Патриотическое воспитание дошкольников начинается со знакомства с малой родиной

Разделы: Работа с дошкольниками


“Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.
Д. С. Лихачев

Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к детям.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства, целесообразно знакомить детей с родным городом, его историей, достопримечательностями; полезно совершать целевые прогулки по близлежащим улицам; необходимо посещать с ними музеи, выставки, памятники. Это необходимо еще и для того, чтобы закрепить знания детей о названии улиц, научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь скоро дети пойдут в школу и такие знания им пригодятся.

Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории родного города. При этом следует соблюдать определенные условия, при которых наиболее эффективно развиваются патриотические чувства. Такими условиями являются:

  • формирование у детей представлений о ближайшем окружении. Процесс познания начинается с наблюдений над тем, что более доступно, что ближе и виднее.
  • воспитание у детей отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде. Особое значение имеет выполнение общественно значимых заданий (участие в субботниках, изготовление поздравительных открыток, разучивание стихов и песен к праздникам, организация тематических выставок детских рисунков).
  • сочетание в процессе воспитания интеллектуального и эмоционального факторов. Взрослый должен обеспечить эмоционально положительную обстановку при восприятии ребенком явлений окружающей жизни, высокий уровень эмоциональной активности и эстетического интереса.

Чем больше мы будем знать о нашем городе, тем сильнее будем его любить и делать все для того, чтобы он стал интереснее и красивее. Любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его история, природа, каким трудом заняты люди, живущие здесь – все это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Ближайшее окружение является основным источником формирования личности дошкольника.

Одним из условий эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Сотрудничество с родителями проявляется в ознакомлении их с содержанием, происходящего в детском саду педагогического процесса; в привлечении их к накоплению детьми новых знаний в данном направлении; в подготовке различных мероприятий в ДОУ (выставки, экскурсии, тематические праздники и т.д.)

При взаимодействии с родителями успешно используются “домашние задания”. Накануне выходных, отпуска воспитатель проводит с родителями беседу о том, как лучше провести их, чтобы обеспечить содержательное общение с ребенком.

Примерные вопросы для беседы:

- Как обычно вы проводите выходные дни?

- Участвует ли ребенок в семейных мероприятиях?

- Часто ли вы совершаете семейные прогулки, экскурсии в музей, выезды за город?

- Какие достопримечательности знает ваш ребенок?

- Считаете ли вы нужным показывать ребенку памятники старины, посещать с ним картинные галереи, краеведческий музей?

Со своей стороны, воспитатель советует родителям, какие достопримечательные места родного города целесообразно показать дошкольнику и что при этом рассказать; как помочь ребенку дома выразить свои впечатления от проведенной экскурсии или прогулки. Дети, совместно с родителями, получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном, сделать рисунки, фотографии.

Результатом такой деятельности являются тематические выставки или альбомы: “Рассказ о моей улице”, “Город вчера и сегодня”, “Любимые уголки города” и т. д.

Ведущей формой работы по ознакомлению с родным городомявляется непосредственно образовательная деятельность. Важным приемом подачи информации детям, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, целесообразно сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, макетами.

При всем многообразии форм и методов работы по патриотическому воспитанию и непосредственно, по ознакомлению с родным городом, как показывает опыт работы, особое место занимает работа с макетом. Знакомство с окружающим миром на примере макетирования очень показательно, с точки зрения развития у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности. Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. В процессе работы с макетом педагогу удается затронуть эмоционально-чувственную сферу детей, активизировать их мыслительную деятельность.

Рассмотрим конкретный пример.

Тема макета: Наш микроучасток

Тип макета: макет - “карта”, отображающий определенную территорию и направляющий познавательное, творческое и речевое развитие ребенка, способствующий развертыванию сюжетных событий, происходящих “внутри” и “снаружи” объекта.

Цель: Формировать знания о микроучастке, прилегающем к детскому саду; развивать познавательную и речевую активность дошкольников; воспитывать любовь к своей малой Родине.

Задачи:

  • Формировать знания о территориальной особенности расположения детского сада;
  • Формировать знания о речном вокзале, как об одной из достопримечательностей города Красноярска, его назначении и особенностях архитектуры;
  • Закреплять и расширять знания о правилах дорожного движения;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • Развивать детско-игровое творчество;
  • Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свой город,
  • Воспитывать умение взаимодействовать, договариваться при выполнении заданий.

Этапы работы с макетом:

I. Ознакомительный этап:

Макет вносится в группу для самостоятельного рассматривания детьми.

Воспитатель знакомит детей с понятием “макет”.

II. Основной этап:

Данный этап включает в себя ряд познавательных бесед.

Беседа “Наш детский сад” проводится по вопросам:

- Дети, что вы, видите на макете? (разные дома)

- Найдите на макете детскую площадку, она вам знакома?

(это игровая площадка нашего детского сада)

Дети находят свой участок, знакомые игровые конструкции и т. д.

- А где находится детский сад?

Дети совместно с воспитателем находят на макете жилое здание, в котором расположен детский сад, его вход, окна.

- Кто назовет адрес детского сада? (улица Парижской коммуны, дом 10)

В процессе беседы “Речной вокзал” у детей формируются знания о назначении речного вокзала, его месторасположении и архитектуре и исторической значимости.

Сюжетное проигрывание “Дорога в детский сад” способствует развитию умения ориентироваться в пространстве и формированию навыков безопасного поведения по дороге в детский сад.

Творческое проигрывание “Покажи дорогу” помогает детям ориентироваться на микроучастке, за рамками макета. Дети “прокладывают маршруты” до набережной Енисея, до библиотеки им. Островского, до художественного музея им. Сурикова, лицея №16 и т.д. Здесь целесообразно внести в макет игровой персонаж (например, куклу Машеньку, которую необходимо проводить в определенное место).

III. Заключительный этап:

Презентация модели детям других возрастных групп внутри ДОУ. Дети закрепляют полученные знания, получают возможность проявить себя в роли экскурсовода.

Использование макета, как нового для детей, привлекательногоигрового пространства, в котором можно развернуть различные игровые сюжеты.

Использование макетов при знакомстве с окружающим миром можно начать с младшего дошкольного возраста, в среднем и старшем – дети сами участвуют в создании макетов.

В процессе создания и обыгрывания макета задействованы такие виды детской деятельности как:

- познавательная:наблюдение, непосредственно образовательная деятельность, тематические беседы, речевые игры, чтение и обсуждение художественной литературы по теме; уточнение и пополнение словарного запаса, продуктивная деятельность, детское художественное творчество.

- игровая: обыгрывание созданных моделей детьми, игры с самим макетом сначала совместно с воспитателем придуманным сюжетом, а затем и самостоятельными сюжетами детей.

- трудовая:работа с разным материалом, определение и применение техники и способа выполнения работы.

Опыт работы в данном направлении дает положительные результаты: дети проявляют заинтересованность в получении новой информации, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить новый способ познания и применять его на другом материале. А значит, такой подход способствует развитию познавательного интереса к родному городу и, как следствие воспитанию нравственно-патриотических чувств.

Литература.

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы. М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2003.
  2. Натарова В. И. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.