередач. Своими энциклопедическими знаниями он делился с нами. Дома у нас была своя библиотека, в которой можно было найти всю программу школьной литературы. Не каждый нынче похвастается богатой домашней библиотекой.
Также наши родители всегда подписывались на различные газеты и журналы с учетом возраста и наших интересов. Когда я записалась на кружок “Юный корреспондент”, сделали подписку на республиканскую газету “Будь готов!”, чтобы лично читать мои статьи. Возможно, тогда и раскрылись мои способности сочинять.
Развитию у нас понимания красоты, цвета, формы способствовали занятия художественного и декоративно-прикладного искусства. До сих пор помню, как впервые на деревянной дощечке выжгла свой первый цветок. А папа тем временем выжигал орнаменты на шкатулках. Мне всегда хотелось делать то, что делал папа. Сначала так же, как и он, затем уже в старших классах как бы соревновалась с ним в мастерстве. Помню, как один раз, объединив вкладыши от журнала, папа сделал настоящую кулинарную книгу с твердым переплетом из картона, разрисовав обложку. У меня также возникла идея, сделать такую же книгу. Все этапы разрезания, склеивания я запомнила. Работу выполнила из тетрадных листов и картона. Так как листы были пустые, мне пришлось рисовать каждый листок. Так я сама сделала азбуку... По этой своей азбуке я учила своих кукол.
Известно, что отношение самих взрослых к искусству, передается и детям. Наш отец не имеет специального художественного или педагогического образования, но он просто и искусно путем подражания, совета учил тому, что умеет сам. Возможно поэтому, ни один конкурс, ни одна выставка не обходилась без работ семьи Корниловых. Наши работы часто занимали призовые места в сельских, улусных, республиканских конкурсах.
У нас постоянно проводился домашний турнир членов семьи по известным настольным играм “Лото”, “Домино” и по малоизвестным - “Эрудит” (по составлению слов по буквам). Мы в эти игры играли на равных: не было различий “большие”, “маленькие”. Также помню, как играли в якутские национальные игры “Хаамыска” и “Хабылык”. Конечно же, материал для этих игр папа изготавливал сам. Наградой для победителя были сладости. Я до сих пор, с теплотой вспоминаю эти веселые и забавные дни. Только сейчас, став педагогом, понимаю важность этих игр для нашего интеллектуального развития.
Психологи считают, что значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальных условиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными регламентациями, он всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет подмеченное им действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развития ребенка, который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается над теми явлениями, которые ему доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. Я очень благодарна своему отцу за то, что он привил во мне такие привычки, которые мне помогают в моей профессии, где требуется максимум интеллекта и творчества.
Благодаря воспитанию отца, мы – все пятеро его детей получили образование. Трое из нас с педагогическим образованием: я – учитель начальных классов, сестра - учитель русского языка и литературы, брат – учитель труда. Наш отец до сих пор занимается творчеством, увлекается чтением, является примером для подражания теперь уже внуков.
Советы и рекомендации
Основные направления развития детей выстраиваются по принципу совместного творчества, которые способствуют творческому и интеллектуальному развитию детей.
Анализ опыта моих детских впечатлений позволяет определить направления этой деятельности с детьми дошкольного возраста:
- организация творческой обстановки или отдельного уголка для детей;
- общение детей с отцом без контроля матери;
- занятие с детьми совместным творчеством (рисованием, пением, лепкой, тестопластикой, дизайном комнаты и др.);
- обучение интеллектуальным играм, проведение семейных турниров;
- организация совместных игр отца с ребенком;
- систематическое чтение детям сказок;
- разработка самодельных игрушек с привлечением самих детей;
- покупка развивающих игрушек, познавательных книжек и энциклопедий;
- самостоятельная поделка костюмов по возможности (не обязательно шитье);
- совместный семейный смотр фильмов, телепередач и обсуждение;
- организация детских праздников в необычной форме;
- приобщение к домашним театральным постановкам;
- похвала и поощрение интеллектуальных достижений и творческой самодеятельности, инициативы детей;
- помощь отца в решении различных проблем детей;
- ненавязчивый, но обязательный контроль учебы;
- пропаганда активной жизненной позиции на примере родителей;
- поддержание веры в успех деятельности, реальность и достижимость поставленных целей и задач;
Заключение
З.Н.Зигматов, исследуя традиции и обычаи народов, их роль в организации воспитательной работы с учащимися, отмечает: “...человек растет, развивается в определенной среде, и весь уклад жизни, обычаи передаются ему с малых лет и влияют на формирование его облика”.
Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и искоренение ошибок в воспитании.
Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.
Список использованной литературы
- Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации, M., изд. Наука, 2005, 132 с.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 2003, 180 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2004, 290 с
- Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 133 с.
- Мы и наша семья / сост. Зацепин В., Цимбалюк В. М., изд. Молодая гвардия, 2004, 415 с.
- Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2005, 254 с.
- Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 206 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 2006, 198 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 351 с.
- “Воспитание школьников” Научно-методический журнал М. 4, 2004
- “Воспитание школьников” Научно-методический журнал М. 10, 2005
- “Семья и школа” Научно-методический журнал М. 11, 2006
- “Семья и школа” Научно-методический журнал М. 11, 2007
- Мать и дитя. Энциклопедия для пап и мам. Ростов н/Д: Издательский дом “Владис”, 2004.