Учебные задачи:
- ввести в круг чтения уч-ся произведения К.Г.Паустовского
- закрепить знания о художественном и научно-познавательном рассказах
- учить работать с текстом произведения (выделение фактов и их описание)
- учить понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства) произведения
- учить выражать свою точку зрения, вести беседу (коммуникативные УУД)
- формировать регулятивные УУД: выбирать оптимальный алгоритм решения задачи
Учебные умения:
- различать литературные жанры
- называть произведения К.Г.Паустовского, вошедшие в круг чтения
- самостоятельно работать с текстом, используя разные формы чтения
- овладевать основными видами речевой деятельности
Ход урока
I Выявление читательского опыта
Эпиграф урока:
“Ничего нет в мире милее для меня, чем трогающая сердце то силой, то грустью, то покоем и радостью наша природа...”
(К.Г. Паустовский)
1.- Прочитайте эпиграф (записан на доске). Какие чувства вызывала природа у К.Г.Паустовского?
2.- Давайте вспомним уже прочитанные нами произведения и ещё раз понаблюдаем над необыкновенным даром автора описывать природу.
- Из каких произведений отрывки? (читают, заранее подготовленные уч-ся)
- “Чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах...” (“Кот - ворюга”)
- “Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков...” (“Заячьи лапы”)
- Писатель искренен и точен в своих описаниях природы. А какие это произведения по жанру?
- Почему для описания природы автор выбрал именно этот жанр?
II Обогащение читательской деятельности
1.- Прочитайте название темы урока (запись на доске) О чём будет новое произведение?
- Можно ли прочитать название с другой интонацией (запись на доске)?
- Паустовский умел слушать и понимать природу, давайте познакомимся с его новыми наблюдениями.
2. Чтение текста произведения (учитель или заранее подготовленные уч-ся)
- Можете ли сразу определить жанр произведения? Подумаем об этом до конца урока.
- С какого эпизода начинается текст? Сколько абзацев занимает этот эпизод?
Чтение отрывка.
- Какие приметы запомнили? Какое народное слово использовал автор? Почему использовал именно это слово? Как объясняет значение этого слова “Толковый словарь”. Прочитайте (на партах “Толковый словарь” С.И.Ожегова)
- Какие ещё приметы приводит автор в первом эпизоде?
- Просмотрите текст дальше и попробуйте определить границы следующего эпизода. Сколько он занимает абзацев? Определите, о чём это эпизод? Какое слово использует автор, чтобы ярко и точно описать начало дождя? Прочитайте, как сам автор объясняет значение этого слова. Как ещё характеризует действие дождя автор? Найдите и прочитайте. Почему Паустовский любой дождь называет дождиком?
- Проверим, как запомнили авторские слова о дожде. Какие глаголы использует автор, описывая дождь? Назовите (на доске выставляются карточки со словами) В каком значении употребляются глаголы?
- Как меняется состояние природы, когда идёт дождь? Прочитайте фрагменты.
- Давайте вспомним название текста, который читаем. Можем ли, разобрав два первых эпизода, рассказать, какие бывают дожди?
3.- Будем читать дальше, выполняя следующее задание: какие виды дождя описал автор и как. Попробуйте по этим описаниям сделать набросок. Творческая работа в группах. Проверка выполнения задания: дети по группам демонстрируют наброски, уч-ся определяют, какой вид дождя изображён.
III Обобщение читательской деятельности
1.- Удалось ли автору рассказать о том, какие бывают дожди?
- Можем ли мы теперь утвердительно прочитать название текста? (запись на доске)
- Уточните жанр произведения.
- Как вы думаете, все ли виды дождя описал автор? Как говорил об этом сам автор, прочитайте. Нужно ли было Паустовскому написать о всех видах дождя? Какова цель создания этого и любого другого произведения? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
2. Домашнее задание: для желающих – придумать текст “Мой любимый дождь”; для всех - прочитать и пересказать отрывок о каком-либо из видов дождя, описанном К.Г.Паустовским.
3. - Чем удивил вас автор? Над чем задумались?
- Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые люди становятся поэтами, писателями... Людей творческих, каким несомненно был К.Г. Паустовский, отличает особое умение видеть и слышать то, что не увидели и не услышали другие. Они тоньше чувствуют, неравнодушны к действительности. Их души полны впечатлений. Желаю и вам учиться быть такими!
Список, использованной литературы.
1. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова “Литературное чтение” Программа 1-4 классы. Москва, “Вентана-Граф”, 2012
2. Л.А.Ефросинина “Литературное чтение” Методическое пособие для 3 класса. Москва, “Вентана-Граф”, 2013
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа Москва, “Просвещение”, 2011