Образовательная программа "Плотник" (строительный)

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика


Тип программы: образовательная, рассчитана на учащихся 1-й групы обучения (коррекционных учреждений), при отсутствии противопоказаний по здоровью.

Вид  образовательной  программы: авторская.

Направленность программы: профориентационная.

Цель разработки программы: Реализовать заинтересованность обучающихся III ступени в освоении профессии «Плотник».

Срок реализации программы:  2 года. 11-й класс – 1 год; 12-й класс – 1 год.

Количество часов отведённых для реализации программы: (из расчёта 16 часов в неделю)1-й год
Обучения – 544 часа, из них 192 часа учебно-производственная практика;  2-й год обучения – 544 часа, из них 192часа учебно-производственная практика.

Пояснительная записка

Актуальность данной программы состоит в том, что сегодня обществу нужны люди самых разных рабочих профессий, но в нашем регионе выпускники школы, часто сталкиваются с трудностями связанными с трудоустройством, в том числе со спецификой полученного образования. Так, как в нашем городе, одним из градообразующих предприятий является «ООО Нижневартовскстройдеталь», занимающееся жилищным строительством и строительством социальной инфраструктуры города и района, потребность в рабочих строительных профессий очень актуальна. С целью решения проблемы социализации и дальнейшего трудоустройства наших выпускников, было принято решение разработать программу для подготовки плотников (строительных) на базе школы. Для прохождения производственной практики администрация «ООО Нижневартовскстройдеталь» предоставила нам места на строительных объектах.

По окончанию обучения многие учащиеся остаются работать на объектах «ООО Нижневартовскстройдеталь». Успешное обучение по данной программе, гарантирует получение «третьего» разряда по профессии «плотник».

Целью начального профессионального обучения является подготовка самостоятельного, активного и профессионально грамотного рабочего строительного производства в процессе формирования умений, знаний и на­выков по профессии «плотник» (строительный) на широкой политехнической осно­ве.

Задачи:

  • Предоставление максимально  широкого поля возможностей  социальной  адаптации и трудозанятости  обучающихся коррекционной школы VIII вида.
  • Формирование  определенных  общетрудовых  знаний, умений и навыков  на основе включения учащихся в различные  виды деятельности.
  • Формирование навыков  владения  практическими способами организации труда и правилами техники безопасности при работе с различными столярно – плотницкыми  инструментами и материалами.
  • Воспитание  трудолюбия и культуры труда, ответственности за результаты своего труда.
  • Развитие коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности.
  • Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда.
  • Воспитание навыков самостоятельной работы, основ коммуникативного общения (воспитание культуры речи, свободное владение специальной терминологией); пополнять и активизировать словарный запас учащихся; воспитание уверенности в собственных силах.

Основанием  для составления данной программы являются документы:

  • Базисный учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089. утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302.
  • Примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  • Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Опираясь на опыт и трудовую подготовку предшествующих этапов трудового обучения в VI-X классах,  уча­щиеся осваивают свою первую профессию, начинают профессиональную деятельность, к которой у них проявился устойчивый интерес и способности. В этот период целенаправленно осуще­ствляется трудовая и социально-профессиональная адаптация старшеклассников, направленная не только на формирование профессиональных знаний и умений, но и на освоение норм и ценностей конкретного трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации в нем.

Содержание программы разработано на основе квалификационной характеристики плотника 2-го разряда с учётом обеспечения единого уровня профессиональной подготовки в различных формах обучения.

Овладение профессией плотник осуществляется на основе общеобразовательной подготовки, сочетания теоретического и практического обучения, с учётом преемственности с трудовым обучением в VI-X классах и первоначальной профессиональной подготовки по профилю «Столярное дело».

В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся с организацией труда на предприятиях, на строительных объектах; с новым технологическим оборудованием и технологией обработки древесины. При изучении всех тем программы рассматриваются вопросы развития техники и технологии производства, научной организации труда и конкретной экономики.

Материалы по технологии деревообработки следует увязывать с учебным материалом общеобразовательных предметов.

Приобретённые учащимися знания по каждой теме программы, закрепляются на занятиях практического обучения и производственной практике. Для более глубокого изучения некоторых тем материаловедения предусмотрены лабораторные и лабораторно практические занятия.

Основной задачей практического обучения является формирование у школьников профессиональных умений и навыков, выполнения основных столярно-плотницких операций, приёмов применения различных инструментов и приспособлений, использование контрольно-измерительных средств, рационального  выбора технологической оснастки и дальнейшее их закрепление в процессе практических работ и производительного труда на строительном объекте.

На учебных занятиях и в ходе производственной практики следует обращать особое внимание школьников на изучение и соблюдение правил безопасности труда, противопожарной безопасности, санитарии и личной гигиены.

С целью повышения эффективности проведения занятий, воспитание у старшеклассников интереса к профессиональной деятельности рекомендуется привлекать к выполнению расчётно-графических задач и заданий производственного характера а также к выполнению проектных заданий с применением ИКТ.

Для усиления профориентационной направленности обучения, программой предусмотрено ознакомление учащихся:

  • со структурой предприятий строительства;
  • основными этапами производственного процесса;
  • оборудованием предприятия, условиями труда на нём;
  • условиями отдыха и социальными льготами.

Для эффективного бучения учащихся необходимо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Для решения этой задачи программой предусмотрено проведение самостоятельных практических работ (проверочные работы), включающие проверку:

  •  усвоения теоретического материала (решение тестовых заданий с применением ИКТ);
  •  умения выполнять и читать графические изображения и чертежи;
  •  умения использовать в работе технико-технологическую документацию;
  •  умения применять безопасные приёмы работы столярно-плотничным и контрольно-измерительным инструментом;
  • умение планировать и самостоятельно выполнять задание практической работы.

Учащиеся выпускных классов, прошедшие теоретическое и практическое обучение, в соответствии с программой, допускаются к сдаче экзаменов по изучаемой профессии на начальный квалификационный разряд, экзамены принимает квалификационная комиссия, с привлечением специалистов базового предприятия на котором проводилось практическое обучение учащихся или образовательное учреждение, имеющее соответствующую лицензию.

Учащимся, успешно сдавшим экзамен и самостоятельно выполнившим квалификационную работу, присваивается разряд и выдаётся удостоверение установленной формы.

Программа составлена на основе: «Программы профессионального обучения», Москва «Просвещение» 1987 г. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений», Москва, «Просвещение» 2004 г. «Программы профессионального обучения», специальных (коррекционных) учреждений I вида  Москва «Владос» 2000 г.  Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: Новые учебные программы и метод. материалы. Кн. 1/Под ред. А.М. Щербаковой. М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

Для реализации программы целесообразно использовать:

  1. Карабанов И.А., Деркачев А.А., Юдицкий В.А., Гулак К.Г.Справочник по трудовому обучению, Москва «Просвещение», 1992 г.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, под редакцией Вороновой В.В., Москва, «Школа-экспресс», 1994г.
  3. И.А. Сасова, А.Ф. Аменд Экономическое воспитание школьников  в процессе трудовой подготовки, Москва «Просвещение», 1988г.,
  4. Учебник  для 7-х классов «Технология», под редакцией В.Д. Симоненко, Москва «Вентана-Граф», 2006г.
  5. Г. Федотов Волшебный мир дерева, Москва «Просвещение», 1987г.
  6. В.Д. Симоненко Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения, Москва, «Просвещение», 1988г.
  7. Б.И. Коротяев Учение процесс творческий, Москва «Просвещение, 1989г.
  8. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. – 1994. – №1. – С.11.
  9. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе. М.Дульнева. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Гозива А.П., Дульнев Г.М. Задачи трудового обучения в спецшколах. – М.: Просвещение, 1969.
  11. Перелётов А.Н. Столярное дело, 10-11 классы,: Учеб. Для специальных (коррекционных) образоват. учреждений VIII  вида. – М., Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003.
  12. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969.
  13. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.:Просвещение, 1981.
  14. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-     развивающего обучения детей с нарушением интеллекта.  Дефектология. – 1999. – №6.
  15. Крылов А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе //   Дефектология. – 1993. – N5.
  16. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
  17. Патракеев В.Г. Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у школьников с нарушением интеллекта на занятиях труда // Дефектология. – 1998. – №6.
  18. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности и учащиеся вспомогательной школы: М.: Просвещение,1969.

Квалификационная характеристика

Профессия — плотник (строительный)

Квалификация — 2-й разряд.

Характеристика работ. Выполнение простейших плотничных и опалубочных работ. Выполнение простейших работ при устрой­стве рулонных кровель насухо с пришивкой гвоздями и кровель из штучных материалов.

Должен знать. Основные виды лесоматериалов. Правила обра­щения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими деревянных деталей и конструкций при помощи кистей. Способы разборки простых деревянных конструкций при помощи кистей. Способы разборки простых деревянных конструк­ций и их очистки. Правила перемещения и складирования грузов малой массы. Виды рулонных и штучных кровельных материа­лов. Способы разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов.

Примеры работ. Грубая отёска, острожка, поперечное перепиливание и окорка лесоматериалов. Смазка накатов и опалубки. Обмазка кистью деревянных конструкций и деталей антисептичес­кими и огнезащитными составами. Осмолка, обивка войлоком и толем элементов деревянных конструкций. Разборка опалубки фундаментов, стен и перегородок. Разборка временных зданий, заборов, мостиков и настилов. Разборка заборных стенок. Очи­стка опалубки от бетона и раствора. Очистка рулонных кровель­ных материалов от посыпки. Сортировка штучных кровельных материалов.

Квалификационная характеристика составлена в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 3. Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, 157796032, плотник).

Ожидаемые результаты

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

1 год обучения

Учащийся должен знать:

  • Виды плотницких работ, устройство и назначение ручного и электрифицированного инструмента для производства работ;
  • правила   перемещения   и  складирования   грузов   малого   веса;
  • основные виды плотницких соединений;
  • виды и назначение столярных изделий применяемых в плотницком деле;
  • требования организации рабочего места;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, по­жарной безопасности и внутреннего распорядка;
  • методы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментом, оборудованием и приспо­соблениями.

Учащийся должен уметь:

  • выполнять монтаж и демонтаж простых конструкций из древесины (щиты, настилы, подмости);
  • выполнять раскрой древесных материалов речным инструментом;
  • выполнять сортировку пиломатериалов по видам и назначению;
  • устанавливать временные двери и перегородки;
  • выполнять раскрой и установку теплоизоляционных материалов;
  • применять передовые методы организации труда и рабочего места;
  • бережно обращаться с инструментами, приспособлениями; эко­номно расходовать материалы и электроэнергию;
  • соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны природной среды.

2 год обучения

Учащийся должен знать:

  • способы разборки простых деревянных конструкций и очистки лесоматериалов;
  • правила   перемещения   и  складирования   грузов   малого   веса;
  • виды рулонных и штучных кровельных материалов;
  • способы разборки простых кровельных покрытий из рулонных и штучных материалов;
  • основные направления развития новой техники и технологий по обработ­ке  и применению древесины в строительстве;
  • требования организации рабочего места;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, по­жарной безопасности и внутреннего распорядка;
  • методы экономного расходования материалов, электроэнергии и бережного обращения с инструментом, оборудованием и приспо­соблениями.

Учащийся должен уметь:

  • выполнять простейшие опалубочные работы;
  • выполнять очистку опалубки от бетонной смеси;
  • выполнять очистку рулонных кровельных материалов;
  • выполнять сортировку штучных кровельных материалов;
  • устраивать рулонные кровли;
  • под руководством опытных плотников выполнять работы по устройству половых покрытий;
  • применять передовые методы организации труда и рабочего места;
  • бережно обращаться с инструментами, приспособлениями; эко­номно расходовать материалы и электроэнергию;
  • соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны природной среды.

Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации по программе «Плотник» ищите в разделе «Преподавание технологии», «Коррекционная педагогика».

Тематическое планирование к программе «Плотник» (Приложение 1)