Базовый учебник: Литературное чтение. 3класс. «В одном счастливом детстве». Авторы: БунеевР. Н., Бунеева Е. В.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению поэтического слова великих русских поэтов.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить с творчеством великих русских поэтов;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать умения выделять языковые средства художественной выразительности;
- познакомить с литературным приемом – олицетворение.
- Развивающие: развивать эмоции, чувства, воображение, фантазию, творческие способности детей; пробудить желание выразить свои чувства и переживания в рисунке.
- Воспитательные: воспитывать в детях чувство поклонения перед красотами родной природы, родной земли; любовь к своему Отечеству.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: практическая и исследовательская.
Необходимое техническое оборудование: компьютерные установки для использования ЭОР ЕК и ФЦИОР.
Структура и ход урока
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.) |
1 | Организационный этап | Настраивает учащихся к общению. Проверяет готовность учащихся к уроку | Дети проверяют наличие учебных принадлежностей для работы на уроке | 1 мин | |
2 | Проверка домашнего задания | Проверка знаний и способов действий и деятельности, выявление пробелов в их усвоении | Дети демонстрируют выполнение домашнего задания. Сообщают о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий | 3 мин | |
3 | Сообщение темы и цели урока. | ЭОР Портрет А.С. Пушкина http://school-collection.edu.ru Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта. |
Обеспечивает мотивацию учения,
включает в совместную деятельность по
определению целей урока. Введение в новый раздел «Глухая пора листопада» Рассмотривают иллюстрацию (с. 174-175). Что можно предположить о содержании нового раздела? Обобщение по вводной беседе. Демонстрация портрета А. Пушкина. (Рассказ о поэте). Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока |
Дети работают с иллюстрацией учебника.
Делятся субъективным опытом (показывают
личностное осмысление, демонстрируют опорные
знания). Дети читают имена поэтов, отвечают на вопросы, определяют тему урока. Слушают рассказ учителя о поэте |
3 мин |
4 | Изучение нового материала | ЭОР Портрет Ф.И. Тютчева http://school-collection.edu.ru Демонстрация портрета помогает познакомить детей с внешним обликом русского поэта ЭОР
№4 ЭОР Демонстрация картин русских художников воспитывает любовь к родной природе, к русской культуре. Развивает художественный вкус детей. |
Работа по учебнику. Чтение стихотворения А. Пушкина «Осень» учителем. Словарная работа. Все ли слова знакомы? Объясните значение слов: «очи», «багрец», «сень». Анализ стихотворения А. Пушкина. Почему рядом противоречивые фразы: «унылая пора», «очей очарованье»? «Пышное увядание» – как вы это представляете? Какая же осень у Пушкина? За что он любит осень? Работа над выразительностью чтения стихотворения. Знакомство со стихотворением
К. Бальмонта «Осень» |
Дети слушают образец выразительного
чтения стихов учителем. Дети объясняют значение слов, составляют цепочки слов: очи – очарованье, багрец – багряный, сень – покров деревьев. Анализируют поэтический текст, делают вывод о том, что осень – любимое время года А. Пушкина. Участвуют в диалоге при обсуждении прочитанного стихотворного произведения. Учатся декламировать стихи (определяя интонацию, темп, смысловые паузы, логические ударения) Сравнивают описание осенней природы в стихах А. Пушкина, К. Бальмонта и Ф. Тютчева.
Дети слушают образец актерского чтения стих Ф. Тютчева. Дети читают про себя, вслух, анализируют текст, выполняют творческое задание 4 в тетради, с. 28. Дети рассматривают картину И. Левитана, делают описание осеннего пейзажа, используя личные наблюдения, полученные на осенней экскурсии. Дети сравнивают красоту поэтического слова с красотой родной природы на картинах русских художников. Дети изображают в рисунке прочитанные стихи |
мин |
5 | Физкультминутка | Выполняют гимнастику под музыкальное сопровождение | 2 мин | ||
6 | Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности | ЭОР П. Чайковский "Времена года." http://fcior.edu.ru Помогает сравнить поэтическое слово великих русских поэтов с красотой русской классической музыки. Воспитывает патриотические чувства, любовь к родной природе и русской культуре |
Вовлекает класс в обсуждение
проблемных вопросов Демонстрируя картины
русских художников и прослушивая с детьми музыку
русских композиторов, учитель ставит проблемные
задачи перед учениками: |
Дети слушают пьесу П. Чайковского
«Октябрь. Осенняя песенка» Участвуют в коллективной работе класса, выполняют поставленные учителем задачи, приходят к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения. Сравнивают
красоту поэтического слова с красотой
классической музыки. |
6 мин |
7 | Домашнее задание | Обеспечивает понимание цели,
содержания и способов выполнения домашнего
задания Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания |
Воспринимают полученную информацию и записывают задание | 5 мин | |
8 | Подведение итогов | ЭОР Электронный журнал и дневник Повышает уровень прозрачности учебного процесса, объективность оценивания учебных достижений учащихся |
Дает качественную оценку работы класса
и отдельных учащихся. Оценивает результаты работы |
Выслушивают оценку и объективный комментарий учителя за работу на уроке | 3 мин |
9 | Рефлексия | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем, одноклассниками | Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе. | 2 мин |