Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: ознакомить со звуком и буквой [м,], [ м] , Мм.
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомить с новой буквой М, м и М, м;
- учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
- Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать умение определять звуки: согласные, гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие;
- развивать навык плавного чтения по слогам и целым словом.
- Воспитательные:
- содействовать развитию ценнейших качеств человека: заботы о маме, сочувствия, сострадания, в любой жизненной ситуации оказывать помощь.
Оборудование урока: компьютер, проекционная система.
План и ход урока:
Этап урока |
Время |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Использование ЭВМ и наглядности |
Вид доски |
I. Объяснение нового материала. 1. Знакомство со звуками [м] , [м,]. |
30 сек. | Загадка. Развивает сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление. |
Чтение текста загадки. | Называют отгадку. | Презентация.
Слайд 2 Графический текст загадки со звуковым сопровождением. Картинка – дом. |
Дата Тема |
2 | 30 сек. | Определение и анализ звука в конце слова «дом»; гласный – согласный, глухой – звонкий, мягкий – твёрдый | Вопрос. – Какой звук слышите в конце слова «дом»? Дайте ему характеристику. |
Ответ. – Я слышу в конце слова «дом» согласный, звонкий, твёрдый звук [м] |
Слайд 3 Картинка дом, схема слова, с выделением места в схеме звука [м], звуковое сопровождение. |
|
3 | 30 сек. | Загадка Развивает сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление. |
Чтение текста загадки | Называют отгадку. | Слайд 4 Графический текст загадки со звуковым сопровождением. Картинка – радуга |
|
4 | 30 сек. | Определение и анализ звука в конце слова «семь» (гласный – согласный, глухой – звонкий, мягкий – твёрдый) | Вопрос. – Какой звук слышите в конце слова «семь»? Дайте ему характеристику. |
Ответ. – Я слышу в конце слова «семь» согласный, звонкий, мягкий звук [м,] |
Слайд 5 Цифра семь, схема к слову «семь», с выделением места в схеме звука [м,], звуковое сопровождение. |
|
5 | 1 мин. | Игра «Начало, середина, конец» Направлена на развитие фонематического слуха. Дети упражняются в выделении и распознавании нового звука в потоке речи, определять место звука в названии предметов. Формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой , но и зрительный анализаторы. |
– Назовите слова в которых вы слышите
звук [м] или [м,]. – Где вы слышите звук [м,] в слове мёд? (медведь, мало, много) |
– Я слышу звук [м,] в слове мёд в
начале. (медведь, мало, мёд, много) |
Слайд 6 Графический текст со звуковым сопровождением. Картинка –медведь с бочкой мёда |
|
6 | 1 мин. | Игра «Найди свой домик» Для отработки и дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. |
– Помогите словам обозначающие предметы найти свой домик. | – В начале слова машина слышу твёрдый
звук [м], его домик синий, значит и картинку машина
отправляем к синему прямоугольнику. – В начале слова мяч слышу мягкий звук [м,],его домик зелёный, значит и картинку мяч отправляем к зелёному прямоугольнику и.т. |
Слайды 7- 9 Яркие картинки. Опора – прямоугольники синего и зелёного цвета с обозначением звуков. Мотивация – звуковое сопровождение (аплодисменты) |
|
II. Объяснение нового материала. 1. Знакомство с буквой Мм |
1 мин. | Сравнение, сопоставление, анализ. | Вопрос. – Какие буквы? Чем похожи ? Чем отличаются? |
Ответ. – Буквы печатные, большая и маленькая, отличаются высотой. |
Слайд 10 Печатные буквы, губы. Звуковое сопровождение. |
|
2 | 30 сек. | Сравнение, сопоставление, анализ | Вопрос. – На что похожа буква? |
Ответ. – Буква похожа на флажок, если её повернуть и добавить слева линию. – Буква похожа на качели |
Слайды 11,12 Флажок из буквы «эм», картинка качели. |
|
3 | 30 сек. | Сравнение, сопоставление, анализ | Вопрос. – Чем похожи и чем отличаются письменные буквы от печатных? |
Ответ. –Буквы похожи прямыми палочками. Отличаются письменные буквы плавными закруглениями. Отличаются шрифтом. |
Слайд 13 Буквы печатные и письменные. |
|
4 | 1 мин. | Практический. Формирование навыка письма с опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы | Письмо букв в воздухе за движущейся стрелочкой с проговариванием | Письмо букв в воздухе за движущейся стрелочкой с проговариванием. Обведение на карточке букв, вырезанных из наждачной бумаги № 0 | Слайд 14 Письменные буквы с движущейся стрелочкой. |
|
III. Физминутка | 1 мин. | Практический. | Показ движений. | Выполнение движений | Слайд 15 Текст физминутки со звуковым сопровождением. Смайлик – «Зарядка» |
|
IV. Закрепление нового материала | 30 сек. | Анализ. Синтез. Игра «Помоги котёнку
соединить звуки» Слогообразующая роль гласных звуков. |
Помогите котёнку соединить согласный звук с гласным. Тянем согласный звук, котёнок подбежит к гласному – читаем слог. | Громко тянут звук [м], затем произносят слог слияния. | Слайды 16-21 Бегущий котёнок от согласной к гласной. Звуковое сопровождение |
|
2 | Фонетическая зарядка | Вопрос. – Как мычит корова? – Как блеет коза? |
Му-му-му! | Слайды 22,23 Картинка коровы. Графическое и звуковое сопровождение. |
||
3 | 30 сек. | Чистоговорка. Упражнение для тренировки вестибулярного аппарата, дыхания, голоса, фонематического восприятия. Для положительного настроя на дальнейшую работу. | Образец чтения чистоговорки. | Чтение чистоговорки по рядам, хором, индивидуально. | Слайд 24 Текст чистоговорки со звуковым сопровождением. Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Молодцы!» |
|
4 | 30 сек. | Упражнение на точность слухового восприятия согласного звука | Чтение и разбор задания | Добавляют звук опираясь на картинку. Появляется буква – читают слово | Слайды 25, 26 Таблица со словами и картинками. Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Молодцы!» |
|
5 | 30 сек. | Скороговорка. Совершенствования артикуляционной моторики с опорой на слуховой и зрительный анализатор. |
Читает. | Произносят с ускорением. | Слайд 27 Выделение текста «Пишущая машинка». Картинка малины. Звуковое сопровождение Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Хорошо!» |
|
6 | 30 сек. | Чтение по слогам с опорой на гласную | Первичное чтение текста целыми словами. Работа по иллюстрации – котёнок. | Читают по слогам с опорой на зрительный
и слуховой анализатор. Описание: маленький, пушистый, беленький, игривый, так как лапки он держит на верёвке, видимо играл с ней. |
Слайд 28 Слоги выделены в прямоугольники жёлтого цвета, звуковое сопровождение, прочитанный слог меняет цвет. |
|
7 | 30 сек. | Чтение словом. Помогает преодолеть слоговой барьер. |
Хоровое чтение | Хоровое чтение | Слайд 29 Иллюстрация «Мать и дитя читают книгу». Слова разделены на слоги. |
|
8 | 2 мин. | Чтение словом. Помогает преодолеть слоговой барьер. Накапливаетcя информация, запоминаются зрительно графические объекты (слова) с определенным понятным смыслом. Развивается скорость чтения. В чтении словом смысл имеет первичное значение, он собственно и является целью чтения вообще! |
– Первичное чтение стихотворения. – Опрос детей, которые могут рассказать стихотворение наизусть. – Поднимите руки те, кто любит свою маму. Расскажите о ней. |
Чтение по рядам. Хоровое чтение. Конкурс чтецов. 2-3 устных рассказа о маме |
Слайд 30 Слова выделены в прямоугольники жёлтого цвета, звуковое сопровождение, прочитанное слово меняет цвет. Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: « Отлично читаете. И все очень любите своих мам» |
|
9 | 2 мин | Развитие речевой деятельности учащихся | – За что вы любите маму? – Какую помощь ей оказываете? |
2-3 устных рассказа об оказании помощи маме | Слайд 31 Иллюстрация «Мать и дитя» |
|
V. Итог урока | 1 мин | Рефлексия | Вопросы. – С какой новой буквой познакомились? – Какие звуки она обозначает? – Какое самое дорогое, близкое, родное слово начинается с буквы эм? |
Ответы. | Слайды 32, 33 С текстами: – Я узнал, что … (примерный ответ) – Урок заставил меня задуматься… (примерный ответ) Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Спасибо всем за хорошую работу», «Правильно говоришь, правильно!» |
Анализ использования презентации на занятии:
№ слайда | Цель применения на данном этапе урока |
Как (приёмы и методы) используется этот элемент в уроке |
Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей |
1-9 | Выделение звуков[м,],[м] из слов способом звукового анализа | Положение в котором звук[м,],[м] легко
отделяется от остальных, согласный взрывной,
если этим звуком заканчивается слово (дом, семь). Правильность вычленения отдельного звука эффективнее лучше всего контролируется, если работа ведётся с полным словом. Например, ученик в слове мел первым выделяется звук [м] (твёрдый) и не замечает ошибки, учитель демонстрирует, как звучит названное слово, если в него включить названный звук: «Мэл».Способ звукового анализа – это протяжное (или акцентирование) произнесение каждого звука в полном слове. |
Слайды предназначены для включения в
работу слуховых и зрительных анализаторов.
Эстетичная наглядность. Подготовка к теме урока: «Звуки [м,],[м] и буква Мм» Экономит время. Активизирует восприятие глазами. Помогает более точно усвоить воспринимаемый материал. Применение схем и моделей со звучащим словом, облегчают процесс контроля. Происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. |
10-14 | Дать понятие соотношения букв и звуковых единиц. Графический анализ букв. | Перевод звука в печатную и письменную, видимую букву. | Быстрая смена картинок, которые хорошо
видны детям. Автоматизация всех основных этапов. Учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения. |
15 | Физминутка | В физминутках у детей появляется второе дыхание, дополнительные силы. | Слышат текст физминутки, выполняют действия совместно с учителем. Смайлик со звуковым сопровождением |
16-21 | Координировать буквы в звуки (переход письменной речи в устную) | Устная коллективная работа. Раскодирование буквенной модели слога (вспомогательной единицы чтения) при чтении открытого слога с ориентировкой, опорой на гласные | Видят как нужно тянуть согласный звук,
сморят уже на гласный читают их совместно и
слитно. Экономит время. Активизирует восприятие глазами. Помогает более точно усвоить воспринимаемый материал. |
22, 23 | Обучение слитному чтению слогов. | Специальное упражнение: фонетическая зарядка. | Усиливает интерес учащихся к уроку.
Быстро и доходчиво изображает материал для
игровых упражнений. Позволяет к слайду презентации добавлять звуковые файлы. |
24 | Чистоговорка Упражнение для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений, совершенствования артикуляционной моторики. |
Детям очень нравится выполнять эти упражнения, они создают положительный настрой на урок. | Позволяет к тексту добавлять звуковое сопровождение. |
25-26 | Игры служат для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия. | Дидактические игры: «Добавь букву», «Прочти слово» | Игровая форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям и в дальнейшем – успешному чтению по слогам. |
27 | Скороговорка | Речевое упражнение.Учитчёткому и внятному произношению; помогают овладеть техникой речи | Звуковое сопровождение, познавательная направленность упражнения позволяют успешно преодолеть речевые нарушения |
28 | Чтение предложений по слогам | Изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, простота в управлении ,облегченный процесс контроля. | |
29-30 | Обучение чтению целыми словами, опираясь на образное мышление и способность к блоковому запоминанию. | Чтение детьми предложений и небольшого
текста. Хоровое чтение. Конкурс чтецов. |
Вызывает новизной, необычностью
непроизвольное внимание. Экономит время. Активизирует восприятие глазами. Помогает более точно усвоить воспринимаемый материал, графические образы слов, облегчает процесс контроля. |
31 | Вызвать чувство любви к самому родному человеку маме, желание заботиться о ней. | Зрительный образ соотнесённый с картинкой | Экономит время. Активизирует восприятие глазами. Развивает наглядно-образное мышление. Повышает эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности. |
32-33 | Рефлексия Создать мотивационную обстановку. |
Подведение итога работы Обеспечение успеха деятельности младшего школьника. «Чувство успеха» создаёт комфортность и вызывает желание учиться. |
Сочетает в себе графику, звук,
изображение (совы), что значительно улучшает подведение итога полученной информации. Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, анимации, звука) |
Примечание.
1. Презентация рассчитана на 15-16 минут. Мой принцип «не навредить» здоровью ребёнка, старюсь соблюдать рекомендации по безопасности работы на компьютере, снизить неблагоприятных воздействий на организм детей. Санитарно-гигиеническая норма при непрерывной работе с компьютером для учащихся 1-х классов – 10 минут. Данная презентация идет в форме диалога. Работа на компьютере постоянно прерывается. Работа на уроке начинается с организационного момента, далее работа по учебнику с.84 проверка и закрепление пройденного материала, после презентации 28-29 слайдов работаем по «Азбуке» с.85-86. Затем – итог.
2.Провожу физминутки для глаз, в том числе и с применением ИКТ.
3. Дети обводят буквы вырезанные из наждачной бумаги № 0 для графического запоминания образа букв (слайд 14) за движущейся стрелочкой, задействованы тактильные анализаторы.
Литература:
1. Серия «Школа России» основана в 2001 году.
2. «Азбука». Часть 1.Учебник для 1 класса. /
В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М. В.
Бойкина; – Изд. «Просвещение», Москва, 2011г. С.84 -87.
3. Занимательное азбуквоведение.
Составитель Волина В.В, Москва «Просвещение» 1991.