Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Бисерная флора» имеет художественно-эстетическую направленность. Авторская разработка. Исходная идея методики принадлежит учебному курсу Татьяны Коссовой.
Благодаря действиям руками сформировалась способность человека к абстрактному мышлению и членораздельной речи. Мозговые центры речи, регулирующие движение мышц речевого аппарата, расположены в непосредственной близости к центрам регулирующим движение рук.
Работа руками в целом способствует развитию языка и мышления. Известно, что некоторые ученые отправлялись, например, в столярную мастерскую или принимались за вязание или вышивание, когда им нужно было обдумывать трудную задачу, решение которой ускользало от них. Аккуратная, мелкая и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи, а также хорошо организует и дисциплинирует мышление.
В современном мире, где все ускоряется. Где так сложно остановится, чтобы осознать, кто мы и куда идем, роль неспешной ручной работы трудно переоценить. Не случайно мудрые герои замечательных сказок «Марья-искусница», «Хозяйка медной горы» так любили разные рукоделия и поддерживали настоящих мастеров.
Художественный труд – имеет художественно-эстетическую направленность. Это прекрасный вид рукоделия, в процессе которого, ребёнок создаёт красивые, выразительные цветы на уровне своих возможностей, и ими украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, композиции.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15л., желающих мастерить растения и цветы своими руками из бисера. На занятиях дети подробно знакомятся с теми или иными цветами и травами, с соотношением их размеров, с цветовой гаммой. Основными материалами для создания бисерных цветов являются: бисер, проволока. Работа доставляет удовольствие и радует своими результатами. Бисерный цветок – это настоящее произведение искусства, он способен согревать душу и радовать глаз в течение многих лет.
Говорят, что доброе слово оживает Душу и дает
возможность почувствовать Прекрасное в этом
мире. Точно так т же красивые вещи, сотворенные
своими руками, помогают приблизиться к миру
Гармонии и Красоты. Научиться создавать шедевры
из бисера будем учиться, используя метод –
французской техники плетения.
Искусство изготовления цветов из бисера
приносит много радости и творческое
удовлетворение детям. Маленькие бисеринки
хороши сами по себе, а когда они нанизаны на
проволоку, то начинают жить своей жизнью.
Занятия бисероплетением – это превосходная терапия, позволяющая снять напряжение, развивают мелкую моторику рук, внимание, усердие, творческую активность и наблюдательность, а знания о растениях пригодятся детям на уроках окружающего мира.
На занятиях используется техника бисероплетения по французской технологии, т.е. нанизывание бисеринок на проволоку и скручивание проволоки. Эта техника наиболее простая и лучше других подходит для детей данного возраста. При изготовлении цветов из бисера используются различные виды бисера и различные декоративные элементы. Изделия из бисера получаются изящными.
Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, помогают сочетать и составлять букеты, повышают психическую активность и уверенность в себе, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества. Уникальные детские работы украшают дом, выполненные с фантазией букетики удивляют детей, родителей и окружающих.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию данной программы, являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, оптимальное сочетание форм занятий (индивидуальной, парной, групповой), доброжелательный психологический климат на занятиях, замыслы.
Цель программы:
Данная цель находится в зоне ближайшего
развития потенциала детей, проявляющих интерес к
художественному труду. Для успешной реализации
цели формирование групп проводится
дифференцированно.
Данная цель конкретна: все детские работы можно
увидеть на постоянно действующей выставке в
кабинете, а также поделки – сувениры, которые
готовятся для друзей, родителей, гостей.
Достижение этой цели приводит к формированию
устойчивого интереса к художественному труду,
расширяет кругозор детей, развивает творческое
мышление, формирует навыки самостоятельной
работы и усердие в поставленной цели.
Задачи:
- Обучающие:
- изучение различных видов бисера и подручных средств;
- освоение приёмов французской техники плетения и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление цветов и растений;
- выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.
- Развивающие:
- развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании работ, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция);
- развитие образного мышления и творческого воображения;
- развитие произвольной ручной моторики;
- развитие креативного мышления.
- Воспитательные:
- выработка настойчивости в достижении цели;
- воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия;
- воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
- воспитание умения довести начатое дело до конца;
- развитие коммуникабельности;
- нормализация эмоционального состояния;
- приобщение детей к окончательному завершению композиции с использованием бисерной флоры. Использование готового изделия в интерьере;
- развитие самостоятельности.
Содержание программы:
Этапы занятий:
1. Показ и объяснение педагога,
2. Изготовление поделки детьми по образцу, с
помощью педагога,
3. Самостоятельная работа детей с элементами
творчества и фантазии.
Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого к сложному изделию.
Количественный состав учебной группы: 5-7 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю с одной группой.
Продолжительность занятия с одной группой 2 ч.: занятие длится 45 мин., затем перерыв 15 мин. (проветривание каб., физкультминутка), далее продолжение занятия – 45 мин. и перерыв (заполнение журнала, консультирование родителей).
Годовое количество часов: 144 ч.
Настоящая программа рассчитана на 3 года занятий и предназначена, преимущественно для девочек.
1 год обучения – это познавательный уровень, обучающий технике нанизывания бисера и скручивания проволоки, качественному и плотному обертыванию стебля флористической лентой. Изготовление известных цветов – полевых и садовых. Учащиеся знакомятся с более простым изготовлением цветов по форме и цвету.
2 год – обучающий. Владение прялкой для нанизывания бисера и создания для более массивных цветов и листьев. На занятиях идет усложнение по цвету и форме. В процессе работы учащиеся постигают секреты различных композиций из бисерных цветов и трав. Закрепляют свои знания по пройденным темам, добавляя новые оттенки.
3 год – углубленный. Создание композиций из большого количества новых и неизвестных цветов. Свои творческие работы учащиеся изготавливают самостоятельно, педагог лишь направляет их деятельность.
Введение 2 ч.
На вводном занятии – знакомство с
разнообразием бисера, его названиями, видами
проволоки и инструментами для работы, с
емкостями для работы, с готовыми изделиями из
бисера. Технический инструктаж
Что такое бисер. Разновидности бисера в разных
работах. Залог успешной работы – гармония цвета.
Почему изделия из бисера долго сохраняются в
неизменном виде. Показ готовых изделий – цветов,
листьев, букетов. Техника безопасности при
работе с проволокой, ножницами, кусачками.
Проведение теста – изготовление цветка, на
выявление у детей знаний и умений: работы с
тонкой проволокой, владением кусачками, самим
нанизывание бисера.
Тема № 1. Изготовление флоры из бисера. 80 ч.
Объёмные цветы и растения, сочетания нежных цветов, или 2-3 цвета сразу. При создании изделий необходимо правильно выбирать гармоничное сочетание цветов бисера. Крепление к ветке, стеблю, правильная обмотка флористической лентой. Подбор вазы, кувшина, корзины.
Тема № 2. Сувениры из бисера. 40 ч.
Изготовление миниатюрных сувениров (грибочки, пасхальные яйца). Подарки к новому году (елочка, голубая ель, веночек)
Тема № 3. Творческие работы. 22 ч.
Составление композиции из бисерных цветов с добавлением растений, подходящего сосуда, вазочки или корзиночки, мха, декоративных элементов – лент из органзы, бусинок и жемчужен, пластмассовых травок, декоративной сетки. Крепление в флористической губке, скульптурном пластилине. Использование природного материала – мха и коряжек.
Методическое обеспечение:
В воспитании младших школьников большое значение имеют продуктивные виды деятельности.
Для изготовления цветов используется «Французская техника». Эта техника особенно эффективна для выполнения лепестков и листьев цветов, однако существует много разных плетений (игольчатое, параллельное, с использованием иголки, и пр.), такие техники более сложные для начинающих заниматься бисером. Французская техника заключается, в нанизывании на тонкую проволоку бисера, скручивании проволоки и изгибании с закруглённым или острым краем.
Основные методы, используемые в работе:
- словесные
- наглядные
- практические.
В зависимости: от возраста детей и уровня развития зависит место каждого метода обучения.
Большую роль играет словесный метод. Он:
- позволяет рассказать теорию,
- дать знания
- дать правильную и четкую инструкцию.
Важным методом является и наглядный метод.
Главная роль метода – показ педагога с практической деятельностью ребенка. Научить детей умению работать с мелким материалом – бисером и тонкой проволокой, чтобы дети смогли самостоятельно применять умения и навыки работы. В сложных и массивных цветах и листьев научится пользоваться прялкой для бисера.
Практическим методом:
- отрабатываются все знания и умения детей
- происходит закрепление знаний и умений,
- формируется и совершенствуется мелкая моторика,
- формируется мыслительная операция.
Оборудование кабинета:
Методические материалы:
1. Кабинет имеет постоянно сменяющуюся выставку
детских работ и образцов.
2. Методическую литературу.
Технические средства:
- магнитофон и аудиокассеты;
- инструменты для работы;
- дополнительные материалы для оформления законченности работы.
Сочетание по цветовой гамме является важным условием в изготовлении детьми цветов из бисера.
В работе используется материал:
- круглый бисер
- рубка
- стеклярус
- цветная проволока (тонкая и толстая)
- стейп-лента зеленого, болотного коричневого и белого цвета
- флористическая губка
- тонкие ленточки из органзы
- коряжки, веточки
- мох.
Средства: миниатюрные
- вазочки
- корзиночки
- сосуды стеклянные и пр.
- мелкие подносы – для россыпи бисера
Инструменты:
- ножницы,
- прялка,
- кусачки
Работа представлена в направлениях:
- Изготовление различных композиций в вазах, корзинах, нестандартных емкостях,
- Изготовление мини-сувениров (ветки рябины, яблони) для родственников, знакомым;
- Оформление постоянно действующей выставки в кабинете, участие в окружных фестивалях и конкурсах.
Срок реализации программы: 3 года, 144 учебных часа в год.
Формы и режим занятий
Данная программа предназначена для детей
дошкольного возраста от 7 до 15 лет.
Занятия проводятся два раза в неделю по 2ч., 45мин
занятие, 15мин. – перерыв, 45 мин.– занятие, 15 мин –
проветривание кабинета, консу4льтирование
родителей. Количество детей в группе 6 – 8
человек.
Форма проведения занятий групповая и
индивидуальная.
Планируемый результат:
В процессе реализации программы 1 года обучения дети должны знать:
– подвиды бисера,
– иметь представление об элементах дизайна, цветосочетания,
– названия цветов.
Дети должны уметь:
– владеть французской техникой плетения бисера,
– скручивать плотно проволоку, чтобы бусинки не «гуляли» по ней,
– соотносить размеры головки цветка к его ножке и листьям,
– крепить растения в сосуде,
– подбирать сосуды, вазы, кувшины к изготовленной работе.
Дети должны владеть:
– плотным креплением бисерных лепестков к стеблю,
– четко закрывать стебель стейп-лентой, подбирать оттенок зеленого цвета к основному изделию, находить оттенок зеленого цвета к основному изделию (Например: темно-зеленый цвет к красному маку, а нежно-зеленый – к незабудке).
У детей должно быть развито:
– желание самостоятельно создавать и творить,
– моделировать свои изделия,
– основы цветовидения,
– желание оказать помощь сверстникам,
– мелкая моторика рук.
У детей должно быть воспитано:
– старательность,
– усидчивость,
– нормализуется эмоциональное состояние,
– самостоятельность,
– аккуратность.
В процессе реализации программы 2 года обучения:
Дети должны знать:
– подвиды бисера,
– пропорции в составлении композиции,
– способы плетения и крепления в композициях,
– стили и формы композиций.
Дети должны уметь:
– подбирать зелень к цветам,
– научиться пользоваться прялкой для бисера,
– научиться составлять оригинальные композиции, используя свои собственные оттенки в цвете,
– отстаивать свои творческие замыслы.
Дети должны владеть:
– подбором различных оттенков цветовой гаммы в исполнении цветов и растений, сочетать 2-3 цвета сразу,
– технологией изготовления бисерной флоры, используя прялку для бисера,
– подбором емкостей для композиций.
У детей должно быть развито:
– мелкая моторика рук,
– желание создавать цветы самостоятельно,
– цветовидение,
– креативное мышление,
– умение защищать и отстаивать свои творческие замыслы и идеи.
У детей должно быть воспитано:
– фантазия.
– самосовершенствование,
– усердие,
– самостоятельность,
– аккуратность.
В процессе реализации программы 3 года обучения:
Дети должны знать:
– законы гармонии,
– пропорции в составлении композиции,
– способы крепления цветов и растений,
– стили и формы композиций.
Дети должны уметь:
– сочетать цветовые пропорции в бисере для составления цветка, давать ему нежный переход или яркий контраст,
– совершенствовать свои знания в подборе сосудов, в композициях или отдельному цветку,
– стремится составлять собственные шедевры, свой эксклюзив,
– научиться составлять изящные и оригинальные композиции из бисерных цветов в разных стилях, используя образец, но не копируя,
– защищать и отстаивать свои креативные идеи.
Дети должны владеть:
– подбором различных оттенков цветовой гаммы – смешивать бисер, для получения нового цвета,
– технологией изготовления бисерной флоры, используя прялку для бисера,
– композиционными приемами.
У детей должно быть развито:
– мелкая моторика.
– желание создавать самостоятельно законченные композиции,
– цветовидение,
– креативное мышление,
– умение защищать и отстаивать свои творческие замыслы и идеи.
У детей должно быть воспитано:
– трудолюбие,
– внимательность,
– усидчивость,
– усердие,
– самостоятельность,
– аккуратность.
Механизм оценки и критерии:
- участие в выставках разного уровня: внутри учреждения, в округе, в городе;
- по разной тематике (украшения – брошь, сувениры, композиции).
Литература:
- Бисер для начинающих. Ляукина М. – Дрофа-плюс, 2005.
- Цветочные фантазии из бисера. Фицджеральд Д. – Мой мир. 2007.
- Цветы из бисера. Донна ДеАнджелис Дикт, – Мартин. Москва. 2007.
- Волшебство бисера. Тамара Канурская. – Профиздат. Москва.2007.
- Цветы и букеты. Мария Федотова. Галина Валюх. – Культура и традиции. 1999.
- Фигурки из бисера. Бело Н. В. – Харвест. Минск.2008.
- Цветы из бисера. Кэрол Беннер Доуэлп. – Ниола-пресс. Совакия,2008.
- Т. Б. Комиссарова. Образовательная программа «Флорист-дизайнер». – Всероссийский V конкурс авторских программ. 2005.
- Аксессуары из бусин и бисера. Сабина Кох. – Академия развития. Ярославль. 2007.
- Поделки из бисера. Марина Ляукина. – Аст-Пресс книга. Москва. 2010.
- Искусство бисероплетения. Ануфриева М.Я.-Культура и традиции. Москва. 1999.
- Цветы и миниатюры из бисера. Н. Бульба, А. Бульба. Клуб семейного досуга. Харьков. 2010.
- Цветы из бисера. Учебный курс. Т.Коссова. Издательство Аделант.2011.
- Одаренные дети. Департамент образования г. Москвы. Москва. Центр «Школьная книга». 2010.