Цель:
- Выявление и закрепление знаний, полученных в процессе изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов».
- Закрепление навыков в работе и защита проекта «Фартук».
- Воспитание трудолюбия и уважения к труду других людей.
План урока:
- Объявление темы и целей урока.
- Введение сказочного персонажа.
- Контрольный опрос при помощи кроссворда.
- В перерыве – практическая работа по закреплению копировальных стежков.
- Продолжение контрольного опроса.
- Физкультминутка.
- Защита проекта «Фартук».
- Рефлексия.
- Подведение итогов и выставление оценок в журнал.
Для урока необходимо: Костюм сказочного персонажа (на усмотрение учителя), коллекция видов отделки, заготовки в форме симметричных фигур, нитки, ручные иглы, ножницы, таблицы с поэтапным выполнением проектной работы.
ХОД УРОКА
– Сегодня у нас очень ответственный урок-контрольный опрос по технологии обработки ткани. Цель урока – выявить и закрепить те знания, которые вы получили в процессе прохождения разделов «Материаловедение», «Машиноведение», «Конструирование», «Моделирование», «Технология обработки фартука».
2. Появляется сказочный персонаж: Ой, а что это вы тут делаете?
Учитель: Извините, у нас урок, не могли бы вы…
Сказочный персонаж: А не вы ли те мастера, которые шьют одежду для королевской семьи?
Учитель: Очевидно, вы попали в другое измерение…какая королевская семья? Заблудились, бабушка… или дедушка… или не весть кто…
Сказочный персонаж: Ой, горе нам, горе!
Учитель: Позвольте… да не плачьте же вы. Быть может, мы сможем вам помочь? Расскажите, кто вы такие, откуда? Что у вас за горе?
Сказочный персонаж: Когда-то, очень давно я была маленькой как эти девчата. Помогала родителям по хозяйству и ходила на базар за продуктами.
– Однажды я увидела там горбатую старуху с огромным носом и засмеялась: вот за это-то и превратила меня эта злая колдунья в чудище и заставила работать на её кухне. Каждый раз она заказывала блюда всё сложнее и сложнее, а я всё легче и лучше справлялась с заданиями, да как же иначе, батюшка-то мой был королевским поваром, и я часто ему помогала. Но это была не жизнь, а сплошной ад. Родители меня не узнавали, а все люди надо мной смеялись. Реку слёз я выплакала. А однажды ночью я подслушала, как злая колдунья тихо читала свою таинственную книгу, где говорилось, что мои чары разрушаются только тогда, когда я одену ИСКУССНОЙ РАБОТЫ ФАРТУК. Я с радостью принялась за работу, но, увы, у меня ничего не получалось. Вот когда я пожалела, что не послушалась отца, когда он хотел отдать меня в подмастерья к королевским портным, любое ремесло может пригодиться. Когда я перепортила гору материи, то решила, наконец, сбежать от колдуньи и найти мастера, который бы помог мне справиться с этой задачей. Вот посмотрите, это самое лучшее, что у меня вышло…..(и показывает нечто отдалённое напоминающее фартук). Я вижу, что здесь что-то не так, но что? У меня осталось немного ткани, вы поможете мне сделать всё правильно?
Учитель: Вы знаете, в этом учебном году, мы проходили именно это швейное изделие, и я, думаю, что мы могли бы вам помочь!
Сказочный персонаж: Но я, всё же, хотела бы убедиться, что они не испортят мою оставшуюся ткань.
Учитель: Ну, что ж, у вас есть такая возможность убедиться и в знаниях и в умениях наших девчат. Сейчас мы проведём контрольный опрос с помощью кроссворда (кроссворд составляется учителем заранее).
3. Кроссворд (Приложение 1)
4. Практическая работа
Копировальные стежки временного назначения.
Силками отмечаются: места расположения
симметричных деталей, аппликации, отделочных
строчек, симметричной вышивки и т.д. При
подготовке деталей кроя к обработке, не все
выполняли копировальные стежки, указывая места,
расположения карманов. Поэтому, я предлагаю
выполнить эту работу на заготовках ткани,
которые вы видите на своих столах.
Задание: Не беря во внимание линию сгиба, отметьте на кармане, предполагаемый контур декоративной строчки.
Сказочный персонаж: Да, действительно, ещё такие молодые мастера, а уже так много знают о швейном деле и умеют пользоваться иглой, что у меня появилась надежда.
Учитель: К сожалению, мы не сможем быстро выручить вас из беды, ведь пошив изделия не такая уж скорая работа, она включает в себя несколько этапов: это и эскиз, и чертёж, и моделирование…а девочки ещё только учатся шить. А что если вам примерить те фартуки, которые они уже сшили, вдруг, какой-то из них окажется, как вы говорили «искусной работы», ведь многие работали с любовью…
Сказочный персонаж: А что, можно, и примерить! (Забирает несколько работ и уходит в примерочную).
Сказочный персонаж: Девочки, вы такие замечательные мастера! А вот этот фартушек просто волшебный. Он помог мне вернуть саму себя. Я так рада, что познакомилась с вами! А чем это вы занимаетесь?
5. Кроссворд
(Приложение 1 продолжение)
6. Музыкальная физкультминутка (Презентация 2)
7. Защита проекта
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Учитель: Ну, что ж, давайте покажем
нашим сказочным гостям, как вы выполняли работу,
т.е. в какой последовательности изготавливали
фартук.
– Перед тем, как фартук получился такой как есть
сейчас, наши умелицы выполнили ряд
последовательностей, чтобы получилось готовое
изделие. Сейчас они вам продемонстрируют, как
выполнялся фартук.
Сказочный персонаж: Очень хочется посмотреть, что же у вас получится. Ведь вы сможете сшить фартук для ваших бабушек и дедушек, мам и пап, братиков и сестричек.
Учитель: Сейчас девочки друг другу
будут рассказывать этапы изготовления своего
фартука, за что каждая из них самостоятельно
поставит оценку сама.
(Девочки работают в парах)
8. Рефлексия
9. Подведение итогов учителем и выставление оценок в журнал
Используемая литература и информационные ресурсы:
Симоненко В.Д. Технология 5 класс. М:
"Вентана-Граф, 2004г.
Журналы "Школа и производство"
http://www.kudel.ru/
http://vse-sama.ru/forum/showthread.php?t=11015
http://club.season.ru/index.php?showtopic=5078
http://posobie.info/forum/viewtopic.php?t=28251
http://www.liveinternet.ru/users/sveta210/rubric/1492114/page11.html
http://blogs.mail.ru/mail/kisana60
http://club.osinka.ru/topic-51297?&start=6360,