Цель: закрепление знаний о гласных 2 ряда, их функции мягкости впереди стоящего согласного.
Задачи:
- закреплять знания о значимости гласных 2 ряда для обозначения мягкости звука.
- упражнять в нахождении и назывании твердых и мягких согласных в слогах и словах.
- корректировать работу зрительно- слухового анализатора в упражнениях на определение гласных 2 ряда, стоящих перед ними мягких согласных.
- развивать мышление, внимание при работе с предложениями и текстом.
- способствовать формированию связной, выразительной речи.
- продолжать формировать учебные навыки, навыки самоконтроля.
Материал: таблица звуковых символов гласных 2 ряда (Я - йа, Е - йо, Е - йэ, Ю - йу); таблица с гласными буквами 1 и 2 ряда попарно (А-Я, О-Е, Э-Е, У-Ю, ы-И); карточки со словами (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл- мил); песочные часы; знаки “+”, “-”, “галочка”.
На каждого ребенка: тетради в линейку; карточки со слогами, словами, текстом; карандаши (красный, синий, зеленый); “пятерки”.
Ход занятия
“Перекличка” - садится тот, кто назовет себя по имени.
- О каких гласных мы говорили на прошлом занятии? (Гласных 1 ряда: А,О,У,Э,ы) Как мы их произносили? (Протягивали и пели) Какие согласные стоят перед этими гласными (Твердые) Вспомните и назовите слоги с гласными 1 ряда.
Учитель-логопед сообщает тему занятия: “Гласные 2 ряда”; цель занятия - закрепление знаний о гласных 2 ряда, их влиянии на стоящий перед ними согласный, об одном из способов смягчения согласных.
- Гласные 2 ряда состоят из двух звуков (показывается таблица со звуками). Мы договоримся, что не будем тянуть эти звуки, как маленькие, глупые ослики. Мы будем называть гласные 2 ряда коротко и четко: “Я, Е, Е, Ю”. (Называет учитель-логопед, затем дети.) Какой гласный из 2 ряда можно протянуть и даже пропеть? (Гласный “И”).
Вносится таблица с гласными 1 и 2 ряда. Дети называют гласные 1 ряда, протягивая их, 2 ряда - коротко, четко. Затем учитель-логопед читает стихотворение, дети называют гласные по парам. Еще раз обращается внимание на то, что гласные 2 ряда “Я, Е, Е, Ю” дети называют коротко, четко, не протягивая их.
- Называем букву “А”, а подружка буква - “Я”,
- Тянем с вами букву “О”, а подружка буква - “Е”,
- Спела песню буква “У”, а ответила ей “Ю”,
- Мы пропели букву “Э”, а в ответ мы слышим “Е”,
- А с малышкой буквой “ы” тянет песню буква “И”.
Работа в тетрадях. Напомнить детям об осанке при выполнении заданий в тетрадях.
Учитель-логопед показывает карточки со словами, записанными попарно (рад - ряд; нос - нес; лук - люк; мыл - мил), предлагает прослушать два слова на первой карточке; установить их значение; определить характер звучания согласных; уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется гласный 2 ряда.
- Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: рад - ряд.
- Что такое рад? А что такое ряд? Значит, эти слова отличаются значением.
- А еще чем? Как звучат первые согласные? “РАД” (пауза)..... твердо. Назовите звук (“Р”). Запишем это слово. Читайте, что получилось: .......РАД. (Цветом выделяются гласные буквы, твердые, мягкие. Уточняется, что для обозначения гласных используется красный цвет, твердых согласных - синий, мягких согласных - зеленый.)
- А теперь нам нужно: “РЯД”. Назовите первый звук (“РЬ”). После “Рь” напишем букву ....... “Я”. Запишем это слово. Читайте, что получилось: ....... “РЯД”.
- В нашем слове “ряд” гласный 2 ряда “я” служит ......... для смягчения звука “Р”.
Аналогично проводится работа с парами слов “нос - нес; лук - люк; мыл - мил”. Дети придумывают предложения с этими словами.
- Для чего же служат гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ним).
- Существует два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью гласных второго ряда “я, е, е, ю, и”. Второй - ?........ О нем мы будем говорить на следующих занятиях.
Игровое упражнение “Капитаны”. Дети выполняют движения только в том случае, если учитель-логопед дает команду “Капитаны”. (Например, “Капитаны, хлопнули в ладоши!” - исполняется; “Топнули ногой!” - нет и т.д.)
Задания на карточках.
№ 1 ГА, ГЯ, РО, РЕ, НЯ, НА, ЗЫ, ЛЯ, СИ, ТЮ, ПО, ФЫ, ВЕ, ДЯ, БЮ, МЫ, ШУ, СА, ХИ, ДУ, НЯ, БЕ, РЫ, ПЮ, КО.
№ 2 САНКИ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ
№ 3 Друзья.
Коля заболел. Он лежал в постели и глядел в окно. Вдруг он увидел зеленый шарик. На шарике было нарисовано лицо. Коля догадался, что это ребята придумали. Потом пришли Люба, Сережа и Тима. Они принесли книгу с картинками. Коле стало хорошо.
Задание № 1. Чтение слогов, обведение в кружок слогов только с гласными 2 ряда, смягчающими стоящие перед ними согласные.
Речевой материал: га, ГЯ, ро, РЕ, НЯ, на, сы, ЛЯ, СИ, ТЮ, по, фы, ВЕ, ДЯ, БЮ, мы, шу, за, ХИ, со, НЯ, БЕ, ры, ПЮ, кы.
Дети называют слоги с мягкими согласными. Учитель-логопед повторно называет слоги, дети - гласный 2 ряда и мягкий согласный в слоге.
Затем дети ставят знак “+”, если задание понравилось и справились с ним легко; знак “-”, если было трудно или задание не понравилось; “галочка”, если получилось не все, были ошибки.
Устное задание: учитель-логопед называет слова, а дети слоги с гласными 2 ряда и мягкими согласными, стоящими перед ними: РУ-КИ, ГРИ-БЫ, МАР-КИ, ДОС-КА - !, КЛЯК-СА, СТОЛ - !, ТУФ-ЛИ, Ю-ЛА -!, КОС-ТЕР, ДОЖ-ДИ, ЯБ-ЛО-НЯ, ЗЕБ-РА, ЗОН-ТИК, СВЕК-ЛА.
Для развития внимания, мышления, детям даются “провокационные” варианты слов (есть гласный 2 ряда, но нет стоящего перед ним согласного; отсутствуют гласные 2 ряда и мягкие согласные).
После выполнения задания дети ставят на карточках знаки “+”, “-” или галочку.
Задание № 2: записать 5 слов по слогам, обвести красным кружком гласные 2 ряда, подчеркнуть зеленым цветом мягкие согласные, стоящие перед ними.
ПОВЕЛ, РЕБУС, КРУГИ, КЛЮКВА, ПЯТНА, ШОФЕР, ВЕДРА, ЗЕРНА, КРЮЧОК, ЛИТРЫ.
После выполнения задания дети ставят знаки “+”, “-” или галочку.
Физкультминутка.
- 1 вариант: дети выполняют произвольные движения под веселую музыку.
- 2 вариант: дети выполняют движения в соответствии с текстом, проговаривая слова.
Мы ногами топ - топ,
Мы руками хлоп - хлоп!
Мы глазами миг - миг,
Мы плечами чик - чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора!
Задание № 3. Работа с текстом:
- выразительное чтение текста учителем-логопедом, определение детьми количества предложений, слов в предложениях (обращается внимание на “маленькие” слова – предлоги);
- чтение текста детьми (можно предложить чтение по предложению - “цепочкой”, по выбору читающего ученика учителем-логопедом);
- чтение предложений, предложенных учителем-логопедом или по выбору самих учеников с различной интонацией.
Упражнение на внимание: дети находят в тексте гласные 2 ряда, обводят их кружком красного цвета (можно предложить подчеркнуть зеленым карандашом мягкие согласные, стоящие перед гласными). Учитель использует песочные часы для того, чтоб дети могли контролировать время выполнения задания.
Друзья.
Коля заболел. (2) Он лежал в постели и глядел в окно. (8) Вдруг он увидел зеленый шарик. (5) На шарике было нарисовано лицо. (5) Коля догадался, что это ребята придумали. (6) Потом пришли Люба, Сережа и Тима. (6) Они принесли книгу с картинками. (5) Коле стало хорошо. (3)
После выполнения задания дети обмениваются карточками, проверяют задания друг у друга, затем на своих карточках ставят знаки “+”, “-” или галочку.
Итог занятия.
- Для чего нужны гласные 2 ряда? (Гласные 2 ряда нужны для смягчения согласного, стоящего перед ними.)
- Как мы договорились называть гласные 2 ряда? (Коротко, четко, не протягивая)
- Какие задания вам показались трудными? Можете ли вы сказать, что вы сегодня хорошо поработали. Почему?
Дети получают “пятерки” за старание, активную работу на занятии.
После занятия, при проверке выполнения заданий детьми и проставленных ими знаков (“+”, “-”, “галочка”), учитель-логопед анализирует уровень развития навыков контроля и самоконтроля.