В работе представлен сценарий урока по информатике “Приключения веселого паровозика”. Задания конкурсов подобраны по темам: “Кодирование информации”, “Исполнители и алгоритмы”, “Логика”, “Приемы редактирования текста”, “Графический редактор”.
Мероприятие можно проводить в двух вариантах: с использованием компьютеров для выполнения заданий и без них. Для машинного варианта используются файлы-задания, для урока без компьютеров – карточки с заданиями. Урок сопровождается интерактивной презентацией.
Как работать с презентацией
Презентация составлена с использованием настраиваемого образца слайдов, управляющих элементов, триггеров, анимации. Презентация имеет простой и удобный интерфейс (рисунок 1). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих элементов. Логическая структура презентации подразумевает последовательный просмотр в одном направлении, однако для форс-мажорных обстоятельств предусмотрены менее заметные управляющие элементы: для перехода на первый слайд (логотип) и возврат на предыдущий слайд.
Слайды созданы с применением дополнительных эффектов, переходов и анимации (более подробно см. Приложение 1).
Рисунок 1. Интерфейс программы
Структура презентации универсальна и легко трансформируется под любой подобный конкурс в любой предметной области.
Карта путешествия, остановки-конкурсы (их количество и расположение на карте) легко меняются. Для большей занимательности на переднем плане слайдов с картой желательно разместить несколько дополнительных мелких объектов – мост, дерево, горы или цветок. Поменяв образ поезда на ракету или корабль и, подобрав соответствующую карту, можно отправиться в космическое (Приложение 4) или морское путешествие.
Приключения веселого паровозика
Класс: 3+
Цели: развитие интереса к информатике, углубление знаний по предмету, активизация деятельности учащихся.
Задачи: обобщить изученный материал по темам “Кодирование информации”, “Исполнители и алгоритмы”, “Логика”, “Приемы редактирования текста”, “Графический редактор”.
Необходимые ЗУН (для машинного варианта): умение работать в прикладных программах “Калькулятор”, “Microsoft Word”, “Paint”, “PowerPoint”.
Реквизит (Приложение 2):
- два набора карточек с буквами И, Н, Ф, О, Р, М, А, Т, И, К, А двух цветов для двух команд; за каждое задание команда получает от 0 до 3 карточек своего цвета;
- два набора табличек с буквами;
- два набора карточек с заданиями.
Оборудование:
- проектор, телевизор или учительский компьютер с большим монитором;
- 2 рабочих компьютерных места (для машинного варианта).
Программно-прикладные средства:
- презентация на учительском месте (Презентация);
- папка Конкурс с файлами на ученических местах (Приложение 3).
Ход мероприятия
Конкурс сопровождается интерактивной презентацией.
Начало урока. Слайд 1 (рисунок 2).
Рисунок 2. Первый слайд
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Задача. Из пункта А в пункт Б выехал поезд. Через сколько времени он прибудет в пункт назначения, если в пути его ждут приключения и неожиданные встречи?
Думаю, что вы уже догадались, сегодня у нас необычный урок – мы отправляемся в путешествие.
Конкурс 1.
Время отправления(Рис. 3).
Темы: Системы счисления, Вычисление на калькуляторе.
Программа: Калькулятор.
Участники: вся команда за одним компьютером.
Реквизит: карточка с заданием (Приложение 2).
Презентация: слайды 2-3 (рисунок 3); на слайде 3 есть контактный прозрачный прямоугольник, щелчок по которому вызывает появление больших часов в центре.
Рисунок 3. Слайд с заданием
Задание. На часах 12 часов дня 6 минут и 24 секунды. Сколько секунд прошло с начала дня?
Ответ: 43584.
Конкурс 2.
Сказочный лесТема: Логика.
Программа: графический редактор Paint.
Участники: вся команда за одним компьютером.
Реквизит: файл Поезд.png или карточка с заданием.
Презентация: слайды 4-5 (рисунок 4); на слайде 5 есть контактный прозрачный прямоугольник, щелчок по которому вызывает появление ответа.
Рисунок 4. Слайд с заданием
Задание. Первая остановка – Сказочный лес. В сказочном лесу живут волшебные краски. Увидев серый поезд, они раскрасили его в красный, синий и желтый цвет. При этом паровоз и вагоны получились разных цветов.
Пассажир из желтого вагона спросил у машиниста, какого цвета другой вагон? Машинист ответил: “Первый вагон – не синий”. Раскрасьте паровоз и вагоны.
Ответ: синий паровоз, красный (первый) и желтый (второй) вагоны.
Конкурс 3.
Город веселых буквТема: Двоичное кодирование текста.
Программа: графический редактор Paint.
Участники: вся команда (четыре человека – “Буквы”, все остальные – “Центр управления”).
Реквизит: карточка с заданием; два набора из четырех двойных табличек с буквами для каждой команды (рисунок 5).
Рисунок 5. Таблички со сгибом
Презентация: слайды 6-7 (рисунок 6).
Рисунок 6. Слайд с заданием
Задание. Вторая остановка – Город веселых букв. Для выполнения задания участников каждой команды необходимо поделить на две группы – команду “Буквы” из четырех человек и “Центр управления”.
Центру управления необходимо по двоичному коду определить зашифрованное слово, написать его на бумаге и передать команде “Буквы”. У каждого участника команды “Буквы” двусторонняя табличка с двумя буквами. Команда букв должна выстроиться в ряд, составив слово (обмениваться карточками нельзя) – рисунок 7. После того, как первое слово составлено, Центр управления получает следующее слово. За отведенное время командам надо составить как можно больше слов.
Рисунок 7. Команда “Буквы”
Задания с ответами:
Синяя команда
№ Двоичный код Ответ 1 11000111 11001110 11001101 11010010 ЗОНТ 2 11001111 11001110 11010000 11010010 ПОРТ 3 11001111 11000000 11010000 11001010 ПАРК 4 11001101 11001110 11010000 11000000 НОРА
Зеленая команда
№ Двоичный код Ответ 1 11010010 11010000 11001110 11001101 ТРОН 2 11001010 11000000 11010000 11001111 КАРП 3 11001111 11001110 11010000 11000000 ПОРА 4 11001010 11010000 11000000 11001101 КРАН
Используется таблица кодировки русских символов Microsoft Windows CP1251.
Конкурс 4.
Встреча в лесуТемы: Логика, Набор и редактирование текста.
Программа: текстовый редактор Word.
Участники: вся команда.
Реквизит: файл Туристы.doc или карточка с заданием.
Презентация: слайды 8-9 (рисунок 8).
Рисунок 8. Слайд с заданием
Задание (по мотивам советской задачи “Девять вопросов”; к сожалению, все попытки найти ссылку на источник, оказались безрезультатными, поэтому, если что-то владеет этой информацией – сообщите об этом). Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:
- Сколько туристов живет в этом лагере?
- Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
- На чем они сюда добрались?
- Далеко ли от лагеря до ближайшего населенного пункта?
- Куда ушел Петя?
- Когда дежурил мальчик, который выглядывает из палатки?
- Сколько лет было дереву, когда его срубили?
- Откуда дует ветер: с севера или юга?
- Какое сейчас время дня?
Ответы:
- Четыре (количество ложек, вилок, тарелок; список дежурных).
- Несколько дней назад (паучок сплел большую паутину).
- На вёсельной лодке.
- Нет (курица пришла из деревни).
- Петя ловит бабочек.
- Вчера (так как Петя ловит бабочек, Егор дежурит, а Ваня с рюкзаком, то из палатки выглядывает Саша).
- Четыре года (можно подсчитать по кольцам пня).
- С юга (направление костра и пара в сторону севера, который определяем по следующим признакам: мох на деревьях, смещённые кольца на пне, с северной стороны веток на деревьях меньше и они более мелкие).
- Утро (тень падает на запад).
Конкурс 5.
Поезд в туманеТема: Исполнители и алгоритмы.
Программа: программа для создания презентаций Power Point.
Участники: по два участника от команды – Исполнитель и Командир.
Реквизит: карточка с лабиринтом; файл Лабиринт.ppt (в режиме демонстрации) или листок в клеточку с границами лабиринта и обозначенной клеткой Старт.
Презентация: слайды 10-11 (рисунок 9); на слайде 11 все клетки поля лабиринта являются триггерами – при щелчке по ним мышью, они исчезают.
Рисунок 9. Результат прохождения лабиринта
Задание. Система команд исполнителя: СТАРТ – щелкаем по клетке Старт; ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ – щелкаем по ближайшей клетке в указанном направлении. Исполнитель сидит за компьютером перед закрытым полем. Командир сидит спиной к исполнителю и компьютеру и не видит поля, но у него есть карточка с открытым лабиринтом. Отдавая команды Исполнителю, он должен провести поезд от старта до выхода.
После объяснения правил в кабинете остается пара Командир-Исполнитель из первой команды, пара из второй команды ждет своей очереди за дверью.
Ответ. Команды исполнителю:
СТАРТ, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВВЕРХ, ВПРАВО, ВНИЗ, ВНИЗ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВВЕРХ, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВВЕРХ.
Конкурс 6.
Цветочная полянаТема: Двоичное кодирование графики, Инструменты графического редактора.
Программа: графический редактор Paint.
Участники: вся команда.
Реквизит: файл (Двоичное кодирование.png) или карточка с заданием.
Презентация: слайды 12-13 (рисунок 10); на слайде 13 есть контактный прозрачный прямоугольник, щелчок по которому вызывает появление ответа.
Рисунок 10. Слайд с заданием
Задание. Восстановите изображение, используя подсказки - двоичные коды цветов.
Ответ (рисунок 11):
Рисунок 11. ответ на задание
Конкурс 7.
Отгадайте словоРеквизит: карточки с буквами.
Участники: вся команда.
Презентация: слайды 14-15 (рисунок 12); на слайде 15 все зеленые прямоугольники являются триггерами – при щелчке по ним мышью, они исчезают.
Рисунок 12. Слайд с заданием
Задание. Отгадайте слово из 11 букв. Загаданное слово - это предмет, изучение которого помогло нам справиться со всеми задачами. В этом слове обязательно встречаются все те буквы, которые вы получили на конкурсах, но карточек может и не хватать.
Ответ: Информатика (на слайде буквы появляются при щелчке на соответствующем прямоугольнике, что позволяет использовать их как подсказки).
Подведение итогов. Рефлексия.
Информационные источники:
- При создании презентации были использованы рисунки:
- задние фоны картинок http://www.wwalls.ru, http://www.platinumwall.ru;
- вокзал: http://www.weblancer.net/files/portfolio/4222/422286/1320912.jpg;
- дети: http://rylik.ru/clipart/vector/people-vector/39740-shkolniki-vektornyy-klipart.html;
- компас: http://ru.clipartlogo.com;
- элементы карты: ClipArt’a Microsoft Office;
- а также автора статьи.