Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык) на тему "Вода - растворитель. Виды текстов"

Разделы: Начальная школа


Предметная программа и её автор УМК "Перспективная начальная школа", " Окружающий мир". А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
Задачи деятельности учителя Создать условия для выполнения практической работы, контролировать и корректировать ход работы. Показать практическую значимость данной работы.
Планируемые результаты Предметные: называть вещества, растворимые и нерастворимые в воде, определять типы текстов

Метапредметные УУД: познавательные: добывать новые знания опытным путем, находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем информационных источниках.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах проведения опытов

Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру.

Тип урока Практическая работа
Вид используемых на уроке средств ИКТ Учебная презентация PowerPoint “Вода - растворитель” (Приложение 1);
Необходимое аппаратное и программное обеспечение Компьютер, мультимедийный проектор, веб. камера
Материал: Окружающий мир: 3 кл.: учебник 1 ч., А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая - М."Просвещение" 2013

Окружающий мир: 3 кл.: тетрадь для самостоятельной работы №1 /, А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая

Стаканчики, соль, сахар, мел, глина, подсолнечное масло, вода

Организация пространства Работа фронтальная, индивидуальная, в парах
Основные понятия Вода - растворитель, типы текстов
Использованные ресурсы: http://superspeak.ru/index.php?showtopic=1381

http://www.depo.ua/ru/ekonomika-i-biznes/ekologija/eksperty-ekologi-nazvali-samye-odioznye-i-grjaznye-korporacii-goda-.htm

http://www.liveinternet.ru/users/blizki_k_idealu/

http://travelel.ru/karta-mertvogo-morya-mertvoe-more-na-karte-mira

http://www.jordan-foto.ru/mertvoe_more_na_karte_mira.htm

http://l2flame.ru/karta-oteley-mertvogo-morya-izrail.html

http://svyato.info/2009/02/14/ozero-bajjkal.html

http://allday2.com/index.php?cstart=1&newsid=56322

http://whoms.pp.ua/prirodnye-kamennye-materialy-prezentatsiya.html

Технологическая карта интегрированного урока по предмету окружающий мир и русский язык 3 класс

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент - Добрый день.

- Давайте проверим, все ли готовы начать урок? Подарим друг другу улыбку и начнем.

- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей берись за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.

 

- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Актуализация (Приложение 1. Слайд1)

- Как называется раздел, который мы изучаем на уроке окружающий мир?

- Что же мы уже узнали из этого раздела? Повторим.

- Зачитайте примеры из таблицы.

(Слайд 2)

Свернуть презентацию, приготовить веб.камеру

- Мир как дом

- Что такое твердые тела, жидкости и газы.

- Зачитывают. (Рабочая тетрадь стр.36)

Проверка домашнего задания - Проверим домашнее задание №4, стр.37 в рабочей тетради. Какие слова вы вписали в пустые клеточки?

-Проверим задание №5. Выходит другой ученик. Примеры твердых тел - синим фломастером, а названия веществ - зеленым. Сверьтесь.

- Кто сам справился с заданием? Кому потребовалась помощь родителей?

- камера, 1 ученик ,демонстрация на доску, остальные сверяют, высказывают свои суждения, выражают согласие или несогласие.

- 2 ученик демонстрирует свою тетрадь на камеру. Остальные сверяют, высказывают свои суждения, выражают согласие или несогласие.

Постановка учебной задачи - Какое вещество считается самым главным на планете? Почему?

- Мы проверим практически какие вещества растворяются в воде, а какие нет. На основе результатов опытов составим текст, прослушаем выступления ребят и определим вид текста.

- Прочитайте тему урока: “Вода растворитель” (Слайд 3)

- Какие виды текстов вы знаете? (Слайд 4)

- Вода. Входит в состав любого живого организма. Тело человека состоит на 2/3 из воды.

- Текст-рассуждение (почему, потому)

Текст-описание

текст-сообщение

Построение проекта выхода из затруднения.

 

Первичное усвоение новых знаний

(Слайд 5)

- Откройте рабочую тетрадь С.38.Практическая работа. Работа в парах.

- Прочитайте тему практической работы.

(Слайд 6) Цель опыта. Что для выполнения работы нужно сделать? Предложите план проведения опыта. (Слайд 7)

Для этого: (Слайд 8, поочередно)

  • Выбрать оборудование.
  • Прочитать инструкцию.
  • Провести опыты.
  • Записать результаты опыта в таблицу.
  • Сделать вывод.
  • Проверить себя по приложению.
Читают:

- Tема: "Вода - растворитель"

- Цель: определить вещества, которые растворяет вода

- Под руководством учителя дети составляют план проведения практической работы.

- План записывать мы не будем, он перед вами на доске.

- Посмотрите какое оборудование для проведения опытов у вас на столах, отметьте в тетради.

- Вы работаете в парах, чтобы ваша работа была успешной, договоритесь друг с другом, кто с каким веществом проводит опыт.

- Если возникли вопросы - поднимаете руку. Желаю вам успеха.

Опыт 1,2 Возьмите стакан с водой. Насыпьте соль

(можно цветную), (сахар) и размешайте её. Рассмотрите, что происходит с кристаллами соли (сахара). (Они становятся все меньше и меньше и скоро совсем исчезнут. Соль (сахар) растворился.

Опыт 3. Возьмите стакан с водой и добавьте мел, размешайте. Наблюдайте за тем, что происходит. (Песчинки падают на дно, не растворяясь)

Опыт 4 . Возьмите стакан с водой и добавьте глину, размешайте. Наблюдайте за тем, что происходит. (Вода стала мутной , а кусочки глины плавают в воде)

- Ученик отмечает в тетради перед камерой оборудование для опытов.

Самостоятельно выполняют опыты, записывают результаты в тетрадь- Заполняют таблицу на странице 39, сверяют с таблицей на слайде.

Рефлексия.

- Вы заполнили таблицу страница 39. Сверьте с таблицей на слайде. (Слайд 9)

- Какой вывод вы записали? Прочитайте. (Зачитывают 2-3 ученика) К какому типу вы отнесете свой текст? По мере изучения свойств воды на следующих уроках, ваш текст будет обогащаться новыми сведениями.

Физминутка

- Зачитывают свои выводы.

- Определяют тип текста. Описание.

Выполняют несколько упражнений для снятия напряжения

Закрепление изученного нового:

1) актуализация субъективного опыта учащихся

-  Где в жизни мы используем свойство воды растворять некоторые вещества? (Слайд 10)

- Объясните значение словосочетаний "пресная вода". Где в природе мы встречаем пресную воду? (реки, озера) Назовите самое крупное пресноводное озеро. (Слайд 11)

- Посмотрите где живем мы, а где находится озеро Байкал.

- О путешествии на Байкал прослушайте выступление Ани и определите тип текста. (Приложение 2)

- При приготовлении пищи.

- озеро Байкал

 

- Выступление Ани о путешествии с родителями на озеро Байкал

2) Сообщения обучающихся - Объясните свой выбор.

- В природе существуют водоёмы, где столько соли, что она даже не может вся раствориться. (Слайд 12, 13, 14)

-С одним таким водоёмом нас познакомит Соня. Этот водоём находится в стране Израиль. Ваша задача определить тип текста. (Приложение 3)

- Объясните свой выбор.

(Свернуть презентацию) Веб-камера.

- Дети определяют тип текста - повествование.

- Сообщение о "Мертвом море"

- Текст - рассуждение, т.к дает объяснение названию моря.

3) Опыт проводит учитель. - Представляю вам еще один опыт с водой и подсолнечным маслом. Выскажите ваши предположения. Сможет ли вода растворить масло?  

- Проверим. В стакан с водой наливаю ложечку подсолнечного масла, Хорошо размешиваю. Что вы наблюдаете? Сформулируйте вывод.

- Человек - внутри, в центре мира. И именно по вине человека происходит загрязнение водных запасов планеты. (Слайд 15, 16, 17)

Вода не обладает способностью растворять все вещества.

- Ход опыта дети наблюдают на экране. Вывод: Вода не растворяет масло.
Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание.

Оценка успехов. (Слайд 18)

- Подведем итог. Вы попробуете оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Прочитать начало предложения и закончить своими словами:

1. Сегодня я узнал...
2. Было интересно...
3. Было трудно...
4. Я выполнял задания...
5. Я понял, что...
6. Теперь я могу...
7. Я почувствовал, что...
8. Я научился...
9. У меня получилось ...
10. Меня удивило...
11. Урок дал мне для жизни...
12. Хочу сказать спасибо...

Домашнее задание.

- Составить и записать небольшой текст, одного из 3 видов, на тему "Вода". Вы можете взять примеры из разных источников информации, а можете написать как ваша семья бережет воду, случай из жизни, ваше путешествие. Задание можете выполнять индивидуально, а можете объединиться группой. Спасибо за урок! (Слайд 19)

Читают начало предложения на слайде и заканчивают своими словами.