Планируемые результаты изучения темы “Состав слова”:
- учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и синонимы;
- работать со словарём однокоренных слов; работать с памяткой “Как разобрать слово по составу”;
- образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
- составлять описательный текст по картине.
Цели. Уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, учить находить корень в словах.
Оборудование: дополнительный материал к уроку (карточки), словари, памятки “Как найти корень слова”, игровые видеоупражнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II. Проверка домашнего задания.
Работа с толковым словарём. Нахождение лексического значения слова “корень”
Корень - подземная часть растения.
Корень - внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.
Корень – часть слова. (Слайд 2, 3, 4)
III. Актуализация знаний.
1. Где мудрость, там и успех, где разум, там и процветание во всём.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Запишите любую из пословиц в тетрадь.
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке аккуратно вывожу.
2. Прочитайте группы слов ( Слайд 5, слайд 6)
1 2 ученик школьник
обучающийся
класс классная
одноклассник
- Что можете сказать про каждую группу слов?
- Сформулируйте тему урока. ( Слайд 7)
- Чему мы будем учиться на уроке?
IV. Самоопределение к деятельности.
1.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
- Составьте алгоритм, по которому будем находить корень.
(1 шаг. Подбираем группу однокоренных слов с одним и тем же лексическим значением.
2 шаг. Находим общую часть слов.
3 шаг. Выделяем корень.
2. Образование родственных слов.
- Найдите корень в словах. (Слайд 8,9,10)
- Попробуем посадить семечко, под названием “ход”. Понаблюдаем, какие “вырастут” слова из этого корня.
Ходим, ходики, ходули, ходунки, поход, переход, походка. (Дети слова записывают в тетрадь в один столбик)
- Что можете сказать про эти слова? (Однокоренные слова - это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же лексическим значением)
3. Работа в парах по образованию слов. (Слайд 11)
1 ряд-сад (садик, садовая, садовник)
2 ряд-корм (кормушка, кормить, кормовая)
3 ряд-берёза (берёзка, березняк, берёзовая)
V. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 130.
- Прочитайте.
- Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму. (Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.)
2. Задание-шутка.
Гусеница повстречала семью гусей.
- Вы кто такие?
- Я - гусь, это гусыня, а это наши дети - гусята. А ты кто?
- Я ваша родственница-гусеница.
- Права ли гусеница?
- Почему?
Составление правила о корне слова.
Корень слова - это главная, значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
4. Знакомство с правилом от Мудрой Совы. (с.74)
VI . Физминутка.
Из-за парт все выходите
И лопаточки берите.
Мы копаем, мы копаем,
В почву семена сажаем.
Разрастётся в почве корень,
Урожая будет “море”.
Вот морковка, вот редис,
Окопали барбарис.
Поливали, удобряли,
Славный урожай собрали!
VII. Закрепление изученного материала.
1. Развитие речи. (На экране текст упр. 131 с пропущенными словами. Задание: вставить подходящие по смыслу слова)
2. Работа по учебнику. Стр. 74 упр. 131.
- Найдите однокоренные слова.
- Объясните их лексическое значение.
- Какая часть в каждом из однокоренных слов “хранит” общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Выполните письменное задание к упражнению.
Взаимопроверка.
3. Синтаксический разбор. (Слайд 12)
Долину окружали лесистые горы.
- Какое предложение по цели высказывания?
- По интонации.
- Докажите, что это простое предложение.
4. Фонетический разбор слова “лесок”
5. Игра “Помоги братьям лосям спуститься на землю”
- Докуко Настя ведёт игру. Фендель Александр фиксирует на компьютере правильные ответы, которые дают дети.
1 лось. Молодой, молодость, молоденький, молодец.
2 лось. Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый.
3 лось. Серебро, серебрить, серебряный.
4 лось. Ночь, ночной, ночник, ночевать.
VIII. Рефлексия. Самооценка.
Игра “Третий лишний”. (Слайд 13)
- Назовите лишнее слово.
Желток, железо, жёлтый.
Белый, белка, белить.
Циркач, циркуль, цирк.
Гром, громкий, громадный.
Вода, водитель, подводный.
Работа по карточкам.
Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Лекарство стекло с ложечки.
2. Через стекло я наблюдал за первым снегом.
3. Стеклянная сова предназначалась победителю игры.
Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Вода в реке была уже холодная.
2. Водитель остановил автобус.
3. Водяной распевал песни .
Найди родственные слова и выдели корень. Обоснуй свой ответ.
1. Белой краской бабушка покрасила стул.
2. На ветке сидела белка.
3. Стены в классе пришлось перебеливать.
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока.
- По вашему мнению, наш урок достиг цели?
- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока
- А какую связь с нашим уроком вы заметили? (В пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
- Что такое корень?
- Назовите признаки однокоренных слов.
X. Домашнее задание. (Слайд 14)
Стр.75 упр.132
- Ребята дома вам предстоит выбрать родственные слова и выделить у них корень.
- 1 группа. Составить из слов текст.
- 2 группа. Составить 3 словосочетания.
- 3 группа. Составить одно предложение , выписать из него словосочетания.
Спасибо за работу на уроке! (Слайд 15)