Современная музыкальная педагогика проявляет значительный интерес к инновационным – нетрадиционным, креативным формам обучения. Целью новых методик становится воспитание личности музыканта, обладающей высоким потенциалом, ярким художественным воображением, креативными качествами.
Креативный (от английского creativity) – означает для нас многое. Это комплексное развитие слуха, ритма, памяти, воображения, мышления учащегося в творчески активных формах: заранее продуманных и предусмотренных для этой цели заданиях. Такие задания являются типичными формами межпредметной связи и могут быть с успехом использованы в любых предметах, где применяется нотный текст. В том числе, и в качестве иллюстрации на уроках музыкальной литературы или слушания музыки, в условиях чтения с листа нотного текста на уроках фортепиано или ансамбля и, конечно же, на уроках сольфеджио.
Одно из важнейших универсальных правил в работе с музыкальным текстом можно сформулировать следующим образом: “Музыкальное содержание первоначального (первичного) композиторского текста не может полностью совпадать с содержанием вторичного текста, который творит (интерпретирует) исполнитель”. Как правило, при изучении музыкального произведения педагоги акцентируют внимание на его грамматической стороне, т.е. при разборе традиционно опираются на обозначения грамматики нотного текста: тональность, размер, динамика, темп, знаки артикуляции, а на сольфеджио – интервал, аккорд, тональность, ступень лада, длительность, ритмическая фигура. Но фактура произведения, его нотная графическая запись и даже заголовок часто вводят в заблуждение “читающего” нотный текст исполнителя.
Музыкальная семантика и музыкальная поэтика открывают пути для понимания содержания музыкального текста и обеспечивают творческие отношения с ним исполнителей – педагога и ученика.
Семантика – это изучение смысловых структур музыкального текста. В основе музыкальной семантики и семантического анализа лежит общение исполнителя не просто с нотным текстом, а с текстом музыкальным. Их отличие заключается в том, что нотный текст включает в себя элементы грамматики и графики, а музыкальный содержит смысловые структуры, устойчивые интонационные обороты с закреплёнными значениями. Такие структуры называются ключевыми интонациями. Они легко узнаются учащимися в разных текстах и помогают юным исполнителям конкретизировать содержание музыкального произведения. Здесь можно использовать сравнение с литературным текстом, по отношению к которому актуально понятие “читать между строк”. Такие области, как музыкальная поэтика и семантика помогают видеть “смысл между строк” в графике (лексикографии) нотного текста, разбираться в структуре содержания, уметь обнаруживать “текст и подтекст” сочинения, грамотно анализировать его смысловую организацию. Ключевые интонации могут быть явными и скрытыми. Явные интонации легко обнаруживаются в тексте. Скрытые интонации завуалированы в мелодическом и ритмическом рисунке произведения, их необходимо предварительно выявить.
Целью музыкальной семантики является воспитание культуры творческого отношения юного исполнителя к музыкальному тексту, а также воспитание элементарных навыков композиторского творчества. Так, на основе связи звука со смыслом, а темы с музыкальным образом, ученик-исполнитель включается в проблемные ситуации сюжетного действия и учится произносить музыкальный текст в разных вариантах. Ученик-композитор учится его преобразованию. Ученик-слушатель задумывается над содержанием и смыслом, изучает интонационный словарь. Ученик-режиссёр создаёт собственные версии и новые композиции.
Содержание музыкального произведения раскрывается и с помощью понятий музыкальной поэтики. Поэтика – это смысловая организация художественного текста. Категориями поэтики являются: герой, персонаж, диалог, реплика, сюжет. Герои и персонажи являются участниками событий и включаются в музыкальные диалоги, где находятся в ситуации речевого высказывания или сюжетного действия. Семантический анализ помогает обнаружить и структурно обозначить границы реплик героев, которых трудно выявить при традиционном анализе синтаксических структур.
Знакомство с категориями семантики и поэтики происходит в форме интонационного этюда. Интонационный этюд – это результат преобразования первоначального музыкального текста на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций произведения с последующим его исполнением. Форма интонационного этюда позволяет моделировать множество проблемных ситуаций, благодаря которым музыкант учится осмысленно исполнять музыкальный текст: осознанно воспринимать регистровые краски и динамические оттенки, постепенно осваивает навыки артикуляции на интонационно-образной основе.
Интонационный этюд предполагает организацию ролевых игр с разделением музыкального материала на реплики и вариантным их произнесением “от лица” разных героев, персонажей. В игровой форме учащиеся знакомятся с терминами поэтики (сюжет, реплика, диалог), которые способствуют пониманию содержания музыкального произведения. Форма интонационного этюда уже с первых шагов нацеливает юного исполнителя на приобретение навыков варьирования, аранжировки преобразования нотного текста. Перед учеником открывается возможность оказаться за пределами композиторского текста и создать собственный вариант музыкального сочинения. Всё это развивает творческое мышление ученика, способствует приобретению начальных импровизационных навыков, позволяет сделать процесс обучения увлекательным.
Благодаря этому методу преподаватель может ставить перед учеником разные задачи: художественные (создать сюжет, придумать название), исполнительские (интонирование на интонационно-образной основе), творческие (преобразование музыкального текста).
Таким образом, ученик в игровой форме под руководством учителя узнаёт о том, как устроен музыкальный текст, как обнаружить в нём героя и персонажа, найти диалоги и сюжет, наметить исполнительский сценарий сочинения, и даже поспорить с редактором. Понимание содержания музыкального текста позволяет придумывать варианты исполнения, делать аранжировки, а также учиться грамотной артикуляции текста на основе анализа семантических фигур. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, возникающая в результате совместной деятельности учителя и ученика, раскрепощает учащихся на уроке, развивает личностные качества, позволяет экспериментировать, творить, решать художественные задачи самостоятельно. Это воплощается в нетрадиционной форме ансамблевого музицирования – интонационный этюд, который носит универсальный характер, т.к. может применятся практически в любой учебной дисциплине. Целью применения категорий и понятий музыкальной семантики и поэтики является приобщение исполнителей к таким видам творческой работы с музыкальным текстом, как исполнительская интерпретация, импровизация, композиция и аранжировка.
Словарь основных терминов.
Кто создаёт музыкальный текст?
Композитор – автор музыкального произведения.
Исполнитель – автор вторичного текста, посредник между композитором и слушателем, который воспроизводит музыку с помощью исполнительских средств. Основные среди них – тепм, динамика, артикуляция.
Виды музыкального текста
Нотный текст – запись, представленная нотной графикой, выполненной на основе правил грамматической и синтаксической организации музыкального текста.
Музыкальный текст – содержательный уровень нотного текста. Обнаруживается на основе семантического анализа произведения, описывается в категориях поэтики.
Композиторский текст – первичный текст (уртекст), сочинённый и записанный автором музыкального произведения.
Исполнительский текст – вторичный текст, подготовленный исполнителем для выступления на сцене.
Исполнительский сценарий – вторичный текст, созданный исполнителем на основе трактовки авторского содержания в результате семантического анализа его смысловых структур.
Аранжировка – преобразование текста исполнителем, в результате которого происходит трансформация жанра и первоначального авторского содержания.
Интонационный этюд – репетиционная форма музицирующей деятельности, направленная на создание исполнителем различных вариантов вторичных текстов на основе смысловой расшифровки ключевых интонаций. В учебной деятельности предполагает разработку ролевых игр и исполнение текста в ансамбле (к примеру, на одном или двух фортепиано) путём развёртывания двухручного текста в смысловую партитуру.
Интерпретация – это толкование музыкального произведения исполнителем. Целью интерпретации является раскрытия замысла произведения.
Словарь терминов музыкальной поэтики
Смысловые структуры – главные составляющие содержания музыкального текста. К ним относятся: герой, персонаж, диалог, монолог. Сцена, сюжет, действие, событие. Они проявляются в тексте через конкретные признаки – категории семантики: семантическая фигура (ключевые интонации текста), интонационная лексика.
Герой – действующее лицо художественного произведения.
Персонаж – герой с определёнными чертами характера. В конкретных произведениях (сказках, мультфильмах, театральных постановках) имеет собственное имя. Например, Красная шапочка, Колобок, Буратино, Баба-Яга, Микки Маус и др.
Диалог – смысловая структура, обеспечивающая в музыкальном тексте присутствие образов героев (персонажей), находящихся в ситуации речевого высказывания или сюжетного действия.
Реплика – смысловая структура диалога, ограничивающая высказывание героя или персонажа.
Сюжет – развёртывание событий (действий героя) в содержании какого-либо литературного, театрального или музыкального произведения.
Словарь терминов практической семантики
Семантическая фигура – интонационный оборот с закреплённым значением, узнаваемый в разных текстах в связи с конкретными образными представлениями. Например: фанфара, роговый сигнал, “фигура притопа”, ритм шага, ритм бега, фигура прыжка, интонация жалобы и т.д.
Ключевая интонация – главная, наиболее часто встречающаяся фигура с закреплённым значением, которая выполняет основную смысловую нагрузку в тексте.
Интонационная лексика – совокупность семантических фигур, составляющих интонационный словарь эпохи, стиля, школы или конкретного композитора.
Список используемой литературы.
- Грошева, С. Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / С.Грошева. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2005. – 67 с.
- Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио (в 4-х выпусках); отв. ред.-соств. Л.Шаймухаметова / УГАИ. – Уфа: РИЦ УГАИ. Вып. 1-4. Тухватуллина Н. Интонационные этюды и ролевые игры: методическая разработка / Н.Тухватуллина. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 1998. – 16 с.
- Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Научно-методический вестник Лаборатории музыкальной семантики // Приложение к российскому специализированному журналу “Проблема музыкальной науки” / Автор и руководитель проекта Л.Шаймухаметова. – Уфа, 2008. – №1-2. №1 (3), №2 (4), №3 (5), №4 (6)
- Фёдорова, Л. Весёлое сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ / Л. Федорова. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ. – РИЦ УГАИ, 2005. – 87 с.
- Шаймухаметова Л.Н., Кириченко П.В. Интонационные этюды в классе фортепиано. – Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ. – РИЦ УГАИ, 2002. – 126 с.