Цель: пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание обучающихся.
Оборудование: презентация, школьные газеты, посвященные знаменательным датам Великой Отечественной войны, грамоты, дипломы педагогам, подготовившим команды, сертификаты участия.
Участники: обучающиеся 9–11 классов.
Ход викторины
Вступительное слово
Ведущий:
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае!
Ведущий:
Впрочем, это было так давно,
Что как будто не было – и выдумано...
Ведущий:
Может быть, увидено в кино,
Может быть, в романе вычитано...
Ведущий: Однако страшные цифры войны – 27 миллионов погибших – говорят нам о том, что это не выдумка и не кино.
Ведущий: 27 миллионов погибших на две с половиной тысячи километров. Это значит: десять тысяч восемьсот убитых на километр, 22 человека на каждые два метра земли!
Ведущий: 27 миллионов погибших за 1418 дней войны. Это значит: 19 тысяч убитых ежедневно, 800 человек в час, тринадцать человек каждую минуту...
Ведущий: 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит – каждый шестой... Вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.
Ведущий: 27 миллионов погибших... А сколько же это не родившихся детей?.. А сколько осталось вдов и сирот?.. Каким счетом измерить человеческое горе?..
Ведущий читает стихотворение времен Великой Отечественной войны (по усмотрению учителя).
Учитель: Итак, мы начинаем с вами литературно-историческую викторину, посвященную Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Викторина делится на 3 раунда, в конце каждого раунда выбывает одна команда, набравшая наименьшее количество баллов. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов в третьем раунде.
Перед началом викторины проведем разминку – каждой команде будет задано по 4 вопроса (2 – по истории, 2 – по литературе). Правильный ответ оценивается 1 баллом. Перед разминкой команды тянут билетики с номером группы.
Разминка
| № группы | Вопросы | Ответы |
| 1 группа | Назовите группы германской армии, которые осуществляли нападение на нашу страну в июне 1941 года. | Север, Центр, Юг |
| Назовите дату капитуляции Германии. | 8 мая 1945 г. | |
| Назовите трех писателей, участников Великой Отечественной войны. | С.Гудзенко, А.Платонов, К.Симонов (могут быть другие варианты ответов) | |
| Назовите двух известных поэтесс, писавших о войне. | Юлия Друнина, Ольга Берггольц | |
| 2 группа | Какие города впервые подверглись атомной бомбардировке? | Хиросима и Нагасаки |
| Как были названы действия Красной Армии в 1944 году? | “Десять сталинских ударов” | |
| Назовите автора стихотворения “Жди меня”. | Константин Симонов | |
| Назовите автора стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...”. | Константин Симонов | |
| 3 группа | Через сколько месяцев после капитуляции Германии СССР должен был объявить войну Японии? | Через три месяца |
| Назовите фамилию самого знаменитого полководца Великой Отечественной войны. | Георгий Константинович Жуков | |
| Назовите автора песни “Журавли”. | Расул Гамзатов | |
| Назовите автора стихотворения “Его зарыли в шар земной”. | Сергей Сергеевич Орлов | |
| 4 группа | Около какого города на реке Эльба встретились советские и американские войска? | Г.Торгау |
| Назовите знаменитую крепость – герой. | Брестская крепость | |
| Советский поэт – фронтовик “умер не от старости, а от старых военных ран”. | Семен Гудзенко | |
| Какой из своих романов А.Н.Толстой закончил писать в день начала войны? | “Хмурое утро” |
После разминки команды задают друг другу по одному интересному вопросу (по жребию), касающемуся истории Великой Отечественной войны.
1 раунд
“Трагическое начало”
| Баллы | Вопросы | Ответы |
| История | ||
| 10 | Назовите дату начала Великой Отечественной войны. | 22 июня 1941 г. |
| 20 | Как назывался немецкий план ведения войны против СССР? | “Барбаросса” |
| 30 | Кто обратился к советским людям 22 июня 1941 года с заявлением о начале войны с Германией? | Вячеслав Михайлович Молотов |
| 40 | Этими словами стала заканчиваться любая сводка с фронта. Назовите эти слова. | Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами! |
| Литература | ||
| 10 | “Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит!” Назовите автора этих строк. |
Муса Джалиль |
| 20 | Великая Отечественная война сделала этого писателя фронтовым корреспондентом газет “Красная звезда”, “Броня”, “Одухотворенные люди”. | Андрей Платонов |
| 30 | Поэт фронтового поколения, будучи студентом, добровольцем ушел на фронт. Самое известное стихотворение “Сороковые”. | Давид Самуилович Самойлов |
| 40 | Назовите писателя и его произведение о жизни крестьянских детей в послевоенное время, у которых любимым лакомством был пряник. | В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой” |
2 раунд
“Коренной перелом”
| Баллы | Вопросы | Ответы |
| История | ||
| 10 | Какое название носила операция фашистской Германии по захвату Москвы? | “Тайфун” |
| 20 | Какое значение в ходе войны имела Сталинградская битва? | Начало коренного перелома в ходе войны |
| 30 | Перед этой битвой немецкое командование сосредоточило значительные силы, состоящие прежде всего из бронетанковых дивизий, оснащенных танками современных моделей “Тигр” и “Пантера”. Что это за битва? | Курская битва |
| 40 | Как называлась операция, которую развернули партизанские отряды с 3 августа по 15 сентября 1943 года, которая парализовала транспортное сообщение в тылу врага? | “Рельсовая война” |
| Литература | ||
| 10 | Когда в 9141 г. Враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: “Ребята, не Москва ль за нами?” Откуда взяты эти слова, кто их автор? | “Бородино”. М.Ю.Лермонтов |
| 20 | Кому принадлежат эти строки:
|
А.Т.Твардовский “Василий Теркин” |
| 30 | Назовите имя героини М.Алигер, которой
принадлежат эти слова:
|
Зоя Космодемьянская |
| 40 | Назовите рассказ об уроках доброты. | В.Распутин “Уроки французского языка” |
3 раунд
“Великая Победа”
| Баллы | Вопросы | Ответы |
| История | ||
| 10 | Как называлась операция советских войск по освобождению Белоруссии? | “Багратион” |
| 20 | Как назывались укрепления фашистов на Днепре, о которых А.Гитлер сказал следующее: “Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его”? | “Восточный вал” |
| 30 | Назовите дату проведения Крымской (Ялтинской) конференции. | Февраль 1945 года |
| 40 | Когда и кем было водружено Красное Знамя Победы над рейхстагом? | 30 апреля 1945 г. Михаил Егоров и Мелитон Кантария |
| Литература | ||
| 10 | Веселый, задорный, никогда не унывающий литературный солдат. | Василий Теркин |
| 20 | Назовите автора рассказа “Судьба человека” | М.А.Шолохов |
| 30 | Советский писатель, пленник Архипелага ГУЛАГ | А.И.Солженицын |
| 40 | Рассказ А.И.Солженицына, где описываются картины послевоенной деревни. | “Матренин двор” |
Подведение итогов.
Награждение и вручение грамот, дипломов, сертификатов, подарков.