Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность по постановке звука [р]

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений, формировать правильные артикуляционные уклады.
  • Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука [Р].
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Развивать фонематическое восприятие, умение слышать звук в начале слов и в потоке прочих звуков.
  • Развивать словесно-логическое мышление и навыки звукового анализа.
  • Развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать усидчивость, желание достигать поставленной цели.

Оборудование: зонд с шариком на конце (или закругленная палочка) для постановки звука [Р]; предметные картинки с изображением «ветерка», дракона, космической ракеты (целой и состоящей из 12 частей), космонавта, символ звука [Р], картинки с изображением овощей, птиц, ягод, цветов. Разрезная картинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед. Сегодня мы с тобой будем учиться говорить звук [Р]. Игра «Весёлый дождик»

Произнеси  твёрдо звуки [Т] – [Д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д…
Правой рукой изобрази падающие капельки дождя.
На цветок – т-д, т-д …
Левой рукой изобрази цветок.
И на дорожку – т-д, т-д …
Из левой руки сделай дорожку.    
Застучал по крыше он – т-д, т-д, т-д …
Дождик пошёл сильнее. 

Логопед. Что бы научиться правильно говорить звук [Р], нужно хорошо размять и подготовить язычок.

Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Парус», «Грибок»,  «Чашечка», «Маляр», «Качели», «Громкий барабан».

Логопед. Послушай сказку «Приключение ветерка», и проделай указанные движения.

Эта сказка является продолжением. Логопед и ребёнок сидит перед зеркалом, и совместно проделывают определённые артикуляционные движения (они обозначены в правой части листа). Если ребёнок ещё не может  правильно произнести звук [Р], его произносит только взрослый. (Текст читает взрослый. Действия выполняются ребёнком по просьбе взрослого.)

В пещере вновь борьба. Язык преградил путь Ветерку, он поднялся  вверх, к верхним Зубам, прислонился к бугоркам около них.

Широко открой рот.
Широкий язык подними вверх и приблизь к альвеолам.

Ветерок с силой бросается прямо на стражника, происходит борьба.
Ветерок всё-таки прорывает преграду, которую устроил ему Язык  и верхние Зубы

С силой подуй на кончик языка так, чтобы он завибрировал.
 Длительно произнеси звук [Р].

Рассерженный Язык бьётся о бугорки около Зубов, сердится, рычит. Ан поздно! Опять ветерок на свободе!

Приблизь ладонь ко рту, почувствуй движение воздуха.

Если данное упражнение не вызвало вибрации языка, далее постановка звука [р] от звука [ж] с механической помощью.

Логопед. К нам пришёл в гости космонавт, он хочет попросить тебя сложить из нескольких частей космическую ракету, давай ему поможем.

Логопед. Посмотри, космонавт нуждается в твоей помощи. Он не может произвести запуск своей ракеты. Что бы включилась кнопка «Запуск» нужно длительно произнести звук [р], а у него не получается. Нужно его познакомить с положением органов артикуляции при произношении звука [Р].

Логопед. Заучи, как правильно нужно произносить звук [Р].

  • Рот широко открыт.
  • Зубы на большом расстоянии.
  • Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
  • Горлышко гудит.
  • Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
    Р_______

Логопед. Молодец, у тебя хорошо получилось.

Логопед. Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я по нескольку раз буду произносить её название. Если картинка названа правильно, произнеси звук [Р]. Если она названа неправильно, отрицательно покачай головой и скажи «нет».
Это лакета? Это ракета? Это акета? Это якета? Это ракета? Это вакета?

Логопед. Внимательно послушай и запомни, как рычит мотор самолёта (возьми картинку – символ звука [P]). Изобрази работу мотора. Для этого руки согни в локтях, кисти рук сожми в кулаки и вращай кистями рук перед грудью. Проделай такие движения   только тогда, когда услышишь, как рычит мотор самолёта (звук [P]), а на других звуки не реагируй. Р___

С – М – Ль – Л – Й – В – Ль – З – Г – Н – Р – Рь – Вь – Ль – Й – Нь – Л – З – В – Р – Ж – Ы – У – Л – Л – Р – Ль – Ж – Рь – Л

Логопед. Космонавт отправляется в космическое путешествие, он не знает, если в космосе цветы, другие растения, птицы. Давай ему поможем отобрать картинки в которых нет звука [P], а со звуком [Р] он возьмёт с собой. Объясни, что объединяет картинки в каждой рамке (цветы, ягоды, овощи).

Астра, ромашка, георгин, роза, колокольчик.

Ворона, воробей, грач, попугай, сорока.

Смородина, клубника, крыжовник, виноград.

Морковь, помидор, свёкла, картошка.

Логопед. Всё к космическому путешествию готово. Помоги космонавту завести мотор первой ступени. Р ________ (ребёнок произносит звук Р). Молодец. А теперь мотор второй ступени. Р ________ (ребёнок произносит звук Р). А теперь мотор третей ступени Р ________ (ребёнок произносит звук Р). Молодец, ты помог космонавту отправиться в космическое путешествие.

Итог занятия

Логопед.Космонавт отправился в космическое путешествие, ты помог ему. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты научился говорить звук [Р]. Давай ещё раз посмотрим, как это у тебя получается.

Ребёнок выполняет.

– Чтобы  научиться хорошо произносить звук  [Р], произноси его в группе и дома.