Тема урока: "Такая разная осень". А.С. Пушкин "Осень", К.Бальмонт "Осень", Ф.Тютчев "Есть в осени…"

Разделы: Начальная школа


Базовый учебник: Литературное чтение. 3класс. «В одном счастливом детстве». Авторы: БунеевР. Н., Бунеева Е. В.

Цель  урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению поэтического слова великих русских поэтов.

Задачи:

  • Обучающие:
    • познакомить с творчеством великих русских поэтов;
    • учить детей чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;
    • совершенствовать навыки выразительного чтения;
    • совершенствовать умения выделять языковые средства художественной выразительности;
    • познакомить с литературным приемом – олицетворение.
  • Развивающие: развивать эмоции, чувства, воображение, фантазию, творческие способности детей; пробудить желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
  • Воспитательные: воспитывать в детях чувство поклонения перед красотами родной природы, родной земли; любовь к своему Отечеству.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: практическая и исследовательская.

Необходимое техническое оборудование: компьютерные установки для использования ЭОР ЕК и ФЦИОР.

Структура и ход  урока

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время
(в мин.)
1 Организационный этап   Настраивает учащихся к общению. Проверяет готовность учащихся к уроку Дети проверяют наличие учебных принадлежностей для работы на уроке 1 мин
2 Проверка домашнего задания   Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении Дети демонстрируют выполнение домашнего задания. Сообщают о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий 3 мин
3 Сообщение темы и цели урока. ЭОР
Портрет А.С. Пушкина
http://school-collection.edu.ru
Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта.
Обеспечивает мотивацию учения, включает в совместную деятельность по определению целей урока.
Введение в новый раздел «Глухая пора листопада»
Рассмотривают иллюстрацию (с. 174-175). Что можно предположить о содержании нового раздела?
Обобщение по вводной беседе.
Демонстрация портрета А. Пушкина. (Рассказ о поэте).
Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока
Дети работают с иллюстрацией учебника. Делятся субъективным опытом (показывают личностное осмысление, демонстрируют опорные знания).

Дети читают имена поэтов, отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Слушают рассказ учителя о поэте

3 мин
4 Изучение нового материала ЭОР
Портрет Ф.И. Тютчева
http://school-collection.edu.ru
Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта

 ЭОР №4
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» в исполнении В. Попова
Образец актерского чтения стихов совершенствует навыки выразительного чтения детей.

ЭОР
И.И. Левитан "Золотая осень"

Демонстрация картин русских художников воспитывает любовь к родной природе, к русской культуре. Развивает художественный вкус детей.

Работа по учебнику.
Чтение стихотворения А. Пушкина «Осень» учителем.
Словарная работа. Все ли слова знакомы? Объясните значение слов: «очи», «багрец», «сень».
Анализ стихотворения  А. Пушкина.
Почему рядом противоречивые фразы: «унылая пора», «очей очарованье»?
«Пышное увядание» –  как вы это представляете? Какая же осень у Пушкина? За что он любит осень?
Работа над выразительностью чтения стихотворения.

Знакомство со стихотворением  К. Бальмонта «Осень»
Работа с текстом:
– первичное чтение;
– выявление первичного восприятия;
Какая осень у этого поэта?
Сравните с описанием осени  у А. Пушкина.
Есть что-то общее в этих стихах?
Знакомство со стихотворением Ф. Тютчева.
Демонстрация портрета Ф. Тютчева.
Прослушивание аудиозаписи чтения стих. Актером.
Анализ стихотворения.
– Что же это за «короткая, но дивная пора» в начале осени? Какой вы ее представили?
Сравните описание осени этого поэта с другими стихотворными произведениями.
Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень».  – Почему осень называют «золотой»? Какие краски использует художник? С каким чувством писал художник картину?
Что из увиденного художником, наблюдали вы время осенней экскурсии?
Соотнесение словесного, зрительного образов.
Найдите в стихотворении А.  Пушкина строки, которыми можно подписать картину И.  Левитана.
Рисование осеннего пейзажа

 Дети слушают образец выразительного чтения стихов учителем.

 Дети объясняют значение слов, составляют цепочки слов: очи – очарованье, багрец – багряный, сень – покров деревьев.

 Анализируют поэтический текст, делают вывод о том, что осень – любимое время года А. Пушкина.

Участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного стихотворного произведения.

Учатся декламировать стихи (определяя интонацию,  темп, смысловые паузы, логические ударения)

Сравнивают описание осенней природы в стихах А. Пушкина, К. Бальмонта и Ф. Тютчева.

 

 

Дети слушают образец актерского чтения стих Ф. Тютчева.

Дети читают про себя, вслух, анализируют текст, выполняют творческое задание 4 в тетради,  с. 28.

Дети рассматривают картину И. Левитана, делают описание осеннего пейзажа, используя личные наблюдения, полученные на осенней экскурсии. 

Дети сравнивают красоту поэтического слова с красотой родной природы на картинах русских художников. 

Дети изображают в рисунке прочитанные стихи

 мин
5 Физкультминутка     Выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение 2 мин
6 Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности ЭОР
П. Чайковский "Времена года."
http://fcior.edu.ru
Помогает сравнить поэтическое слово великих русских поэтов с красотой русской классической музыки.  Воспитывает патриотические чувства, любовь к родной природе и русской культуре
Вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов

Демонстрируя  картины русских художников и прослушивая с детьми музыку русских композиторов, учитель ставит проблемные задачи перед учениками:
Какой вы представили осень в пьесе П. Чайковского?
Сравните с описанием осени в стихах русских поэтов.
Обобщающая беседа.
Каждый поэт по-своему описал осень, но что роднит эти стихи?

Дети слушают пьесу П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песенка»
Участвуют в коллективной работе класса, выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. 

Сравнивают красоту поэтического слова с красотой классической музыки.
Учатся выразительно читать стихи (темп, интонация, настроение). 
Дети выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения

6 мин
7 Домашнее задание   Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания
Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания
Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания
Воспринимают полученную информацию и записывают задание 5 мин
8 Подведение итогов ЭОР Электронный журнал и дневник
Повышает уровень прозрачности учебного процесса, объективность оценивания учебных достижений учащихся
Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Оценивает результаты работы
Выслушивают оценку и объективный комментарий учителя за работу на уроке 3 мин
9 Рефлексия   Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем, одноклассниками Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. 2 мин