Урок русского языка по теме "Корень слова". 3-й класс. УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Планируемые результаты изучения темы “Состав слова”:

  • учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы;
  • работать со словарём однокоренных слов; работать с памяткой “Как разобрать слово по составу”;
  • образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • составлять описательный текст по картине.

Цели. Уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, учить находить корень в словах.

Оборудование: дополнительный материал к уроку (карточки), словари, памятки “Как найти корень слова”, игровые видеоупражнения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

II. Проверка домашнего задания.

Работа с толковым словарём. Нахождение лексического значения слова “корень”

Корень - подземная часть растения.

Корень - внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.

Корень – часть слова. (Слайд 2, 3, 4)

Презентация.

III. Актуализация знаний.

1. Где мудрость, там и успех, где разум, там и процветание во всём.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Запишите любую из пословиц в тетрадь.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке аккуратно вывожу.

2. Прочитайте группы слов ( Слайд 5, слайд 6)

1 2
ученик

школьник

обучающийся

класс

классная

одноклассник

- Что можете сказать про каждую группу слов?

- Сформулируйте тему урока. ( Слайд 7)

- Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Самоопределение к деятельности.

1.

Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.

- Составьте алгоритм, по которому будем находить корень.

(1 шаг. Подбираем группу однокоренных слов с одним и тем же лексическим значением.

2 шаг. Находим общую часть слов.

3 шаг. Выделяем корень.

2. Образование родственных слов.

- Найдите корень в словах. (Слайд 8,9,10)

- Попробуем посадить семечко, под названием “ход”. Понаблюдаем, какие “вырастут” слова из этого корня.

Ходим, ходики, ходули, ходунки, поход, переход, походка. (Дети слова записывают в тетрадь в один столбик)

- Что можете сказать про эти слова? (Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением)

3. Работа в парах по образованию слов. (Слайд 11)

1 ряд-сад (садик, садовая, садовник)

2 ряд-корм (кормушка, кормить, кормовая)

3 ряд-берёза (берёзка, березняк, берёзовая)

V. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 130.

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)

2. Задание-шутка.

Гусеница повстречала семью гусей.

- Вы кто такие?

- Я - гусь, это гусыня, а это наши дети - гусята. А ты кто?

- Я ваша родственница-гусеница.

- Права ли гусеница?

- Почему?

Составление правила о корне слова.

Корень слова - это главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

4. Знакомство с правилом от Мудрой Совы. (с.74)

VI . Физминутка.

Из-за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!

VII. Закрепление изученного материала.

1. Развитие речи. (На экране текст упр. 131 с пропущенными словами. Задание: вставить подходящие по смыслу слова)

2. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 131.

- Найдите однокоренные слова.

- Объясните их лексическое значение.

- Какая часть в каждом из однокоренных слов “хранит” общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Выполните письменное задание к упражнению.

Взаимопроверка.

3. Синтаксический разбор. (Слайд 12)

Долину окружали лесистые горы.

- Какое предложение по цели высказывания?

- По интонации.

- Докажите, что это простое предложение.

4. Фонетический разбор слова “лесок”

5. Игра “Помоги братьям лосям спуститься на землю”

- Докуко Настя ведёт игру. Фендель Александр фиксирует на компьютере правильные ответы, которые дают дети.

1 лось. Молодой, молодость, молоденький, молодец.

2 лось. Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый.

3 лось. Серебро, серебрить, серебряный.

4 лось. Ночь, ночной, ночник, ночевать.

VIII. Рефлексия. Самооценка.

Игра “Третий лишний”. (Слайд 13)

- Назовите лишнее слово.

Желток, железо, жёлтый.
Белый, белка, белить.
Циркач, циркуль, цирк.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.

Работа по карточкам.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Лекарство стекло с ложечки.

2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.

3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Вода в реке была уже холодная.

2. Водитель остановил автобус.

3. Водяной распевал песни .

Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.

1. Белой краской бабушка покрасила стул.

2. На ветке сидела белка.

3. Стены в классе пришлось перебеливать.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока.

- По вашему мнению, наш урок достиг цели?

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока

- А какую связь с нашим  уроком  вы заметили? (В пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Что такое корень?

- Назовите признаки однокоренных слов.

X. Домашнее задание. (Слайд 14)

Стр.75 упр.132

- Ребята дома вам предстоит выбрать родственные слова и выделить у них корень.

  • 1 группа. Составить из слов текст.
  • 2 группа. Составить 3 словосочетания.
  • 3 группа. Составить одно предложение , выписать из него словосочетания.

Спасибо за работу на уроке! (Слайд 15)