Класс: 9 класс.
Время: 90 мин.
Цель урока: изготовить пасхальное яйцо.
Задачи урока:
- Закрепить технологию и приёмы выжигания по дереву; расширить запас знаний и умений по художественной обработке древесины;
- Познакомить учащихся с определением «Орнамент».
- Корригировать мышление учащихся путем анализа.
- Развивать творческие способности учащихся.
Объект труда: пасхальное яйцо.
Материалы: заготовки пасхальных яиц.
Инструменты: выжигатель, копировальная бумага.
Оборудование: Презентация «Выжигание по древесине. Изготовление пасхального яйца», эскизы орнаментов; образцы материалов (фанера, ламинат, кожа, ДСП, ДВП).
Технические сведения: приемы работы с выжигателем;
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Практическое занятие – развитие навыков работы с выжигателем.
Технологическая карта урока:
Этап урока | Дидактические задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.) | Настроить учащихся на рабочий лад. | Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. | Организация рабочего места. |
2. Сообщение темы урока, его цели (5 мин.) | Активизация опорных знаний. | Сообщение темы, цели урока | |
3. Объяснение материала (25 мин.) | Сформировать у учащихся конкретные представления о празднике «Пасха», орнаменте | Беседа (показ слайдов). | Технология изготовления пасхального яйца |
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) | Составление эскиза для пасхального яйца с соблюдением правил орнамента | Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с выжигателем, перевод рисунка на изделие. Текущий инструктаж: следить за ТБ. Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения эскиза. |
|
5. Итоги урока (10 мин.) | Систематизация и обобщение приобретенных знаний. | Самоконтроль, взаимоконтроль. Ответы учащихся. |
|
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) | Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. | Уборка рабочих мест, класса. |
Ход урока
Содержание урока | Целевая установка заданий |
I. Орг. момент. (слайд 1) | Организация учащихся на урок, проверка списочного состава и рабочей формы. ТБ |
II. Актуализация знаний. Опрос по теме: Древесные материалы. – Какие материалы используются для изготовления этих предметов? – Выберите правильный вариант ответа. К лиственным породам относятся: (слайд 2) а) берёза, осина, ольха, дуб б) сосна, липа, клён, осина в) ольха, лиственница, вяз 2.Породу деревьев определяют по: (слайд 3) а) количество колец, цвет, запах б) текстура, сердцевина, цвет в) текстура, запах, цвет 3. Что показывают годичные кольца: (слайд 4) а) твёрдость дерева б) возраст дерева в) рисунок древесины 4. К древесным материалам относятся: (слайд 5) а) ДСП, ДВП, пластик б)ДВП, ДСП, фанера в) фанера, ДВП, поролон |
Повторение изученного материала, который необходим для изучения нового. Создание ситуации для выбора правильных ответов на вопросы теста. |
III. Постановка проблемы. Практическая работа. (слайд 6) – На партах у вас лежат образцы различных материалов (фанера, ламинат, кожа, ДСП, ДВП). Задание: отберите материалы пригодные для выжигания и обоснуйте свой ответ. Возникла проблема: можно ли выжигать на коже? |
Обучающиеся самостоятельно выбирают и выполняют задание. |
IV. Сообщение темы и целей урока. (слайд 7) Тема нашего сегодня урока «Выжигание по дереву.Изготовление пасхального яйца (конкурс «Пасхальное яйцо) Цели урока:(слайд 8) Закрепить технологию и приёмы выжигания по дереву; расширить запас знаний и умений по художественной обработке древесины; познакомить учащихся с определением «Орнамент»; Все эти знания и умения понадобятся вам при изготовлении пасхального яйца. |
Создание ситуации для самоопределения обучающихся и принятия ими цели урока. Создание ситуации для восприятия программного материала. |
V. Работа по теме урока. Рассказ учителя с опорой на слайды. – Я предлагаю вам прослушать необычную, удивительную мелодию. (Праздничный колокольный перезвон). – Что вы услышали? – Мы часто сейчас по праздникам слышим, как звучат колокола в нашем храме, говорим о праздниках, обрядах, обычаях. – Кто из вас знает какой праздник приближается? – (слайд 9) Пасха – праздник Светлого Христова Воскресенья. Это центральное событие в духовной жизни христианства, всегда отмечается с огромным торжеством и радостью. Как вы и ваши близкие готовятся к празднику? Пасхальные яйца один из главных компонентов праздничного пасхального стола. (слайд 10) У каждого народа сложились свои традиции в украшении и росписи яиц. Яйца украшали в Древнем Египте, Греции, Риме, Китае, вокруг них было сложено множество легенд и мифов. (слайд 11) В славянских поверьях яйцо служило символом Солнца и Жизни. – На прошлом уроке мы с вами выточили заготовки для наших с вами сувениров. – Сегодня начнем с вами работу по украшению пасхальных яиц. Вы сможете проявить свою фантазию, творчество, оформив собственные изделия, которые станут хорошим подарком вашим родным и близким. Виды украшения яиц. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; (слайд 12) если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. (слайд 13) Ещё были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. (слайд 14) – Что же такое орнамент?(слайд 15) (от лат. оrnamentum – украшение) Это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Виды орнаментов. (слайд 16)Геометрический – это орнамент, который состоит из геометрических фигур: – КАКИХ? кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов, ромбов. (слайд 17) Растительный – это орнамент, который состоит из растительных элементов КАКИХ?: цветы, листочки, завитки, травинки. (слайд 18) Животный – орнамент с изображением животных, принято называть зооморфными или тератологическими. (слайд 19) Человеческий – орнамент с изображением людей. (слайд 20) Предметный – орнамент, который состоит из изображений военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства |
|
VI. Самостоятельная работа учащихся. (слайд 21) – Мы с вами будем использовать растительный или геометрический орнаменты. – Сначала вы рисуете орнамент простым карандашом на заготовке, а затем будем выжигать. – На партах у вас эскизы орнаментов, вы можете использовать элементы при составлении своего, (слайд 22)Я приготовил эскизы символа пасхального яйца – это заглавные буквы ХВ. – Кто знает, что они обозначают? – Давайте вспомним, что же такое выжигание? (слайд 23) – Чем мы пользуемся при выжигании?(слайд 24) – Какие правила безопасной работы вы знаете при работе с выжигателем? (слайд 25) – Назовите правила работы выжигателем. (слайд 26) – Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним последовательность работы при работе с выжигателем:(слайд 27) 1. Выбор эскиза или рисунка. 2. Подбор заготовки, у нас с вами будет заготовка яйца. 3. Перенос эскиза на заготовку или рисование. 4. Выжигание по контуру. 5. Контроль и исправление ошибок. |
Создание условий для выполнения логических операций по разработке алгоритма. Самооценка учащимися, коллективное обсуждение качества выполненных работ, разбор допущенных ошибок. |
VII. Подведение итогов урока: Что нового узнали на уроке? – С какими чувствами украшали пасхальные яйца? – Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это ваши сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. |
Работа учащихся