Радиация и ее воздействие на организм. 11-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Вид деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Вид урока: интегрированный физико-биологический урок.

Цели и задачи урока:

  • формирование экологической культуры и общественного самосознания, знакомство с историей науки;
  • используя синтез знаний учащихся из ряда областей: физики, химии, биологии, экологии, организовать самостоятельную деятельность учащихся по поиску материала одновременно в нескольких направлениях;
  • расширение кругозора учеников, индивидуализация обучения.
  • познакомить учащихся с последними научными данными о радиации и ее воздействии на биологические объекты.

Оборудование: 

  • компьютеры, видеофрагмент о взрыве первой атомной бомбы, презентация, раздаточный материал (проектные карты для каждой группы, премиальный лист для ведущих, опросные листы для каждого ученика), учебники, дозиметр, модель счётчика Гейгера, ёмкость для хранения радиоактивных элементов.
  • школьный конференц-класс с мобильной мебелью выходом в Интернет.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Учащиеся на перемене разделились на 4 группы по 4 человека. Для каждой группы подготовлены ноутбук с выходом в интернет, учебники, проектные карты с заданиями, опросные листы, рекомендации для оформления по два слайда в презентацию к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся. – 10 минут

Учащимся для просмотра предлагается видеофрагмент о взрыве атомной бомбы.

(Приложение 1)

Учащийся (Чендемеров Алексей). (Презентация слайд №1)

Ранним утром 6 августа 1945 г. я вел тяжелый бомбардировщик, носивший красивое имя “Энола Грей” - имя моей матери. На борту был всего один пассажир – атомная бомба “Малыш”. Под крылом простиралась Страна восходящего солнца и города, города..., которые еще ничем не отличались от других... пока... Хиросима, Нагасаки...

Учащийся (Гаврилова Лиза) (Презентация слайд №2)

Чья там бродит тень незримо,
От беды ослепла?
Это плачет Хиросима
В облаках из пепла.
Чей там голос в жарком мраке
Слышен исступленный?
Это плачет Нагасаки
На земле сожженной.
В этом плаче и рыданье
Никакой нет фальши,
Мир весь замер в ожиданье –
Кто заплачет дальше?

Учитель биологии: (Презентация слайд №3)

Каждый человек в современном мире слышал о существовании радиации. Об этом часто говорят средства массовой информации, экологи, врачи. Чаще всего информация об излучениях негативная, что вызывает панические настроения у населения, вызывая “радиофобию”. Опасность, безусловно, существует, но, как говорится “Кто предупрежден, тот вооружен”. Именно знаний не хватает нашему населению, поэтому, я считаю данную тему актуальной и своевременной.

Учитель физики: (Презентация слайд №4)

Учёные-основатели ядерной физики, думали ли они о том, к чему придёт человечество через полвека после их открытий? Расставить все точки над i нам сегодня и предстоит, поговорить, как всегда, о плюсах и минусах изучаемых явлений.

Сегодня у нас не обычный урок, мы в институте радиологии, в котором 4 отдела:

  • теоретической физики;
  • биофизики;
  • мер и весов;
  • лучевой терапии.

Руководит данным институтом – будущий доктор физико-технических наук - Чендемеров Алексей Евгеньевич, его “правая рука” - заместитель по науке – будущий доктор биологических наук – Гаврилова Елизавета Геннадьевна. (Они выбирают из учащихся по одному помощнику для контроля за работой групп и окончательного сбора презентации урока.) Каждый отдел уже давно работает по различным направлениям данной темы, мы им дадим 30 минут на подготовку и презентацию своих наработок. Руководители нашего института вместе с помощниками будут контролировать эту работу, и заполнять премиальный лист на каждую группу. (Приложение 3)

За 10 минут до окончания первого урока каждая группа должна сдать флеш-носители с готовыми слайдами к презентации для их доработки.

2. Изучение нового материала.

Самостоятельная работа по групповым планам. – 30 минут (Приложение 4)

Отчет отделов о проведенных исследованиях. – 25 минут (Презентация слайды №5-12)

3. Проверка усвоения и закрепление изученного. – 5 минут (Приложение 5)

Учитель биологии: перед вами на столах лежат опросные листы вашего отношения к проблеме, рассмотренной сегодня, обведите номер предложения, с которыми вы согласны

Учитель физики: на этих же листах выберите символ один из трех, соответствующий вашему внутреннему состоянию на данный момент. (Рефлексия)

4. Подведение итогов урока . – 10 минут (Презентация слайд № 13)

Учитель биологии: Ребята, приведите, пожалуйста, свои рабочие места в порядок, ведь “внешний” и “внутренний” (в голове) порядок взаимосвязаны.

Учитель физики: для подведения итогов слово предоставляется администрации института. (Лиза и Алексей объявляют результаты) За особую активность, проявленную в работе отдела, и вклад в развитие нашего института премией в размере “5 баллов” поощряются:

  • отдел теоретической физики_______________________________;
  • отдел биофизики_________________________________________;
  • отдел мер и весов________________________________________;
  • отдел лучевой терапии____________________________________.

Заключение. (Малкова Даша читает стихотворение)

Вот почему...
Сейчас обязан думать человек,
Придет ли к людям новый век?
Иль в полыханье атомной зари
Настольные сгорят календари.
И клинопись в пещерной тишине
Сползет слезой горящей по стене.
Сегодня должен думать человек,
Придет ли к людям новый век?
Иль марсианин впишет в свой дневник,
Как по Вселенной прокатился крик
И он увидел искаженный лик,
Земли, что содрогаясь и звеня,
С распущенными косами огня
Упала в бездну, в вековую даль,
С хвостом орбиты, скрученной в спираль.
Сейчас обязан думать человек,
Чтоб он пришел к нам, новый век!

Спасибо за урок!


Приложение 5.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ.

  1. Чем больше проникающая способность излучения, тем больше ионизирующая.
  2. Для защиты от альфа-излучения достаточно надеть плотную одежду.
  3. Наука, изучающая действие излучений на вещество, называется радиофобией.
  4. Наиболее опасное воздействие излучения оказывают на неорганические вещества, находящиеся в клетке.
  5. Чем больше ионизирующая способность излучения, тем больше КОБА.
  6. Самый большой вклад в естественную радиоактивность вносит газ радон.
  7. Естественный радиоактивный фон желательно уменьшить до нуля.
  8. В малых дозах излучения могут быть полезны.
  9. В основе принципа действия дозиметров заложено явление ударной ионизации.
  10. Разовое облучение, вызывающее лучевую болезнь всегда смертельно.

узнал новое, интересное

эта тема меня затронула

мне безразлична эта тема