Образовательная программа дополнительного образования "Бисерная флора"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Бисерная флора» имеет художественно-эстетическую направленность. Авторская разработка. Исходная идея методики принадлежит учебному курсу Татьяны Коссовой.

Благодаря действиям руками сформировалась способность человека к абстрактному мышлению и членораздельной речи. Мозговые центры речи, регулирующие движение мышц речевого аппарата, расположены в непосредственной близости к центрам регулирующим движение рук.

Работа руками в целом способствует развитию языка и мышления. Известно, что некоторые ученые отправлялись, например, в столярную мастерскую или принимались за вязание или вышивание, когда им нужно было обдумывать трудную задачу, решение которой ускользало от них. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, а также хорошо организует и дисциплинирует мышление.

В современном мире, где все ускоряется. Где так сложно остановится, чтобы осознать, кто мы и куда идем, роль неспешной ручной работы трудно переоценить. Не случайно мудрые герои замечательных сказок «Марья-искусница», «Хозяйка медной горы» так любили разные рукоделия и поддерживали настоящих мастеров.

Художественный труд – имеет художественно-эстетическую направленность. Это прекрасный вид рукоделия, в процессе которого, ребёнок создаёт красивые, выразительные цветы на уровне своих возможностей, и ими украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, композиции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15л., желающих мастерить растения и цветы своими руками из бисера. На занятиях дети подробно знакомятся с теми или иными цветами и травами, с соотношением их размеров, с цветовой гаммой. Основными материалами для создания бисерных цветов являются: бисер, проволока. Работа доставляет удовольствие и радует своими результатами. Бисерный цветок – это настоящее произведение искусства, он способен согревать душу и радовать глаз в течение многих лет.

Говорят, что доброе слово оживает Душу и дает возможность почувствовать Прекрасное в этом мире. Точно так т же красивые вещи, сотворенные своими руками, помогают приблизиться к миру Гармонии и Красоты. Научиться создавать шедевры из бисера будем учиться, используя метод – французской техники плетения.
Искусство изготовления цветов из бисера приносит много радости и творческое удовлетворение детям. Маленькие бисеринки хороши сами по себе, а когда они нанизаны на проволоку, то начинают жить своей жизнью.

Занятия бисероплетением – это превосходная терапия, позволяющая снять напряжение, развивают мелкую моторику рук, внимание, усердие, творческую активность и наблюдательность, а знания о растениях пригодятся детям на уроках окружающего мира.

На занятиях используется техника бисероплетения по французской технологии, т.е. нанизывание бисеринок на проволоку и скручивание проволоки. Эта техника наиболее простая и лучше других подходит для детей данного возраста. При изготовлении цветов из бисера используются различные виды бисера и различные декоративные элементы. Изделия из бисера получаются изящными.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, помогают сочетать и составлять букеты, повышают психическую активность и уверенность в себе, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества. Уникальные детские работы украшают дом, выполненные с фантазией букетики удивляют детей, родителей и окружающих.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию данной программы, являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, оптимальное сочетание форм занятий (индивидуальной, парной, групповой), доброжелательный психологический климат на занятиях, замыслы.

Цель программы:

Данная цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющих интерес к художественному труду. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.
Данная цель конкретна: все детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке в кабинете, а также поделки – сувениры, которые готовятся для друзей, родителей, гостей.
Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы и усердие в поставленной цели.

Задачи:

  • Обучающие:
    • изучение различных видов бисера и подручных средств;
    • освоение приёмов французской техники плетения и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление цветов и растений;
    • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
  • Развивающие:
    • развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании работ, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция);
    • развитие образного мышления и творческого воображения;
    • развитие произвольной ручной моторики;
    • развитие креативного мышления.
  • Воспитательные:
    • выработка настойчивости в достижении цели;
    • воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия;
    • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
    • воспитание умения довести начатое дело до конца;
    • развитие коммуникабельности;
    • нормализация эмоционального состояния;
    • приобщение детей к окончательному завершению композиции с использованием бисерной флоры. Использование готового изделия в интерьере;
    • развитие самостоятельности.

Содержание программы:

Этапы занятий:

1. Показ и объяснение педагога,
2. Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога,
3. Самостоятельная работа детей с элементами творчества и фантазии.

Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого к сложному изделию.

Количественный состав учебной группы: 5-7 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю с одной группой.

Продолжительность занятия с одной группой 2 ч.: занятие длится 45 мин., затем перерыв 15 мин. (проветривание каб., физкультминутка), далее продолжение занятия – 45 мин. и перерыв (заполнение журнала, консультирование родителей).

Годовое количество часов: 144 ч.

Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий и предназначена, преимущественно для девочек.

1 год обучения – это познавательный уровень, обучающий технике нанизывания бисера и скручивания проволоки, качественному и плотному обертыванию стебля флористической лентой. Изготовление известных цветов – полевых и садовых. Учащиеся знакомятся с более простым изготовлением цветов по форме и цвету.

2 год – обучающий. Владение прялкой для нанизывания бисера и создания для более массивных цветов и листьев. На занятиях идет усложнение по цвету и форме. В процессе работы учащиеся постигают секреты различных композиций из бисерных цветов и трав. Закрепляют свои знания по пройденным темам, добавляя новые оттенки.

3 год – углубленный. Создание композиций из большого количества новых и неизвестных цветов. Свои творческие работы учащиеся изготавливают самостоятельно, педагог лишь направляет их деятельность.

Введение 2 ч.

На вводном занятии – знакомство с разнообразием бисера, его названиями, видами проволоки и инструментами для работы, с емкостями для работы, с готовыми изделиями из бисера. Технический инструктаж
Что такое бисер. Разновидности бисера в разных работах. Залог успешной работы – гармония цвета. Почему изделия из бисера долго сохраняются в неизменном виде. Показ готовых изделий – цветов, листьев, букетов. Техника безопасности при работе с проволокой, ножницами, кусачками.
Проведение теста – изготовление цветка, на выявление у детей знаний и умений: работы с тонкой проволокой, владением кусачками, самим нанизывание бисера.

Тема № 1. Изготовление флоры из бисера. 80 ч.

Объёмные цветы и растения, сочетания нежных цветов, или 2-3 цвета сразу. При создании изделий необходимо правильно выбирать гармоничное сочетание цветов бисера. Крепление к ветке, стеблю, правильная обмотка флористической лентой. Подбор вазы, кувшина, корзины.

Тема № 2. Сувениры из бисера. 40 ч.

Изготовление миниатюрных сувениров (грибочки, пасхальные яйца). Подарки к новому году (елочка, голубая ель, веночек)

Тема № 3. Творческие работы. 22 ч.

Составление композиции из бисерных цветов с добавлением растений, подходящего сосуда, вазочки или корзиночки, мха, декоративных элементов – лент из органзы, бусинок и жемчужен, пластмассовых травок, декоративной сетки. Крепление в флористической губке, скульптурном пластилине. Использование природного материала – мха и коряжек.

Методическое обеспечение:

В воспитании младших школьников большое значение имеют продуктивные виды деятельности.

Для изготовления цветов используется «Французская техника». Эта техника особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев цветов, однако существует много разных плетений (игольчатое, параллельное, с использованием иголки, и пр.), такие техники более сложные для начинающих заниматься бисером. Французская техника заключается, в нанизывании на тонкую проволоку бисера, скручивании проволоки и изгибании с закруглённым или острым краем.

Основные методы, используемые в работе:

  • словесные
  • наглядные
  • практические.

В зависимости: от возраста детей и уровня развития зависит место каждого метода обучения.

Большую роль играет словесный метод. Он:

  • позволяет рассказать теорию,
  • дать знания
  • дать правильную и четкую инструкцию.

Важным методом является и наглядный метод.

Главная роль метода – показ педагога с практической деятельностью ребенка. Научить детей умению работать с мелким материалом – бисером и тонкой проволокой, чтобы дети смогли самостоятельно применять умения и навыки работы. В сложных и массивных цветах и листьев научится пользоваться прялкой для бисера.

Практическим методом:

  • отрабатываются все знания и умения детей
  • происходит закрепление знаний и умений,
  • формируется и совершенствуется мелкая моторика,
  • формируется мыслительная операция.

Оборудование кабинета:

Методические материалы:
1. Кабинет имеет постоянно сменяющуюся выставку детских работ и образцов.
2. Методическую литературу.
Технические средства:

  • магнитофон и аудиокассеты;
  • инструменты для работы;
  • дополнительные материалы для оформления законченности работы.

Сочетание по цветовой гамме является важным условием в изготовлении детьми цветов из бисера.

В работе используется материал:

  • круглый бисер
  • рубка
  • стеклярус
  • цветная проволока (тонкая и толстая)
  • стейп-лента зеленого, болотного коричневого и белого цвета
  • флористическая губка
  • тонкие ленточки из органзы
  • коряжки, веточки
  • мох.

Средства: миниатюрные

  • вазочки
  • корзиночки
  • сосуды стеклянные и пр.
  • мелкие подносы – для россыпи бисера

Инструменты:

  • ножницы,
  • прялка,
  • кусачки

Работа представлена в направлениях:

  • Изготовление различных композиций в вазах, корзинах, нестандартных емкостях,
  • Изготовление мини-сувениров (ветки рябины, яблони) для родственников, знакомым;
  • Оформление постоянно действующей выставки в кабинете, участие в окружных фестивалях и конкурсах.

Срок реализации программы: 3 года, 144 учебных часа в год.

Формы и режим занятий

Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста от 7 до 15 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2ч., 45мин занятие, 15мин. – перерыв, 45 мин.– занятие, 15 мин – проветривание кабинета, консу4льтирование родителей. Количество детей в группе 6 – 8 человек.
Форма проведения занятий групповая и индивидуальная.

Планируемый результат:

В процессе реализации программы 1 года обучения дети должны знать:

– подвиды бисера,
– иметь представление об элементах дизайна, цветосочетания,
– названия цветов.

Дети должны уметь:

– владеть французской техникой плетения бисера,
– скручивать плотно проволоку, чтобы бусинки не «гуляли» по ней,
– соотносить размеры головки цветка к его ножке и листьям,
– крепить растения в сосуде,
– подбирать сосуды, вазы, кувшины к изготовленной работе.

Дети должны владеть:

– плотным креплением бисерных лепестков к стеблю,
– четко закрывать стебель стейп-лентой, подбирать оттенок зеленого цвета к основному изделию, находить оттенок зеленого цвета к основному изделию (Например: темно-зеленый цвет к красному маку, а нежно-зеленый – к незабудке).

У детей должно быть развито:

– желание самостоятельно создавать и творить,
– моделировать свои изделия,
– основы цветовидения,
– желание оказать помощь сверстникам,
– мелкая моторика рук.

У детей должно быть воспитано:

– старательность,
– усидчивость,
– нормализуется эмоциональное состояние,
– самостоятельность,
– аккуратность.

В процессе реализации программы 2 года обучения:

Дети должны знать:

– подвиды бисера,
– пропорции в составлении композиции,
– способы плетения и крепления в композициях,
– стили и формы композиций.

Дети должны уметь:

– подбирать зелень к цветам,
– научиться пользоваться прялкой для бисера,
– научиться составлять оригинальные композиции, используя свои собственные оттенки в цвете,
– отстаивать свои творческие замыслы.

Дети должны владеть:

– подбором различных оттенков цветовой гаммы в исполнении цветов и растений, сочетать 2-3 цвета сразу,
– технологией изготовления бисерной флоры, используя прялку для бисера,
– подбором емкостей для композиций.

У детей должно быть развито:

– мелкая моторика рук,
– желание создавать цветы самостоятельно,
– цветовидение,
– креативное мышление,
– умение защищать и отстаивать свои творческие замыслы и идеи.

У детей должно быть воспитано:

– фантазия.
– самосовершенствование,
– усердие,
– самостоятельность,
– аккуратность.

В процессе реализации программы 3 года обучения:

Дети должны знать:

– законы гармонии,
– пропорции в составлении композиции,
– способы крепления цветов и растений,
– стили и формы композиций.

Дети должны уметь:

– сочетать цветовые пропорции в бисере для составления цветка, давать ему нежный переход или яркий контраст,
– совершенствовать свои знания в подборе сосудов, в композициях или отдельному цветку,
– стремится составлять собственные шедевры, свой эксклюзив,
– научиться составлять изящные и оригинальные композиции из бисерных цветов в разных стилях, используя образец, но не копируя,
– защищать и отстаивать свои креативные идеи.

Дети должны владеть:

– подбором различных оттенков цветовой гаммы – смешивать бисер, для получения нового цвета,
– технологией изготовления бисерной флоры, используя прялку для бисера,
– композиционными приемами.

У детей должно быть развито:

– мелкая моторика.
– желание создавать самостоятельно законченные композиции,
– цветовидение,
– креативное мышление,
– умение защищать и отстаивать свои творческие замыслы и идеи.

У детей должно быть воспитано:

– трудолюбие,
– внимательность,
– усидчивость,
– усердие,
– самостоятельность,
– аккуратность.

Механизм оценки и критерии:

  • участие в выставках разного уровня: внутри учреждения, в округе, в городе;
  • по разной тематике (украшения – брошь, сувениры, композиции).

Литература:

  1. Бисер для начинающих. Ляукина М. – Дрофа-плюс, 2005.
  2. Цветочные фантазии из бисера. Фицджеральд Д. – Мой мир. 2007.
  3. Цветы из бисера. Донна ДеАнджелис Дикт, – Мартин. Москва. 2007.
  4. Волшебство бисера. Тамара Канурская. – Профиздат. Москва.2007.
  5. Цветы и букеты. Мария Федотова. Галина Валюх. – Культура и традиции. 1999.
  6. Фигурки из бисера. Бело Н. В. – Харвест. Минск.2008.
  7. Цветы из бисера. Кэрол Беннер Доуэлп. – Ниола-пресс. Совакия,2008.
  8. Т. Б. Комиссарова. Образовательная программа «Флорист-дизайнер». – Всероссийский V конкурс авторских программ. 2005.
  9. Аксессуары из бусин и бисера. Сабина Кох. – Академия развития. Ярославль. 2007.
  10. Поделки из бисера. Марина Ляукина. – Аст-Пресс книга. Москва. 2010.
  11. Искусство бисероплетения. Ануфриева М.Я.-Культура и традиции. Москва. 1999.
  12. Цветы и миниатюры из бисера. Н. Бульба, А. Бульба. Клуб семейного досуга. Харьков. 2010.
  13. Цветы из бисера. Учебный курс. Т.Коссова. Издательство Аделант.2011.
  14. Одаренные дети. Департамент образования г. Москвы. Москва. Центр «Школьная книга». 2010.

Приложение