Движение вод Мирового океана. 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Используемые технологии: игровые, групповые, технология проектного обучения, ИКТ(компьютерные (новые информационные)технологии обучения), технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Цель: познакомить с основными видами волн и причинами их образования; раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

Задачи:

  • Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия.
  • Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
  • Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
  • Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
  • Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).

Оборудование: 

  • Презентация
  • Карта (физическая карта мира).
  • Атласы
  • Карточки с кроссвордами
  • Задания для “Географических исследований”
  • Синие и красные фломастеры
  • Контурная карта океанов

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

2. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по бескрайнему Мировому океану. Для плавания нужен корабль и сплоченная команда во главе с капитаном. Разделимся на 4 команды - корабля. Каждый из вас на входе в класс получил пазл океана.

1 задание: найти членов своей команды. Занять корабль. Выбрать капитана корабля.

2. Актуализация знаний

Прежде чем корабль покинет порт, командам кораблей необходимо немного размяться.

“Разминка”.

По 1 матросу от команды командируйте на берег для выполнения особого задания – разгадывания кроссворда.

1 матрос - к карте – показать ответы на карте

Я бросаю мяч на тот корабль, который должен дать ответ. Капитан корабля отмечает, кто дал правильный ответ.

1. Самый большой океан:

2. Самый маленький по площади океан

3. Наибольшие глубины характерны для океана:

4. Наименьшие глубины характерны для океана:

5. Небольшую протяженность с запада на восток имеет

6. Экватор не пересекает

7. В южном полушарии лежит большая часть

8. Самый древний океан

9. Самый холодный океан

10. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей, называется:

11. К окраинным морям относятся моря:

12. Глубины в пределах шельфа не превышают:

13. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

14. Марианская впадина является частью океана:

15. Гвинейский залив омывает:

16. Самый крупный остров Земли:

А теперь вопросы посложнее.

2. Дополни определения.

Границы между океанами проходят (по меридианам)

  • Море – это... (часть океана, обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа)
  • Моря бывают... (окраинные, внутренние, межостровные)
  • Мелководные части океана или моря, расположенные у берега называют (материковая отмель или шельф)
  • После шельфа идет ...(материковый склон)
  • Глубинная зона океана - ...(ложе )
  • Глубоководный желоб – это (узкая длинная впадина, самая глубокая часть океана)

3. Вопросы “На засыпку”

  1. Почему именно в зоне шельфа добывается 80% рыбы?
  2. Каковы особенности слоев воды, находящихся у дна океана?
  3. Почему в Северном Ледовитом океане нет глубоководных желобов?
  4. Назовите глубинные зоны Мирового океана.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненная Вами разминка это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания. Для этого отчалим от берега и выйдем в открытый океан. Итак: “Отдать якоря!”

Слайд 1.

Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы

Слайд 2.

Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.

Слайд 3.

Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят...

- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром) 

Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 4. Тема урока “Движение воды в океане”. Определите задачу нашего урока.

Слайд 5. Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

Мировой океан находится в постоянном движении. Как вы думаете, какие силы вызывают движение воды в океане?

Слайд 6.

Слайд 7. Групповая работа.

Задания для групп.

Вам сейчас предстоит, работая на своих кораблях, провести настоящее исследование с помощью учебника параграф 11, атласа

  • 1 группа - волны ветровые
  • 2 группа – волны цунами
  • 3 группа – приливы и отливы
  • 4 группа – виды морских течений

В конце исследования ждем подробный отчет в в виде схемы, рисунка, т.е. логического опорного конспекта.

Самостоятельная работа групп.

Творческие отчеты групп.

1 группа

А. Волны.

Слайд 8Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил”  

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется так, как показано на рисунке, т.е. вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.

Слайд 9. Причина волн

Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Нет. Это в силах природы.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн.

Учитель: Слайд 10. Прибой

У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Занесем полученные сведения в бортовые журналы (тетради) (схема)

Слайд 11.

2 группа: цунами.

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот...

Фильм “Цунами в Японии”

Учитель:  О какой волне идет речь?

Учитель: О цунами нам расскажет команда 2 корабля

Слайд 12. А) понятие “цунами”

Слайд 13 Б) причины образования волн цунами

В) характеристика волны

Г) где, на побережье каких океанов возможны цунами

Д) последствия цунами.

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

Рефлексия. Схема

3 группа

Слайд 14, 15

Приливы и отливы

А) Причины образования

Б) Где наблюдаются самые высокие приливы?

Заполним бортовой журнал. (схема)

Но есть в океане и загадочные волны, которые в своем проекте попытались разгадать Никулина Саша и Шавринская Валя.

Просмотр проекта “Волны-убийцы”.

Физминутка-игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:

I группа, потом II, потом III и т.д

Подминаются дети I группы и садятся, потом II, потом III и т.д.

Встают и делают танцевальное движение “ВОЛНА”.

- Но в океанах существуют и другие движения....

– Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.

Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

“Как-то раз я и мой помощник Лом решили отправиться в плавание на нашей “Беде”. Вышли в море. И все-таки должен сказать: хорошо в море! Недаром, знаете, еще древние греки говаривали, что море все невзгоды смывает с души человека.

Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море. 

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед... и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания

Врунгель Христофор Бонифатьевич.”

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?

(Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений).

Хороший способ передвижения – передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями.

4 группа Течения в океане.

Ребята с 4 корабля готовы поделиться с нами информацией о течениях.

- Так что же такое течение? 

Слайд 26 - 32

А) Океанические течения – это (горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.)

Б) Значение течений (Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.)

В) Типы течений (схема)

(Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды. 

6. Откройте навигационные карты и найдите основные течения Мирового океана. (1 корабль изучает Тихий океан, 2 корабль – Индийский, 3, 4 корабли – Атлантический океан) Нанесите их на контурную карту.

Отчеты групп

- Какие течения обнаружили в Тихом океане?

- Какие течения в Индийском океане?

- Какие течения в Атлантическом океане?

- Какие течения прослеживаются во всех трех океанах?

- Какие это течения по происхождению? (ветровые)

- Попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения? Есть ли закономерность в их размещении?

(Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.)

7. А теперь найдите закономерности циркуляции течений.

– Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане. 

- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

8. Работа с контурными картами.

Теперь приступаем к работе на контурной карте

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

2. Нанесите на контурные карты два стоковых течения более толстыми стрелками.

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше. 

Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.)

9. Рефлексия.

– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

10. Закрепление изученного.

А сейчас, мы проведем “Географические исследования”

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 150 ш. 1450 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 300с.ш. и 700з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 360с.ш. и 500з.д. 

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

3) В какой части Атлантического океана на 500-600с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование? 

Итоги исследований

Заслушивание результатов

Повторение изученного

– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. Повторим весь изученный материал по логически опорному конспекту.

Домашнее задание

1) Прочитать параграф 11,

2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

План описания течения 

  1. Название 
  2. В каком океане находится
  3. Где образуется
  4. В каком направлении течет
  5. Тип течения по температуре
  6. На контурную карту нанести течения Тихого океана.