Детский сад “Хрусталик” расположен в живописном уголке нашего города: рядом лес, поле, протекает река “Ольховка”. Есть все условия для знакомства детей с растительным и животным миром, для формирования основ экологического мировоззрения и культуры, бережного отношения к природе. В экологическом воспитании детей применяем различные методы и приёмы. Одним из них является театрализованная деятельность, которая способствует приобщению воспитывающих взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность; повышению эстетического уровня детей и взрослых. К театрализованной деятельности привлекаем и родителей, так как, хорошие результаты достигаются только общими усилиями, ведь взрослые являются примером для детей. Основная цель такой работы – формирование представлений об экологии, способствовать желанию беречь родную природу. По ходу данного мероприятия решались такие задачи: воспитание у детей чуткого отношения ко всему живому, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие познавательных интересов и наблюдательности. Перед взрослыми была поставлена проблема, как лучше преподнести эти знания детям и в какой форме. В рамках подготовки к театрализованной деятельности решили привлечь детей через разучивание стихов и песен, экологические и дидактические игры, этюды, труд в природе (посильная помощь на клумбе, в огороде, на экологической тропе).
Предметно развивающая среда:
- Теремок из крупных модулей, заборчик, скамейка, стол, стульчики, посуда, веник, красочный силуэт теремка.
- Лес – силуэты деревьев, пеньки, цветы (одуванчики, первоцветы), птицы на деревьях, мусор на поляне.
- Дидактическая игра “Сортировка семян”, “Собери мусор”.
- Костюмы для всех персонажей.
- Каждому ребёнку колокольчики и ложки.
Предварительная работа с детьми:
- Чтение сказок “Теремок”, “Репка”, “Заячья избушка”, “Рукавичка”, “Кто сказал мяу?”.
- Драматизация сказок, настольный и пальчиковый театр, театр на фланелеграфе.
- Беседы на экологическую тему “Зачем беречь природу?”, “Весна в жизни лесных зверей”. Наблюдения “Почему Ольховка грязная?”. Экологический десант “Чистая природа”. Опыты, экспериментирования с водой, с природными материалами.
- Зимой совместная подкормка птиц. Весной и летом посильная помощь по уходу за цветником, деревьями.
- Ознакомление с пословицами и поговорками о природе, животном и растительном мире. Рассматривание энциклопедий.
- Использование моделей эколого-систематических групп. Моделирование рассказа “Хотела галка пить” Толстого.
- Заучивание стихов, игры-импровизации, мини-этюды “Ежата”, “Берёзка”. Игры-путешествия: “Путешествие в лес”, “Путешествие на речку”. Дидактические игры “Сортировка семян”, “Выложи из семян по контуру”.
Предварительная работа с родителями:
- Домашние задания: чтение детям рассказов о животном и растительном мире.
- Рассматривание энциклопедий, телепередач о животном мире.
- Личный пример родителей на природе, в саду, огороде. Наблюдения с детьми.
- Подготовка костюмов для взрослых и детей.
- Наглядная агитация: выпуск газеты “Ёлочка, живи!”, “Кто живёт в лесу?”. Консультации “Правила поведения в лесу”.
- Репетиции (отдельно с каждым родителем).
Две бабушки сидят на скамейке (Учитель-дефектолог Альфира Аделевна – одета в башкирский национальный костюм. Воспитатель Зинфира Фахретдиновна в русском национальном костюме.) беседуют:
1 бабушка: - Весна на дворе. Снег весь уже растаял.
2 бабушка: - Теперь начнутся работы в огороде: и вскопать, и сажать, и сеять вовремя надо.
1 бабушка: - Детей пригласим, помогут. Наши дети не боятся работы.
2 бабушка: - Пока дети в огороде будут работать – будем с внуками сидеть. Сказки им рассказывать, песенки петь. Ты какие сказки знаешь-то?
1 бабушка: - Память уже не та. Надо вспомнить.
2 бабушка: - Помнишь сказку “Теремок”? Как она начинается?
1 бабушка:
- Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю мышка бежит
Остановилась и стучит.
Мышка (Воспитатель Гузель Ришатовна идёт с корзинкой):- Какой красивый теремок! (Осматривает со всех сторон). Вот бы в таком теремочке пожить! Постучусь-ка, я. Может, впустят меня? (Стучится).
- Никого не видно, никого не слышно. Буду здесь жить! (Начинает убираться в доме: подметать пол, мыть посуду, наводить порядок).
Вытаскивает мешок с семенами: - Бабушки, помогите, пожалуйста, перебирать семена. Скоро сеять пора. (Даёт им две посуды: для семян тыквы и подсолнуха).
2 бабушка: - Тяжёлую работу задала нам мышка. Но нужную. (Сортируют семена).
1 бабушка:
- Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю лягушки прыгают.
“Танец лягушат”. (Анюта и Полина с мамами в роли лягушек вместе танцуют.)
1 бабушка: - Увидели теремок и удивляются.
Лягушки – дети: – Какой красивый теремок! Кто же в теремочке живёт? Постучимся. (Стучатся).
Мышка: - Кто там?
Лягушки – дети: - Это мы – лягушки-квакушки. А ты кто?
Мышка: - Я – мышка - норушка.
Лягушки – дети: - Пусти нас к себе жить.
Мышка: - А что вы умеете делать?
Лягушки-дети: - Мы умеем воду носить, поливать. Но ещё следим, чтобы не загрязняли речку.
Мышка: - Заходите. С вместе вырастим хороший урожай.
1 бабушка: - Зашли лягушки – квакушки и стали они вместе жить.
Идут мимо зайчики и играют на ложках.
(Элина, Лера, Даша с мамами в костюмах зайцев).
“Игра на ложках”. (Приглашают всех детей.)
2 бабушка: - Увидели теремок, удивляются и спрашивают:
Зайцы – дети: - Какой красивый теремок!
- Кто же в теремочке живёт? Постучимся.
Мышка: - Кто там?
Зайчики-дети: - Это мы – зайчики - попрыгайчики.
- Пустите нас к себе жить.
Мышка: - А что вы умеете делать?
Зайчики-дети: - В огороде морковку сажать. Грядки полоть. А в лесу саженцы деревьев сажаем.
Мышка: - Нам такие работники нужны. Заходите!
2 бабушка: – Зашли зайчики и стали они вместе жить. Бегут мимо лисички-сестрички. (Лиза, Маргарита, Арина с мамами в костюмах лис).
Из-за деревьев появляются лисицы с лисятами. Лисица учит лисят охотиться:
- Если не хотите голодными остаться, вам надо научиться охотиться так, чтобы вас никто не услышал, мягко наступать, быть ловкими и слышать, что происходит вокруг.
Игра “Где звенит” (проводят мамы лисицы).
Лисица: - Друзья, как же хорошо в лесу! Давайте вместе споём песенку про весну
Песню поют все дети, сопровождая игрой на колокольчиках. “Весна пришла”.
2 бабушка: - Увидели теремок, удивляются и спрашивают:
- Какой красивый теремок!
- Кто же в теремочке живёт? Постучимся.
Мышка: - Кто там?
Лисички-дети: - Это мы – лисички-сестрички. Пустите нас к себе жить.
Мышка: - А что вы умеете делать?
Лисички-дети: - Умеем по дому хлопотать.
- Пока вы в огороде – будем вам блины печь, кашу варить.
- Ещё учим других правилам поведения в лесу.
Мышка: - Нам такие работники нужны. Заходите!
1 бабушка: – Зашли лисички-сестрички и стали они вместе жить. Бегут мимо волки. (Амир, Даниэль с мамами в костюмах волка.) Увидели теремок и обрадовались.
Дети-волчата: - Какой красивый теремок! Кто же в теремочке живёт? Давай, постучимся.
Мышка: - Кто там?
Лисички-дети: - Это мы - волки. Пустите нас к себе жить.
Мышка: - А что вы умеете делать?
Волчата: Мы – санитары леса, оберегаем лес, чтобы отдыхающие мусор за собой не оставляли, муравейники не разоряли, птиц не пугали.
- Послушайте, какие стихи знаем:
Стихи “Берегите лес”.
Речку, лес, в ромашках луг
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства! (Амир)Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес! (Даниэль)
Стихи читают волчицы:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Мышка: - Это вы правильно говорите. Посмотрите, сколько мусора оставили люди!
Игра “Собери мусор”.
(Волчата надевают перчатки. Волчицы держат мешочки, а волчата убирают мусор.)
Мышка: - Посмотрите, как чисто стало. Заходите, будем друзьями.
2 бабушка: – Стали звери вместе дружно жить. Однажды слышат они … (слышится шум, треск веток в грамзаписи). Это идут медведи (Лёня, Рома с папами в костюмах медведей). Увидели теремок и удивились.
Медвежата: - Какой красивый теремок!
- Кто же в теремочке живёт? Постучимся!
Мышка: - Кто там?
Медведи: - Это мы – медведи косолапые. Пустите нас к себе жить.
Мышка: - А что вы умеете делать в огороде?
Медведи: - Мы же пчеловоды. Нам не нужен огород. (И полезли ломать дом).
Мышка: - Что натворили медведи! Где же будут жить звери? Друзья, встанем в круг и построим дом. “Песня о дружбе”.
(В это время папами ставится дом.)
Медведи: - Простите нас! Мы тоже хоти с вами дружить.
- Расставим в лесу ульи. Угостим вас мёдом.
1 бабушка: - Все звери жили дружно и весело, огород сажали, лес оберегали.
2 бабушка: - Всех приглашаем на чаепитие с мёдом, гостинцами.
Использовали произведения:
- “С нами друг”. Г. Струве.
- “Весна пришла”. З. Роот.
- “Колокольчики звенят”. В. Моцарт.
- “Как у наших у ворот”. Русская народная мелодия, в обработке Т. Ломовой.
- “Танец лягушат”. М. Картушина.
- Музыкальные отрывки композиторов М. Раухвергера, И. Штрауса.