Цель урока:
- сформировать понятие инструментальной музыки как самостоятельного жанра;
- выявить характерные особенности инструментальной музыки на разных этапах её развития;
- раскрыть эмоциональное наполнение и художественные достоинства услышанных музыкальных произведений.
Ход урока
- Инструментальная музыка, действительно, имеет свою историю и свой путь развития. Во-первых, она долгое время сохраняла прикладной характер, сопровождая различные моменты в жизни людей (балы, охота); а во-вторых, достаточно долго находилась в зависимости от вокальной музыки. А вот в 17 веке происходит полное раскрепощение инструментальной музыки. Этот жанр становится самостоятельным. И сейчас я вам предлагаю совершить увлекательное музыкальное путешествие в мир инструментальной музыки.
Итак, начнём. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, а после – каждая группа должна будет ответить на следующие вопросы:
а) какой эпохе может принадлежать данный музыкальный фрагмент?
б) каков характер музыкального произведения?
Звучит музыка. И.С.Бах. Аллеманда. (Ребята отвечают на вопросы).
- Сейчас прозвучала Аллеманда. Серьёзная, неторопливая. Как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции, Нидерландах в середине 16 века. Родилась аллеманда из приветственных сигналов трубачей, звучавших при встрече высоких особ.
Под эти приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных. Именно этот танец открывает инструментальную сюиту эпохи барокко. “Сюита” - в переводе с французского обозначает “ряд”, “последовательность”. Здесь – последовательность пьес в различных танцевальных ритмах.
Далее: прозвучит ещё один музыкальный фрагмент, а после – каждая группа, используя различные средства музыкальной выразительности (темп, лад, ритм, динамику, мелодию), охарактеризует его.
Звучит музыка. И.С.Бах. Куранта. (Ребята отвечают на вопросы; характеристика).
- Итак, второе место в сюите принадлежит старинной куранте. “Куранта”, буквально бегущая, итальянский придворный танец, с острым пунктирным ритмом (вы это отметили в своих ответах). Широко была распространена в 16-17 веках. За курантой следует сарабанда.
Звучит музыка. И.С.Бах. Сарабанда. (Ребята отвечают на вопросы; характеристика).
Венчает танцевальную сюиту жига.
Звучит музыка. И.С.Бах.Жига. (Каждая группа даёт сравнительную характеристику данного танца и предыдущих, используя при этом средства музыкальной выразительности).
- Эпоха барокко подарила нам инструментальную сюиту. А что же дальше происходило с этим жанром? Ответ на этот вопрос поможет получить следующая музыкальная страница.
Услышанная вами музыка будет своеобразным “звуковым письмом” из другой эпохи. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы на основе услышанного составить:
а) портрет композитора;
б) характеристику эпохи.
Звучит музыка. Й.Гайдн. Струнный квартет. (Каждая группа представляет ответы на данные задания).
- Сейчас прозвучала музыка Йозефа Гайдна – выдающегося композитора эпохи классицизма. Йозеф Гайдн писал музыку в разных жанрах: инструментальных и вокальных. Он органически претворил в своём творчестве австрийский музыкальный фольклор во всей его полноте и многообразии. Австрийский фольклор настолько пронизал творчество Гайдна, что многие музыкальные темы его были близки интонациям песен и танцев народов Австрии. Так что же нового привносит в эпоху классицизма инструментальная музыка?
- Вся инструментальная музыка эпохи барокко была камерной, то есть предназначенной для исполнения в небольших помещениях ограниченным составом исполнителей. Развитие струнного квартета во второй половине 18-го века ощутимо сказалось на значительном совершенствовании инструментального мастерства, техники. Исполнение музыки можно было теперь услышать в более расширенном составе и с интонациями народных песен и танцев. Искусство струнного квартета обязано своим рождением Гайдну.
- А нас с вами ждёт ещё одна музыкальная страничка, которая завершит музыкальное путешествие по миру инструментальной музыки. Итак, на смену эпохи классицизма приходит удивительная эпоха – эпоха романтизма, чувственная, взволнованная, непредсказуемая. В эту эпоху инструментальная музыка продолжает развиваться.
Ребята, вспомните, пожалуйста, творчеством каких композиторов была представлена эта эпоха?
- Шопен, Шуберт, Мендельсон, Рахманинов.
- Что же происходит в это время с инструментальной музыкой? Как она развивается?
В эту эпоху в музыке появляется новый жанр – рапсодия. Рапсодия в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы.
В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер, а античными рапсодиями – “Илиада” и “Одиссея”.
Затем, в 19 веке, венгерский композитор и пианист Ференц Лист создал рапсодии инструментальные – фортепианные сочинения на народные темы. В то же время возник и развился жанр оркестровой рапсодии или рапсодии для оркестра с солирующим инструментом. Эти рапсодии также писались на основе народных тем.
А сейчас послушайте задание, которое вам предстоит выполнить. После того как прозвучит музыкальная рапсодия, вы должны составить синквейн. Давайте вспомним, что такое синквейн и каков его порядок составления?
- Синквейны дают возможность в очень краткой и лаконичной форме передать самое главное. Порядок составления синквейна:
- 1 строка – существительное;
- 2 строка – два прилагательных к данному существительному;
- 3 строка – три глагола к данному существительному;
- 4 строка – смысловое предложение, состоящее из четырёх слов;
- 5 строка – эмоциональное отношение.
Звучит музыка. Ф. Лист. Венгерская рапсодия.
Ребята выполняют задание.
Один из синквейнов, составленных ребятами, выглядит так:
- рапсодия;
- эпическая, свободная;
- повествует, вдохновляет, волнует;
- в основе лежат народные интонации;
- заставляет думать, размышлять, сопереживать.
- Итак, подведём итоги. Так что же нового привносит инструментальная музыка на каждом этапе своего развития?
- Эпоха барокко – формирование сюиты;
- Эпоха классицизма – создание жанра струнного квартета;
- Эпоха романтизма – появление рапсодии.
- А что же объединяет все услышанные вами музыкальные произведения?
- Песенные и танцевальные мотивы, а также – народные интонации.
Подведение итогов. Выставление оценок.