"Троица" Андрея Рублева. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с русским иконописцем Андреем Рублевым, с тем временем, в котором он жил;
    • познакомить с историей написания иконы «Троица» и значением изображаемых фигур;
    • объяснить понятия: «монах», «преемник», «послушник», «ангел», «хитон», «гиматий», «икона», «нимб», «рубель»;
    • познакомить с именами: Феофан Грек, Никон Радонежский, Прохор-старец.
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к прекрасному, к искусству «иконописи»;
    • воспитывать умение слушать своего товарища;
    • воспитывать чувство взаимопомощи при работе;
    • воспитывать дисциплинированность.
  • Развивающие:
    • развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

Оборудование:

  • Учителя: «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова; кроссворды, слова-понятия, изображения икон: «Троица», «Архангел Михаил», «Апостол Павел»– А. Рублева, «Архангел Михаил», «Святитель Анфим Никомидийский», «Преподобный Арсений, Великий и Иоанн Лествичник»–Феофана Грека, книги: «Илья Глазунов», диск с музыкой, свечи, подсвечники.
  • Учащихся: тетрадь, кроссворды, пенал.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка рабочих мест.

II. Проверка домашнего задания

– Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас –урок-путешествие, и не просто путешествие, а в прошлое, в далекое прошлое. Мы познакомимся с удивительным человеком, который вошел в нашу историю, как великий гений искусства, а вот какого искусства, и как его зовут, мы узнаем из кроссвордов, которые перед вами.

1 ГРУППА

1) Имя Сына Божьего.
2) Древний строительный материал.
3) Роспись сочной, яркой краской.
4) Комната, поиски которой ведутся до сих пор.
5) Знаменитый дом в центре Москвы.
6) Имя царя, подарившего земли своей жене.
7) Священное христианское писание.
8) Имя блаженного, в честь которого был назван собор на Красной площади.
9) В честь взятия какого города он был построен?

            

2 ГРУППА:

1) Имя создателя Покровского собора.
2) Князь, принявший бой на Куликовом поле.
3) Из чего делается Хохлома.
4) Имя основателя Троицкого монастыря.
5) Река, на которой находится храм Покрова.
6) Царь, при котором был построен Покровский собор.

3 ГРУППА:

1) Дворец, названный в честь жены Петра
2) Во что играют дети?
3) Город, основанный в 1703 году.
4) Этим всегда была богата Россия.
5) Первый книгопечатник.
6) Третья буква в старославянском языке

– Молодцы, все кроссворды отгадали. Теперь мы знаем имя иконописца, о котором нам предстоит беседа.
В путешествии, встретившись с некоторыми героями, мы услышали некоторые слова, имена, которые могут вызвать у вас вопрос, давайте их сейчас разберем (НА ДОСКЕ), обратившись к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова:

1) Феофан Грек – иконописец
2) Никон Радонежский – ученик Сергия Радонежского.
3) Прохор-старец – иконописец.
4) Икона – у православных – это предмет поклонения– живописное изображение Бога, святого.
5) Рубель – это инструмент для накатки кож.
6) Монах – член религиозной общины, давший обет вести строгий образ жизни с отказом от всех жизненных благ.
7) Преемник – продолжатель
8) Послушник – прислужник в монастыре, готовящий стать монахом.
9) Нимб – символ святости – сияние в виде светлого кружка вокруг головы.
10) Гиматий – верхняя одежда – плащ.
11) Хитон – нижняя одежда
12) Ангел – по-гречески значит «вестник», служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец людям.

III. Физкультминутка

IV. Изучение нового материала

– Закройте глаза и давайте перенесемся с вами в Троицкий монастырь, где жил и работал АНДРЕЙ РУБЛЕВ. А вот и он сам. (Входит Андрей Рублев). Ходит, смотрит, думает.

Рублев: Да, ну и заказ мне дал Никон Радонежский велел «при себе написати образ Пресвятыя Троицы в похвалу отцу своего Сергию Чудотворцу»

Автор 1 (Учитель): Как вы думаете, можно ли нарисовать икону любимому художнику? (Нет, только монахам, живущих в монастырях). И стал Андрей думать, как бы так ее написать – эту икону, чтобы все ладно и складно было. А почему, именно ему, да потому, что имел репутацию человека мудрого и образованного. Все у него всегда хорошо и аккуратно получалось, был он уже крупным мастером, переросшего своего старшего товарища Феофана Грека: его композиции свободнее и легче, живопись – смелее. (Работы Феофана Грека). В наши дни известно о нем оскорбительно мало – какие-то разрозненные крохи. Даже дата его рождения устанавливается весьма приблизительно. Среди таких данных – дата смерти 29 января 1430 года. Дата точная, она была высечена на плите кладбища Спасо-Андроникова монастыря. Правда, плита давно утрачена, но надпись была скопирована надежным человеком и ей можно доверять. Художник умер в преклонном возрасте. Где, у кого – неизвестно. Ничего не известно и про его начало работы – где, когда, с кем. Первое упоминание о нем – в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.

Андрей: Родился Я в средней полосе России, в Московском княжестве, сейчас это Подмосковье. Тогда люди не были склонны к перемене мест и делали это лишь в крайних обстоятельствах. Люди были простые, а моя фамилия позволяет предположить, что происхожу я из ремесленников: рубель – это инструмент для накатки кож. К делу тогда начинали приучать очень рано. Подростком или юношей, то есть в 1370-х или 1380-х годах, стал обучаться иконописному ремеслу.

Автор 2: К 1405 году относится первое упоминание о нем в летописи. Собственно, даже не о нем самом, а о событии – весной этого года был расписан только что построенный (Показ) Благовещенский собор в Московском Кремле, и расписывали его Феофан Грек, Прохор-старец с Городца и чернец (монах). Из этого следует, что он уже успел стать чернецом, монахом. Возможно, что это произошло в Троицком монастыре, при настоятеле Никоне Радонежском, ученике и преемнике Сергия Радонежского; у Никона, как осторожно предполагают, он мог быть в послушниках. Он даже мог еще застать здесь и самого Сергия, который скончался в 1392 году. (Об этом говорит работа современного художника Ильи Глазунова).
Впоследствии же он обитал в другом монастыре – том самом Спасо-Андрониковом, в котором он закончил свою жизнь.

Андрей: Имя мое – монашеское, а не данное при крещении. То имя должно было быть на ту же букву, что и Андрей. Александр? Пожалуй, звучит слишком заносчиво – по-императорски или хотя бы по – княжески. Скорее Алексей, «человек Божий» – ведь имя пророчит судьбу.

Автор 1 (Учитель): А теперь давайте в наших тетрадях, а я на доске, зарисуем небольшую схему жития АНДРЕЯ РУБЛЕВА. 1) Где он родился? 2) Кем он был? 3) Какое у него было занятие? 4) С кем он расписывал иконы? 5) Какая икона считается самой известной? (На доске «голая» схема, учитель заполняет ее по ходу вопросов.)

Андрей: (задумчиво, и продолжает работать над созданием иконы):

– Почему «Троица»? (Показывает свою работу.) Старинная легенда рассказывает: «Жил старый кочевник Авраам, и давно было ему дано обетование, что станет он родоначальником целого народа. Проходили годы, состарились и он и его жена, и уже по законам естества не могло быть у них потомства. И вот однажды, когда сидел он на пороге своего дома в Мамврийской дубраве, в полуденный зной явился ему сам бог. Невидимое, непостижимое, не имеющее образа божество, для общения с человеком принявшее вид трех путников. «Издревле христианское искусство изображало это таинственное явление. Три мужа в одеждах путников с посохами подошли к шатру гостеприимного старца. Он пригласил их за трапезу. Жена месит муку, чтобы испечь хлеба, слуга-отрок закалывает тельца. Хозяева подают к столу угощение.
По-домашнему обыденно изображается событие, но необыкновенен, удивителен его смысл.

Автор 3: Толкование смысла Троицы и споры о ней ведутся чуть ли не с самого возникновения христианства. Троица есть понятие о Боге – едином, но воплощенном одновременно в трех равнозначных лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Святой Дух. Они же символизируют и иные значения: «Ты, Я, Он», «Память, Мысль, Любовь», «Вера, Надежда и Любовь».

Автор 2: Три мужа явились чтобы принести огромной важности весть. Они изображены с крыльями, в виде ангелов. И весть эта о «завете», договоре бога и человека.

Автор 3: Чем заняты трое крылатых юношей?
– То ли она вкушают пищу, и один из них протягивает руку за чашей на столе?
– Или они ведут беседу – один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно склоняет голову?
– Или они все просто задумались, унеслись в мир светлой мечты, словно прислушиваясь к звукам неземной музыки?
В фигурах сквозит и то, и другое, и третье, в иконе есть и действие, и беседа, и задумчивое состояние, и всё же содержание её нельзя объять человеческими словами.
– Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного? Не намёк ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву? Не потому ли их стол похож на алтарь? А посох в руках этих крылатых существ – не знак ли это странничества, которому один из них обрёк себя на земле? Рублёв объединил кругом три сидящие фигуры.

Автор 1 (Учитель): Что для вас – круг? (На доске) Все дети встают в круг.

– Что вы чувствуете, стоя в кругу? Это похоже на единство, сплочение, покой. Круг по природе своей вызывает впечатление покоя и неподвижности. Между тем Рублёв стремился к выражению жизни изменчивой и свободной, и потому он создаёт в пределах круга плавное, скользящее движение. (Дети садятся)
Лица Троицы нераздельны, но у каждого из них, по замыслу Рублёва, своё бытие, своё действие в деле созидания мира.

Автор 3: Левый ангел – образ Отца. Его волей начинается устроение вселенной. И палаты позади него не просто дом, а образ «домостроительства» (ПОКАЗ)

Автор 2: Средний ангел – это Сын. Дерево – не только условное обозначение дубраве Мамре, но и Дерево Жизни. (ПОКАЗ)

Автор 1: И склонился с отблеском тихой печали на лице третий ангел – Дух-Утешитель. Гора за ним станет образом возвышенного, высокого. (Показ)

– А теперь представьте, что вы пришли в храм, где висят иконы, а рядом горит большое количество свечей. (Зажигаю свечи под «Троицей»)
– Как вы думаете, зачем люди стоят перед иконами? (В знак уважения, признательности, хотят что-то попросить, поблагодарить). У вас на столах стоят свечи, сейчас я их зажгу. Я включу МУЗЫКУ С. РАХМАНИНОВА «БЛАГОСЛАВИ, ДУШУ МОЯ ГОСПОДА», а вы слушайте внимательно, смотрите на икону и подумайте о своей семье, о себе, о своих родных, задумайтесь над тем, сколько доброго и хорошего вы сделали, и сколько вам предстоит сделать. Немного помолчим.

V. Закрепление изученного материала

– Вот мы с вами и побывали в том времени, где жил и работал иконописец АНДРЕЙ РУБЛЁВ.
– Кто дал заказ на рисование иконы? (Никон Радонежский)
– От чего происходит фамилия Рублёва? (Фамилия позволяет предположить, что происходит из ремесленников: рубель – это инструмент для накатки кож).
– Что символизирует «Троица»? (Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос), и Святой Дух).
– С какой библейской легендой связано написание иконы? (О старом кочевнике Аврааме, которому давно было ему дано обетование, что он станет родоначальником целого народа. О приходе к нему юношей).
– Кем представлен Левый ангел? (Образом Отца)
– Кем представлен Средний ангел? (Это Сын)
– Кто Третий ангел? (Дух-Утешитель)

VI. Итог

– О чём мы говорили сегодня на уроке?
– С какой иконой Рублёва познакомились?