Урок окружающего мира по теме "Что это за листья?" 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: изучение нового материала

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы;

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со строением листа, разнообразием листовых пластин;
  • учить детей распознавать листья наиболее распространённых пород деревьев;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, речь обучающихся, обогащать словарный запас;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать умение выражать свои мысли, рассуждать.

Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность и умение слушать;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся определять наиболее распространённые породы деревьев по листьям;
  • сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Оборудование:

  • Листья разных пород деревьев, цветные карандаши, разноцветные фишки;
  • Иллюстрации с изображением деревьев;

Техническое обеспечение:

  • Компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2011; автор: А.А.Плешаков;
  • Рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2012; автор: А.А.Плешаков.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Поскорей проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте.
Всё ль в порядке:
Ручки, книжка и тетрадка?

- Повернулись, всем улыбнулись, настроились на работу.

II. Актуализация знаний.

1 .Беседа.

- О чём мы говорили с вами на прошлом уроке?

- На какие две группы можно разделить все растения?

Назовите растения, которые растут на подоконнике.

Назовите растения, которые украшают наши сады, парки.

2. Тестирование.

III. Самоопределение к деятельности.

- Муравьишка Вопросик принёс для вас загадки. Отгадайте их.

Летом вырастают,
А осенью опадают. (Листья)

***

Падают с ветки
Золотые монетки. (Осенние листья) (Слайд 2)

- Почему листья названы золотыми монетками?

- А сейчас мы узнаем, кто у нас самый внимательный: кто может перечислить деревья, которые растут около школы, которые мы видели во время экскурсии?

- О чём мы будем говорить на уроке?(Слайд 3)

Физминутка

-Давайте споём песенку “опавших листиков”. В парке тихо-тихо, лишь листочки падая и кружась, поют свою песенку: ш-ш-ш. Поют тихо-тихо, переговариваясь: ш-ш-ш. А упавшие листочки шуршат гораздо громче: шу-шу-шу. Листья были разные: багряные и красные, желтые и коричневые, маленькие и большие. Когда ветерок дул сильнее, листья шуршали так: шух-шух-шух. Но вот налетел сильный ветер (вдох через нос, сильный выдох - через рот) и стал перемешивать листочки (вдох-выдох), дуть на них вот так: ш-ш-шух, ш-ш-шух. Закружились листочки в танце.

IV. Работа по теме урока.

1. Практическая работа.

(На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные уч-ся во прогулки).

- Муравьишка Вопросик принёс на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).

- Ребята, а можно по листу узнать дерево? Как это сделать?

- А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки. (Слайд 4)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего. Что плод мой мелок.

“Красавец” - так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь. Что это за дерево? (Дуб). Покажите его листочки.

- Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 5)

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Берёза)

- Отгадайте следующую загадку. О каком дереве идет речь? (Слайд 6)

Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый

Листьев хоровод.
Землю быстро укрывает
Золотым ковром –
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.

Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Клён)

-Догадайтесь, о каком дереве говорится в этой загадке? (Слайд 7)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла. Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют.

Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)

- Послушайте и отгадайте ещё загадку. (Слайд 8)

Дерево чудесное,
Листья интересные,
Веерочки, веерки,
Белой свечкою цветки.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Каштан)

- Следующая загадка. (Слайд 9)

Никто не пугает, а вся дрожит.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина)

- А про это дерево попробуйте отгадать загадку: (Слайд 10)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

- Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.

- (Слайд 11) Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”? (Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах)

- Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная

- (Слайд 12)Рассмотрите листья и подумайте, а у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.

- А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки (Слайд 13, 14)

ФИЗМИНУТКА

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.

V. Работа в учебнике и тетрадях.

1. Работа по учебнику.

- Рассмотрите фотографии на с.29.

- Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.

VI. Рефлексия.

- Оцените свои достижения на уроке:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Продолжите предложение, выбрав начало

  • Я узнал...
  • Я повторил...
  • Я запомнил...

- Что запомнилось больше всего? У кого появилось желание сделать что-нибудь из осенних листьев, чтобы подольше сохранить эту красоту? Посмотрите, какие красивые работы сделали ребята нашего класса из осенних листьев. Помните, что собирать нужно только опавшие листья, так как, срываю листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.