Звук и буква [м], [м'], Мм

Разделы: Начальная школа


Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока: ознакомить со звуком и буквой [м,], [ м] , Мм.

Задачи:

  • Образовательные:
    • ознакомить с новой буквой М, м и М, м;
    • учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.
  • Развивающие:
    • развивать фонематический слух;
    • развивать умение определять звуки: согласные, гласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие;
    • развивать навык плавного чтения по слогам и целым словом.
  • Воспитательные:
    • содействовать развитию ценнейших качеств человека: заботы о маме, сочувствия, сострадания, в любой жизненной ситуации оказывать помощь.

Оборудование урока: компьютер, проекционная система.

План и ход урока:

Этап урока

Время

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ЭВМ и наглядности

Вид доски

I. Объяснение нового материала.
1. Знакомство со звуками [м] , [м,].
30 сек. Загадка.
Развивает сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление.
Чтение текста загадки. Называют отгадку. Презентация. Слайд 2
Графический текст загадки со звуковым сопровождением. Картинка – дом.
Дата
Тема
2 30 сек. Определение и анализ звука в конце слова «дом»; гласный – согласный, глухой – звонкий, мягкий – твёрдый Вопрос.
– Какой звук слышите в конце слова «дом»? Дайте ему характеристику.
Ответ.
– Я слышу в конце слова «дом» согласный, звонкий, твёрдый звук [м]
Слайд 3
Картинка дом, схема слова, с выделением места в схеме звука [м], звуковое сопровождение.
 
3 30 сек. Загадка

Развивает сообразительность, быстроту реакции, логическое мышление.

Чтение текста загадки Называют отгадку. Слайд 4
Графический текст загадки со звуковым сопровождением. Картинка – радуга
 
4 30 сек. Определение и анализ звука в конце слова «семь» (гласный – согласный, глухой – звонкий, мягкий – твёрдый) Вопрос.
– Какой звук слышите в конце слова «семь»? Дайте ему характеристику.
Ответ.
– Я слышу в конце слова «семь» согласный, звонкий, мягкий звук [м,]
Слайд 5
Цифра семь, схема к слову «семь», с выделением места в схеме звука [м,], звуковое сопровождение.
 
5 1 мин. Игра «Начало, середина, конец»

Направлена на развитие фонематического слуха. Дети упражняются в выделении и распознавании нового звука в потоке речи, определять место звука в названии предметов. Формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходит с опорой не только на слуховой , но и зрительный анализаторы.

– Назовите слова в которых вы слышите звук [м] или [м,].
– Где вы слышите звук [м,] в слове мёд? (медведь, мало, много)
– Я слышу звук [м,] в слове мёд в начале.
(медведь, мало, мёд, много)
Слайд 6
Графический текст со звуковым сопровождением. Картинка –медведь с бочкой мёда
 
6 1 мин. Игра «Найди свой домик»

Для отработки и дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков.

– Помогите словам обозначающие предметы найти свой домик. – В начале слова машина слышу твёрдый звук [м], его домик синий, значит и картинку машина отправляем к синему прямоугольнику.
– В начале слова мяч слышу мягкий звук [м,],его домик зелёный, значит и картинку мяч отправляем к зелёному прямоугольнику и.т.
Слайды 7- 9
Яркие картинки. Опора – прямоугольники синего и зелёного цвета с обозначением звуков.
Мотивация – звуковое сопровождение (аплодисменты)
 
II. Объяснение нового материала.
1. Знакомство с буквой Мм
1 мин. Сравнение, сопоставление, анализ. Вопрос.
– Какие буквы? Чем похожи ? Чем отличаются?
Ответ.
– Буквы печатные, большая и маленькая, отличаются высотой.
Слайд 10
Печатные буквы, губы. Звуковое сопровождение.
 
2 30 сек. Сравнение, сопоставление, анализ Вопрос.
– На что похожа буква?
Ответ.
– Буква похожа на флажок, если её повернуть и добавить слева линию.
– Буква похожа на качели
Слайды 11,12
Флажок из буквы «эм», картинка качели.
 
3 30 сек. Сравнение, сопоставление, анализ Вопрос.
– Чем похожи и чем отличаются письменные буквы от печатных?
Ответ.
–Буквы похожи прямыми палочками. Отличаются письменные буквы плавными закруглениями. Отличаются шрифтом.
Слайд 13
Буквы печатные и письменные.
 
4 1 мин. Практический. Формирование навыка письма с опорой на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы Письмо букв в воздухе за движущейся стрелочкой с проговариванием Письмо букв в воздухе за движущейся стрелочкой с проговариванием. Обведение на карточке букв, вырезанных из наждачной бумаги № 0 Слайд 14
Письменные буквы с движущейся стрелочкой.
 
III. Физминутка 1 мин. Практический. Показ движений. Выполнение движений Слайд 15
Текст физминутки со звуковым сопровождением. Смайлик – «Зарядка»
 
IV. Закрепление нового материала 30 сек. Анализ. Синтез. Игра «Помоги котёнку соединить звуки»
Слогообразующая роль гласных звуков.
Помогите котёнку соединить согласный звук с гласным. Тянем согласный звук, котёнок подбежит к гласному – читаем слог. Громко тянут звук [м], затем произносят слог слияния. Слайды 16-21
Бегущий котёнок от согласной к гласной. Звуковое сопровождение
 
2   Фонетическая зарядка Вопрос.
– Как мычит корова?
– Как блеет коза?
Му-му-му! Слайды 22,23
Картинка коровы. Графическое и звуковое сопровождение.
 
3 30 сек. Чистоговорка. Упражнение для тренировки вестибулярного аппарата, дыхания, голоса, фонематического восприятия. Для положительного настроя на дальнейшую работу. Образец чтения чистоговорки. Чтение чистоговорки по рядам, хором, индивидуально. Слайд 24
Текст чистоговорки со звуковым сопровождением.
Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Молодцы!»
 
4 30 сек. Упражнение на точность слухового восприятия согласного звука Чтение и разбор задания Добавляют звук опираясь на картинку. Появляется буква – читают слово Слайды 25, 26
Таблица со словами и картинками.
Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Молодцы!»
 
5 30 сек. Скороговорка.
Совершенствования артикуляционной моторики с опорой на слуховой и зрительный анализатор.
Читает. Произносят с ускорением. Слайд 27
Выделение текста «Пишущая машинка». Картинка малины. Звуковое сопровождение
Мотивация. Картинка совы со звуковым сопровождением: «Хорошо!»
 
6 30 сек. Чтение по слогам с опорой на гласную Первичное чтение текста целыми словами. Работа по иллюстрации – котёнок. Читают по слогам с опорой на зрительный и слуховой анализатор.
Описание: маленький, пушистый, беленький, игривый, так как лапки он держит на верёвке, видимо играл с ней.
Слайд 28
Слоги выделены в прямоугольники жёлтого цвета, звуковое сопровождение, прочитанный слог меняет цвет.
 
7 30 сек. Чтение словом.
Помогает преодолеть слоговой барьер.
Хоровое чтение Хоровое чтение Слайд 29
Иллюстрация «Мать и дитя читают книгу».
Слова разделены на слоги.
 
8 2 мин. Чтение словом.
Помогает преодолеть слоговой барьер. Накапливаетcя информация, запоминаются зрительно графические объекты (слова) с определенным понятным смыслом. Развивается скорость чтения. В чтении словом смысл имеет первичное значение, он собственно и является целью чтения вообще!
– Первичное чтение стихотворения.
– Опрос детей, которые могут рассказать стихотворение наизусть.
– Поднимите руки те, кто любит свою маму. Расскажите о ней.
Чтение по рядам.
Хоровое чтение.
Конкурс чтецов.

2-3 устных рассказа о маме

Слайд 30
Слова выделены в прямоугольники жёлтого цвета, звуковое сопровождение, прочитанное слово меняет цвет.
Мотивация.
Картинка совы со звуковым сопровождением: « Отлично читаете. И все очень любите своих мам»
 
9 2 мин Развитие речевой деятельности учащихся – За что вы любите маму?
– Какую помощь ей оказываете?
2-3 устных рассказа об оказании помощи маме Слайд 31
Иллюстрация «Мать и дитя»
 
V. Итог урока 1 мин Рефлексия Вопросы.
– С какой новой буквой познакомились?
– Какие звуки она обозначает?
– Какое самое дорогое, близкое, родное слово начинается с буквы эм?
Ответы. Слайды 32, 33
С текстами:
– Я узнал, что … (примерный ответ)
– Урок заставил меня задуматься… (примерный ответ)
Мотивация.
Картинка совы со звуковым сопровождением: «Спасибо всем за хорошую работу», «Правильно говоришь, правильно!»
 

Анализ использования презентации на занятии:

слайда

Цель применения на данном этапе урока

Как (приёмы и методы) используется этот элемент в уроке

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей

1-9 Выделение звуков[м,],[м] из слов способом звукового анализа Положение в котором звук[м,],[м] легко отделяется от остальных, согласный взрывной, если этим звуком заканчивается слово (дом, семь).
Правильность вычленения отдельного звука эффективнее лучше всего контролируется, если работа ведётся с полным словом. Например, ученик в слове мел первым выделяется звук [м] (твёрдый) и не замечает ошибки, учитель демонстрирует, как звучит названное слово, если в него включить названный звук: «Мэл».Способ звукового анализа – это протяжное (или акцентирование) произнесение каждого звука в полном слове.
Слайды предназначены для включения в работу слуховых и зрительных анализаторов. Эстетичная наглядность.
Подготовка к теме урока: «Звуки [м,],[м] и буква Мм»
Экономит время.
Активизирует восприятие глазами.
Помогает более точно усвоить воспринимаемый материал.
Применение схем и моделей со звучащим словом,
облегчают процесс контроля. Происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.
Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
10-14 Дать понятие соотношения букв и звуковых единиц. Графический анализ букв. Перевод звука в печатную и письменную, видимую букву. Быстрая смена картинок, которые хорошо видны детям.
Автоматизация всех основных этапов. Учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения.
15 Физминутка В физминутках у детей появляется второе дыхание, дополнительные силы. Слышат текст физминутки, выполняют действия совместно с учителем. Смайлик со звуковым сопровождением
16-21 Координировать буквы в звуки (переход письменной речи в устную) Устная коллективная работа. Раскодирование буквенной модели слога (вспомогательной единицы чтения) при чтении открытого слога с ориентировкой, опорой на гласные Видят как нужно тянуть согласный звук, сморят уже на гласный читают их совместно и слитно. Экономит время.
Активизирует восприятие глазами. Помогает более точно усвоить воспринимаемый материал.
22, 23 Обучение слитному чтению слогов. Специальное упражнение: фонетическая зарядка. Усиливает интерес учащихся к уроку. Быстро и доходчиво изображает материал для игровых упражнений.
Позволяет к слайду презентации добавлять звуковые файлы.
24 Чистоговорка
Упражнение для одновременной тренировки вестибулярного аппарата, общей координации движений,
совершенствования артикуляционной моторики.
Детям очень нравится выполнять эти упражнения, они создают положительный настрой на урок. Позволяет к тексту добавлять звуковое сопровождение.
25-26 Игры служат для развития фонематического слуха и точности слухового восприятия. Дидактические игры: «Добавь букву», «Прочти слово» Игровая форма подачи материала, простота в управлении способствует повышению мотивационной готовности детей к занятиям и в дальнейшем – успешному чтению по слогам.
27 Скороговорка Речевое упражнение.Учитчёткому и внятному произношению; помогают овладеть техникой речи Звуковое сопровождение, познавательная направленность упражнения позволяют успешно преодолеть речевые нарушения
28 Чтение предложений по слогам   Изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, простота в управлении ,облегченный процесс контроля.
29-30 Обучение чтению целыми словами, опираясь на образное мышление и способность к блоковому запоминанию. Чтение детьми предложений и небольшого текста. Хоровое чтение.
Конкурс чтецов.
Вызывает новизной, необычностью непроизвольное внимание. Экономит время.
Активизирует восприятие глазами. Помогает более точно усвоить воспринимаемый материал, графические образы слов, облегчает процесс контроля.
31 Вызвать чувство любви к самому родному человеку маме, желание заботиться о ней. Зрительный образ соотнесённый с картинкой Экономит время.
Активизирует восприятие глазами. Развивает наглядно-образное мышление. Повышает эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности.
32-33 Рефлексия
Создать мотивационную обстановку.
Подведение итога работы
Обеспечение успеха деятельности младшего школьника. «Чувство успеха» создаёт комфортность и вызывает желание учиться.
Сочетает в себе графику, звук, изображение (совы),
что значительно улучшает подведение итога полученной информации. Взаимодействие различных информационных блоков (текста, графики, анимации, звука)

Примечание.

1. Презентация рассчитана на 15-16 минут. Мой принцип «не навредить» здоровью ребёнка, старюсь соблюдать рекомендации по безопасности работы на компьютере, снизить неблагоприятных воздействий на организм детей. Санитарно-гигиеническая норма при непрерывной работе с компьютером для учащихся 1-х классов – 10 минут. Данная презентация идет в форме диалога. Работа на компьютере постоянно прерывается. Работа на уроке начинается с организационного момента, далее работа по учебнику с.84 проверка и закрепление пройденного материала, после презентации 28-29 слайдов работаем по «Азбуке» с.85-86. Затем – итог.

2.Провожу физминутки для глаз, в том числе и с применением ИКТ.

3. Дети обводят буквы вырезанные из наждачной бумаги № 0 для графического запоминания образа букв (слайд 14) за движущейся стрелочкой, задействованы тактильные анализаторы.

Литература:

1. Серия «Школа России» основана в 2001 году.
2. «Азбука». Часть 1.Учебник для 1 класса. / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М. В. Бойкина; – Изд. «Просвещение», Москва, 2011г. С.84 -87.
3. Занимательное азбуквоведение. Составитель Волина В.В, Москва «Просвещение» 1991.