УМК «Планета знаний». Автор Э.Э. Кац
Тема раздела: Сказки.
Тема урока: «Лисичка-сестричка и волк». 2 урок.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки; учиться составлять план текста.
Предметные:
- Формировать умения работать с текстом, выделять в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос.
- Отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замысла языковые средства.
- Выражать свое отношение к прочитанному, обосновывать его.
- Определять настроение, выраженное в произведении, передавать его при чтении.
Личностные:
- Формировать положительное отношение к учебе, понимание ценности нравственных норм.
- Развивать внимание к собственным чувствам, вызванным литературным произведением.
Познавательные:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, работать со словарем, пользоваться знаками, проводить сравнение.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу, понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять самопроверку.
Коммуникативные:
- Учить оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре, внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Учебная деятельность обучающихся |
I. Организационный Прием: загадка |
Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. С загадки: В ней добро, все это знают, Непременно побеждает. (Сказка) Приложение 1 Слайд 1 |
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция на учителя, внимание. |
II. Постановка учебной задачи. Прием: диалог |
– Сегодня на уроке мы продолжим
работу над сказкой, обогатим свои знания,
дадим характеристику героям, будем учиться
работать в паре помогать друг другу. – Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок! – Какую же еще цель урока мы поставим? – Какими качествами должны обладать мы с вами, чтобы нам выполнить цели урока? – А что значит быть внимательными читателями? Слайд 2 |
– Найти уроки для нас, добрых молодцев. Внимательными, думающими читателями. Читать правильно, четко произносить звуки, слушать чтение других, понимать, о чем говориться в тексте, думать, размышлять. |
III. Актуализация знаний А) Классификация сказок Прием: работа со схемой |
– Как называется сказка, над которой
мы работаем? – Дайте характеристику сказке согласно схеме: «Классификация сказок» Слайды 3-4 |
– «Лисичка-сестричка и волк» – Народные и авторские. – Сказки о животных, бытовые сказки и
волшебные.
|
Б) Перечитывание сказки Прием : перечитывание сказки в другой редакции, чтение по цепочке |
– Перечитываем сказку по слайдам. Слайды 5-32 |
Самостоятельное чтение (слежение, слушание) |
В) Составление плана Прием: Цель: составить план текста |
– Сколько частей в нашей сказке? – Ребята, составьте план сказки. У вас на листочках даны предложения. Приложение 2 Расставьте в правильной последовательности. Работаем в паре. 1. Выполни сам. 2. Сравни с соседом. – Посмотрим, что получилось. У каждого ряда свои названия. – Проверьте свою работу. Оцените Слайд 33 |
Три части.
Умение выразить свои чувства, мысли. |
Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания. |
Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснутся, Любят долго потянуться, Обязательно зевнуть. Ну и хвостиком вильнуть. А волчата спину выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну, а мишка косолапый, Широко расставив лапы: То одну, то обе вместе, Долго топчется на месте Прочитаем стих вместе. Выполним действия. Слайд 34 |
Действия выполняют по тексту |
«Открытие нового знания» Цель: учиться оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи Способы: диалог, парная работа. А) Характеристика героев |
– Кто является героями сказки? – Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. – Какими чертами характера наделена лиса и волк в русских народных сказках? – Прочитайте на листочке слова-характеристики. Поставьте значки. Приложение 3 Слайд 35 – Значения каких слов Вам непонятны? А вашему соседу? Сравните. – Что может помочь нам узнать значения слов? – Самостоятельно заполните таблицы. Соедините качество и героя. – Проверьте себя. Оцените. Слайд 36 |
– Это лиса и волк. Хитрость, глупость, жадность
– Работа со словарем. |
Б) Идея произведения Прием: беседа |
– Кто виноват в том, что случилось с
волком? Только ли лиса? – За что в сказках осуждается волк? – Можно ли говорить о дружбе лисы и волка? – Они родственники? – Называют друг друга? (братец, сестра) (семейство собачьих) – Кто из героев этой части сказки вызывает сочувствие? Почему? |
– Лиса мало в чем уступает волку, но она
умна и это особенно опасна. Это разбойники. Они творят зло. Герои терпят друг друга, готовы на предательство и вероломство, а дружба, как известно, заботой да подмогой крепка. – Проявление внимания к суждениям товарищей. |
В) Организация наблюдения над
сюжетно-событийной основой текста. Прием: выборочное чтение. |
– А сейчас посмотрите на слайд.
Слайд 37 Здесь иллюстрации, выполненные художником к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. – Расставьте по порядку, по сюжету сказки. |
– Дети самостоятельно находят слова в
тексте, отмечают их. – Зачитывают предложения. |
– Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам – урок! Одна из целей урока: Найти уроки для нас, добрых молодцев. – Чему учит сказка? – Какая это сказка смешная или грустная? – А почему эта сказка вызывает грусть, жалость? – Кого из героев можно назвать ПРОСТОФИЛЕЙ? – Где можно получить информацию о значении этого слова? – В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными и добрыми. – Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций. Поэтому сказки остаются самым любимым жанром у людей разного возраста. |
Высказывания детей. Работа со словарем. |
|
Итог урока. Рефлексия деятельности. | Урок подходит к концу. Подведем
итоги урока. – Какие задачи мы ставили в начале урока? Слайд 39
– Ребята, |
– Перечисление своих действий – Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание | Дома можно нарисовать иллюстрацию к
сказке. Слайд 40 |
Литература:
- Э. Э. Кац. Литературное чтение: учебник для 1-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч. Ч.1/ Э.Э.Кац. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац. Литературное чтение: рабочая тетрадь № 2: к учебнику Э.Э.Кац «Литературное чтение» (часть 2) : 1-й кл./ Э. Э. Кац. – М. .: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации/ Э.Э.Кац. – М.: Астрель, 2012