Свойства воды

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • в процессе опытов и практических работ познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды;
  • формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения;
  • учить детей делать выводы по результатам наблюдений;
  • составлять конкурсное задание-тест по изученному материалу.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – учебная ситуация: разработка конкурсных заданий с выбором ответа.

Оборудование:

  • листы для записи для каждого ученика,
  • таблица для заполнения “Свойства воды” (Приложение 1)
  • таблички: запах, вкус, цвет, прозрачность, текучесть, форма, упругость, без запаха, без вкуса, без цвета, прозрачна, текуча, не имеет формы, упруга
  • набор полосок разного цвета, картинка
  • стакан с водой (на парту + 1шт), пластиковые чашки (на парту), стакан с молоком, соком, ложка, банка, ведерко, бутылочка питьевой воды, бутылка пустая (без крышки), салфетки

Ход урока

1. Орг. момент. Создание учебной ситуации.

- Ребята, пришли результаты конкурса “Продленка” “Литературные страницы”. В нем участвовали Диана, Аня и Арина. Они заняли 1 место. Поздравляем!

- Кем вы являетесь, когда участвуете в конкурсах, олимпиадах? (участниками)

- Как называют людей, которые разрабатывают конкурсные задания? (авторы, разработчики, составители ...)

- А если нам самим разработать конкурсные задания с вариантами ответов,выступить в роли разработчиков? Интересно? Поработаем над этим на уроке?

- А для кого мы можем составить такие задания? (варианты детей + для 3-классников нынешних и будущих)

- Среди вопросов конкурсов есть задания, которые может и должен решить каждый ученик, потому что они составлены по изученному материалу. А есть такие задания, которые требуют работы с дополнительными источниками информации. На уроке начнем составлять задания, для ответа на которые достаточно школьной подготовки. А на следующих уроках продолжим эту работу.

- Можем уже приступить к составлению вопросов? (нет) Почему? (нужно определить предмет, тему).

- Какой раздел начали изучать на уроке окружающего мира? (Вода). Это широкая тема, сузим ее. Предположите по моей подсказке, тему урока:

Воздух – без цвета, без вкуса, без запаха, прозрачный, упругий, занимает весь предоставленный объем, а вода ... О чем будет наш урок? (Свойства воды)

2. Постановка целей и задач.

- Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке? (научиться составлять задания для конкурсов, узнать свойства воды)

- А какая тема урока? (свойства воды) Давайте составлять задания? (нет, мы не знаем свойства воды). Как можно узнать? (Прочитать, провести опыты).

- Какие задачи поставим на уроке? (наблюдать, ставить опыты, работать с оборудованием для опытов, делать выводы)

3. Практическая работа.

- Какие органы чувств помогут нам определить некоторые свойства воды? (глаза, нос, язык)

Опыт 1.

- Что можно определить при помощи носа? (запах) Запишем в таблицу в графу параметры слово запах.

- Опираясь на свой опыт, скажите, какой запах у обычной чистой воды? (нет запаха)

- Подойдет помощник ... Возьми то оборудование, которое тебе поможет это проверить. (стакан с водой)

Техника безопасности: Если перед нами жидкость неизвестного происхождения, то она может быть с резким, неприятным запахом. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности и безопасности: сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы “подгоняя” к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).

Ребенок нюхает воду, подтверждает, что она без запаха. Дети берут стакан с водой и также определяют запах воды.

- Какой делаем вывод о 1-м свойстве воды? ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА (Учитель вешает карточку на доску: без запаха, дети записывают в таблице в графу свойства)

Опыт 2.

- Что можно определить при помощи языка? (вкус). Запишем в таблицу.

- Опираясь на свой опыт, скажите, какой вкус у обычной чистой воды? (нет вкуса)

- Подойдет помощник ... Возьми то оборудование, которое тебе поможет это проверить. (стакан с водой)

Техника безопасности: Если перед нами жидкость неизвестного происхождения, то она может быть опасна. Пробовать неизвестное нельзя. Но питьевую воду пробовать можно.

Ребенок пробует воду, подтверждает, что она без вкуса. (дети не делают, если один стакан на парте)

- Какой делаем вывод о 2-м свойстве воды? ВОДА БЕЗВКУСНА (Учитель вешает карточку на доску: без вкуса, дети записывают в таблицу)

Опыт 3.

- Что можно определить при помощи глаз? (цвет). Запишем в таблицу.

- Какого цвета изображают воду на рисунках? (синий, голубой, зеленоватый)

- Подойдет помощник ... Возьми то оборудование, которое тебе поможет узнать цвет воды (стакан с водой, набор полосок разного цвета)

- Какой делаем вывод о 3-м свойстве воды? ВОДА БЕСЦВЕТНА (Учитель вешает карточку на доску: без цвета, дети записывают в таблицу)

- А почему же тогда рисуем мы воду голубой? Из космоса наша планета тоже видна голубой? Когда солнечный луч (а он как радуга, содержит в себе много цветов) освещает водоем, голубая часть луча отражается, мы ее видим и воспринимаем воду голубой. В водоемах находятся водоросли, которые придают зеленоватый оттенок.

Составление 1 задания.

- Итак, мы узнали 3 свойства воды. Какие? (без вкуса, без цвета, без запаха). Можно теперь составить задание? Из чего оно должно состоять? (вопрос, варианты ответа)

- Какие могут быть варианты ответа? (правильный: без вкуса, без цвета, без запаха; частично правильный: например, без вкуса, голубая, без запаха; неправильный)

- Разработчики, попробуйте составить вопрос,правильный вариант ответа на него должен состоять из 3-х свойств: без вкуса, без цвета, без запаха, остальные варианты ответов придумываете сами. Запишите на листе. (Какими свойствами обладает вода?)

Дети озвучивают вопрос и варианты ответов.

- Первое конкурсное задание готово. Разработчики, молодцы!

Физминутка.

Опыт 4.

- Что еще можно определить при помощи глаз? (прозрачность). Запишем в таблицу.

- Подойдет помощник ... Возьми то оборудование, которое тебе поможет узнать, прозрачна вода или нет. (стакан с водой, стакан с молоком, стакан с соком, ложка). Как еще можно определить? (стакан с водой, картинка).

- Какой делаем вывод о 4-м свойстве воды? ВОДА ПРОЗРАЧНА (Учитель вешает табличку на доску: прозрачна, дети записывают в таблице)

Составление 2 задания.

- Если бы я была разработчиком заданий, я бы составила такой вопрос про это свойство: Когда Петя разлил воду на записку от мамы, он все равно смог прочитать слова. Благодаря какому свойству воды это произошло? (прозрачность)

- Составьте свой вопрос по аналогии (вспомните про море, бассейн) и запишите свой вариант на листе. Можно начать со слова благодарю. (Почему мы видим камни на дне чистого водоема? Благодаря какому свойству воды мы можем увидеть обитателей моря? Мальчик в бассейне уронил очки, благодаря какому свойству воды он увидит их на дне? Благодаря какому свойству воды медведь ловит лосось в реке?Почему мы видим рыбок в аквариуме?)

- Ну как продвигаются дела, разработчики?

Озвучивают вопрос и варианты ответов

- Второе конкурсное задание готово. Из вас получаются хорошие авторы.

Опыт 5.

- В каком состоянии находится вода? (в жидком). Проверяем параметр текучесть. Запишем в таблицу.

- Подойдет помощник ... Возьми, пожалуйста, стакан с водой, перелей воду в баночку. А теперь обратно. (а учитель очень мокрой тряпкой проведет по доске, чтобы потекли капли). Что можно сказать про воду?

Дети за партами тоже переливают воду.

- Какое 5-е свойство вы обнаружили? Делаем вывод: ВОДА ТЕКУЧА.(Учитель вешает табличку на доску: текуча, дети записывают в таблице)

Опыт 6.

- Возьми, ..., пожалуйста, стакан с водой, снова налей воду в баночку. А теперь в ведерко. Имеет ли вода собственную форму, или она принимает форму сосуда?

- Какое 6-е свойство вы обнаружили? Делаем вывод: ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ Параметр форма, свойство нет формы. (Учитель вешает табличку на доску: не имеет формы, дети записывают в таблице)

- А объем воды сохраняется? (да)

Опыт 7.

- Когда сжимаем предмет, вещество, какое свойство определяем?(упругость) Запишем параметр.

- Подойдет помощник ... Возьми, пожалуйста, пустую бутылку.Сожми ее. Получилось? А теперь бутылку с питьевой водой. Тоже сожми. Сделайте вывод по результатам опыта: ВОДА УПРУГА.(Учитель вешает табличку на доску: упруга, дети записывают в таблице)

Составление 3 задания.

- Уважаемые разработчики, какие из этих последних трех свойств есть и у воздуха? (упругость, нет формы). Тогда составьте следующее конкурсное задание про сравнение воздуха и воды и запишите его. (Какое свойство есть и у воздуха, и у воды? Какое свойство общее для воздуха и воды? Чем похожи вода и воздух?)

Учащиеся озвучивают вопрос и варианты ответов.

- Итак, авторы-разработчики, третье конкурсное задание готово.

4. Подведение итогов, д/з, рефлексия.

- Итак, какова была тема нашего урока (свойства воды). Конечно, сегодня на уроке мы узнали не все свойства воды. Речь о других продолжится на следующем уроке.

- Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее? Какими же свойствами обладает вода?

- Какие задачи стояли перед нами? Решили мы их на уроке?

- Получились у нас конкурсные задания? На следующем уроке продолжим составлять конкурсные задания.

- Дома попробуйте составить 2-3 задания, которые требуют работы с дополнительными источниками информации, и запишите их на этом же листочке.

- И напоследок продолжите фразы:

  • Сегодня на уроке мне было легко...
  • Сегодня на уроке мне было трудно...
  • Особое впечатление произвело ...
  • Больше всего понравилось ...

- Всем спасибо за урок.


 Приложение 1

Таблица “Свойства воды”

№ п/п Параметры Свойства
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9