Урок математики по теме "Прямая. Луч. Отрезок"

Разделы: Начальная школа


Деятельностные цели:

  • Сформировать представление о луче и сопоставить его с представлениями о прямой и отрезке.
  • Сформировать умение распознавать, изображать с помощью линейки и обозначать луч, находить точки его пересечения с прямой, отрезком.

Образовательные цели:

  • Актуализировать знания о сложении трехзначных чисел
  • Закрепить умение изображать и обозначать прямую и отрезок..
  • Развивать умение ставить цели работы перед собой.
  • Развивать умение в поиске решения проблемы.

Воспитательные цели:

  • Способствовать формированию положительной учебной мотивации.
  • Воспитывать коммуникативные способности.

Оборудование: карточки с числами 58, 67, 76, 85 для детей, рисунок с линиями, катушки с нитками у каждого ученика, изображение луча, отрезка, прямой.

Тип урока: открытие нового знания.

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к деятельности
1 мин. Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей! 1,2,3,4,5
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
Личностные: самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
3 мин. Выполните операции и обратные операции. Покажите карточку с правильным ответом. Проверьте по образцу на доске.    
81 вычесть 23 = 58 Познавательные
Регулятивные
48 увеличьте на 19 = 67
Неизвестное число уменьшили на 36 и получили 40. Какое это число? 76
К неизвестному числу прибавили 7 получили 92. Какое это число? 85
Выложите эти числа в ряд.  
Что интересного вы заметили? Числа расположены в порядке возрастания. Познавательные
Коммуникативные
На сколько увеличивается каждое число? Каждое число увеличивается на 9.
Продолжите числовой ряд на два числа. 94, 103.
Как вы думаете, а что может быть на другой стороне карточек? Рисунки, цифры, буквы, ничего. Коммуникативные
Регулятивные
Что нужно сделать? Перевернуть.
Артём переверни карточки на доске.  
Что на самом деле мы видим? Буквы.
Назовите получившееся слово. ДОРОГА
Учитель вывешивает на доску рисунок с различными линиями.  
Как вы думаете, как слово дорога может быть связано с этим рисунком? Изображения похожи на дорожки, пути. Коммуникативные
Личностные
У вас на партах есть такой рисунок, возьмите и положите его перед собой.   Коммуникативные
Познавательные
Как ещё можно назвать эти дорожки? Отрезки, линии, лучи.
Обведите дорожки-прямые линии красным карандашом, лучи – синим, отрезки – зелёным.  
3. Выявление места и причины затруднения
1мин Какое задание вы выполняли? Обводили разным цветом прямые, отрезки, лучи.
Искали их пересечение.
Регулятивные
Где возникло затруднение? Ребята обвели разные линии. Коммуникативные
Регулятивные
Почему возникло затруднение? Мы не умеем отличать друг от друга отрезки, лучи, прямые линии.
Правильно называть.
Личностные
4. Построение проекта выхода из затруднения
1мин. Какую же цель нам надо поставить? Научиться определять, где прямая, луч, отрезок, правильно их называть. Регулятивные
Сформулируйте тему урока. Прямая. Луч. Отрезок. Коммуникативные
Что нам поможет выйти из затруднения? Катушки с нитками. Личностные
Посмотрите на парты. Учебник.
5. Реализация построенного проекта
10 мин. У доски два ученика. Работают за партами в парах. Личностные
Как построить дорожку? Растянуть нить двух катушек в разные стороны.  
Какая получилась линия? Прямая. Познавательные
Дальше продолжить прямую линию можно? До каких пор? Да, пока позволяют размеры класса.  
Два ученика чуть-чуть подходят к друг другу.    
Вот такая линия будет прямой? Почему? Нет, она провисла, она не ровная, не натянутая. Познавательные
Какой вывод мы может сделать о прямой? Она «натянута», её можно продолжить в разные стороны. Коммуникативные
Она «натянута», её можно продолжить в разные стороны.    
Учитель помещает солнышко. В парах помещают солнышко на линию. Регулятивные
Сделайте так же, как и я.    
На сколько частей разбилась прямая солнышком-точкой? На две. Познавательные
Что они напоминают? Лучики солнца. Личностные
Значит как их назовём? Лучами. Познавательные
Разрежьте ножницами.    
Сколько получилось лучей? Два.  
Покажите начало лучей. Зафиксируйте цветными точками.   Коммуникативные
Чем похожи и чем отличаются луч и прямая? Луч прямой, но с одной стороны его нельзя продолжить.  
Отлично!    
1) луч часть прямой.
2) луч ограничен с одной стороны
   
А если я сделаю вот так (делает разрез). Что получилось? Получился отрезок. Регулятивные
Сделайте также. Что у вас получилось? У нас получился отрезок. Коммуникативные
Покажите. Отрезок часть прямой, но он ограничен с двух сторон.  
Что вы можете сказать об отрезке?    
Опорный конспект и признаки.    
Возвращаясь к заданию на карточке, назовите прямую, лучи, отрезки. Прямая – DE, лучи – KM, YX, отрезки – AB, PR.

Продолжить прямую, луч.

Познавательные
Регулятивные
ФИЗМИНУТКА 1 мин.
Единицы – руки в стороны,
складываю – хлопок перед собой,
с единицами – руки в стороны,
десятки – руки к плечам,
складываю – хлопок над головой,
с десятками – руки к плечам,
сотни – наклон вниз,
складываю – выпрямиться,
с сотнями – наклон вниз.
   
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
6 мин. Страница 7 № 2.
№ 3 а
№ 4 в тетрадях и у доски
  Коммуникативные
Познавательные
Регулятивные
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
4мин. Страница 8, №6
Проверьте по образцу на доске.
У кого не получилось? Где возникло затруднение?
Будьте внимательны!
У кого правильно, поставьте зелёный плюсик.

Проверяют по эталону
Регулятивные
Личностные
8. Включение в систему знаний и повторение
10 мин. Задание на карточках: начерти прямую, луч, отрезок. Обозначь их.   Познавательные
Что значит обозначь их? Дать название латинскими буквами.  
Выполнив задание, вы обменяетесь тетрадями и проверите работу своего одноклассника.    
При проверке, что вы будете оценивать? Правильность начертания, правильность названия фигур. Регулятивные
Если решено верно, то поставьте плюс зеленого цвета.  
Страница 8 № 7
Что такое задача?
Задача это математический текст в котором есть условие и вопрос. Познавательные
Коммуникативные
Настя, прочитай 1 предложение. Это задача? Почему? Нет, т.к. нет вопроса.  
Что нужно сделать? Поставить вопрос к этому условию.  
Поставьте. Выбирают 2 и 4, объясняя при этом выбор ответа.  
Что ещё нужно сделать для решения задачи? Начертить схему.  
Что такое схема? Схема – это краткая запись условия. Регулятивные
Из предложенных схем выберите подходящие. Для 2 вопроса 2 схема из 1 столбика, для 4 вопроса обе из 2 столбика.  
Назовите фигуру используемую при черчении схем к задаче? Отрезок. Регулятивные
Выберите любой вопрос из двух выбранных вариантов и соответствующую схему и решите задачу в тетради.    
Какую запись вы будете делать в тетради? Решение и ответ.
Двое учеников у доски.
Регулятивные
Проверьте решение задачи с вариантом решения на доске.    
Ребята у доски решили верно? Да (нет)  
У кого были трудности, где именно?    
Оцените свою работу знаком плюс (зелёного, желто-зелёного, желтого) соответствующего цвета.    
9. Рефлексия деятельности
3 мин. Чему мы учились сегодня на уроке? Мы учились отличать прямую от  отрезка, от луча. Учились правильно называть их. Искали точки пересечения. Личностные
Назовите признаки прямой, отрезка, луча.   Познавательные
Где можно применить полученные знания? При составлении схем к задаче, знак равенства, луч похож на стрелку указывающую направление, стрелка часов, чертить эскизы, выполнять чертежи для строительства… Личностные
Коммуникативные
У кого возникли трудности на уроке?    
Какие трудности?   Личностные
Регулятивные
Какую цель поставим на следующий урок? Развивать умение чертить отрезок, прямую, луч, находить точки пересечения, давать названия. Регулятивные
Запишем домашнее задание.
Страница 8 № 5, страница 9 № 15.
   
Оцените свою работу на уроке.    
У кого за каждое оцениваемое задание получились все плюсы, то нарисуйте зелёный кружок.    
У кого были трудности на уроке, но вы справились с ними, то желто-зеленый цвет.    
Вы сегодня хорошо поработали, старались, у вас многое получилось.