Цель программы: cнижение уровня социальной и педагогической запущенности несовершеннолетних в условиях стационарного отделения
Задачи программы:
- Создавать режим максимального благоприятствования процессам позитивной социализации несовершеннолетних.
- Формировать устойчивую положительную самооценку у несовершеннолетних.
- Содействовать развитию коммуникативной и творческой культуры.
- Обучить необходимым навыкам самообслуживания, самоопределения.
- Анализировать, обобщать и систематизировать результаты работы отделения по реализации программ снижения уровня социальной и педагогической запущенности у несовершеннолетних.
Этапы и сроки реализации программы
- Сроки реализации программы: 3 года
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный.
Цель: создание организационной основы для реализации проекта.
Направления деятельности:
- Изучение международного и российского опыта по созданию условий, способствующих успешной адаптации несовершеннолетних, снижению уровня социальной и педагогической запущенности.
- Подготовка материально-технической базы.
- Определение объема работ.
- Программно-методическое обеспечение программы.
2. Основной.
Цель: реализация содержания проекта.
Направления деятельности:
1. Привлечение внимания общественности к проблеме социализации несовершеннолетних в современном обществе:
- информационно-методические буклеты социально-педагогической направленности;
- тематические статьи и выступления в СМИ.
2. Повышение уровня правовой и социально-психологической грамотности специалистов в области профилактической и реабилитационной деятельности по проблеме социализации детей и подростков с помощью участия в технической учебе по темам, раскрывающим особенности применения воспитательных технологий при работе с социально – педагогически запущенными детьми и подростками;
3. Индивидуальное, групповое, семейное консультирование и /или/ диагностика несовершеннолетних и членов их семей по вопросам предупреждения и выявления фактов социальной и педагогической запущенности, оптимизации психо-эмоционального состояния;
4. Использование в профилактической и реабилитационной деятельности социально-психологических технологий работы: сенсорная комната, комната экотерапии, комната творческой терапии, комната православной культуры, тренажерная комната, шахматно-шашечного класса, технология обучения основам здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
3. Заключительный.
Цель: подведение итогов работы за прошедший период реализации программы.
Содержание деятельности:
- Анализ работы программы за основной период (обрабатываются показатели диагностических карт).
- Оценка несовершеннолетними и членами их семей качества предоставляемых услуг специалистами Центра (анкетирование).
- Анализ количественного охвата несовершеннолетних и членов их семей различными видами предоставляемых услуг.
- Определение перспектив развития программы.
- Обобщение и распространение опыта работы по снижению уровня социальной и педагогической запущенности несовершеннолетних посредством издания методических рекомендаций, статей.
Описание содержания программы
Назначение программы – за период пребывания несовершеннолетних дать знания, обучить методам и приемам для успешной социализации по ряду ключевых направлений:
- Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
- Семейное воспитание, формирование семейных ценностей
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
- Эстетическое воспитание.
Метод работы как групповой (группа из 3 - 5 несовершеннолетних), так и дифференцированно-индивидуальный. Курс имеет теоретико-прикладную направленность:
- ролевые игры;
- игры-коммуникации;
- анкетирование, тестирование;
- помощь в самоподготовке школьных занятий;
- вовлечение в культурно-досуговую деятельность
- свободное и тематическое рисование.
Методы:
- лекционный метод передачи знаний;
- методы исследования личности(психодиагностические процедуры);
- метод творческого выражения в рисунках, письменных работах, в движениях;
- анализ конкретных ситуаций, рефлексия.
Предлагаемая программа универсальная, не требующая блочной реализации. Работа ведется с учетом выявленных приоритетных проблем, возрастных и психофизических особенностей несовершеннолетнего. При необходимости к занятиям может подключиться социальный педагог и психолог. Темы индивидуальных или групповых занятий по соответствующим направлениям учитываются в календарно-тематических воспитательных планах и вносятся в индивидуальную программу социального сопровождения несовершеннолетнего.
Исходя из анализа за 2011-2013 гг. по количеству зачисленных несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, планируется в дальнейшем ежегодно охватывать не менее 100 человек. Программа предполагает наставничество детей и подростков, проживающих в условиях стационарного пребывания.
Конечным продуктом реализации программы становится уровень овладения несовершеннолетними знаний и социальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека на определенном возрастном этапе.
Направление деятельности | Формы работы | Исполнители | Ожидаемые результаты |
Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Беседа, диспут, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация | Воспитатель | Элементарные представления о
политическом устройстве России, о важнейших
законах нашей страны; представления о символах государства, о правах и об обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; о единстве народов нашей страны; интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, стремление участвовать в коллективно-творческих делах; представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе; умение отвечать за свои поступки; отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение
сказок, просмотр фильмов, презентация операция “Добрый поступок”, “Забота” |
Воспитатель | Представления о базовых национальных
российских ценностях; различение хороших и плохих поступков; знание правил поведения в отделении, в школе, семье, общественных местах; почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться “волшебными” словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение
сказок, просмотр фильмов, презентация Акция “Уют”, педагогическая помощь в самоподготовке домашних заданий, взаимосотрудничество с педколлективом образовательного учреждения |
Воспитатель | Представления о ведущей роли
образования, труда и значении творчества в жизни
человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных профессиях; ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение
сказок, просмотр фильмов, презентация Акция “Кормим птиц”, поход в лес |
Воспитатель | Развитие интереса к природе, природным
явлениям и формам жизни, понимание активной роли
человека в природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности; бережное отношение к растениям и животным |
Семейное воспитание, формирование семейных ценностей | Интеллектуальные и ролевые игры, диспуты, встречи с медработниками, выставки, просмотр фильмов, сюжетное обсуждение | Воспитатель | Оптимизация отношений между детьми и
родителями; элементарное понимание, что такое зрелость - физическая, психическая, социальная и духовная; научиться нести ответственность за свои решения и поступки; понимание ценности и значения семьи и осознание ответственность за ее создание; знакомство с семейными традициями и праздниками; представление о взаимоотношениях членов семьи и о семейном долге; о домашнем труде, семейном хозяйстве, создании уюта в своей квартире, о бюджете и т.д; сформированность практических навыки выполнения различных видов домашнего труда |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Спортивные игры, спортивные занятия, встречи с медработниками, просмотр фильмов, сюжетное обсуждение, прогулки на природе | Воспитатель | Ценностное отношение к своему здоровью,
здоровью родителей, членов своей семьи,
педагогов, сверстников; элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях |
Эстетическое воспитание | Экскурсии, беседа, сюжетно-ролевая игра, чтение сказок, просмотр фильмов, презентация операция “Добрый поступок”, “Забота” | Воспитатель | Представление о душевной и физической
красоте человека; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду; отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости |
Предполагаемые конечные результаты, их социальная и экономическая эффективность
Экономическая эффективность | Социальная эффективность | Критерии оценки эффективности проекта |
Улучшение психофизического состояния несовершеннолетних на 15% | овладения несовершеннолетними знаний и социальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека на определенном возрастном этапе | Снижение количества несовершеннолетних, имеющих социальную, педагогическую запущенность |
Снижение на 5% количества детей или их семей, стоящих на учете в ОДН и КДН | Улучшение внутрисемейных отношений | Количество детей/семей, снятых с учета |
Обучение несовершеннолетних основам здорового образа жизни, конструктивного общения, безопасности жизнедеятельности, необходимым социальным навыкам (не менее 100 чел) | Осознанное отношение к собственной личности, интеграции в современное общество | Снижение до минимума фактов социальной дезадаптации несовершеннолетних, сопровождаемых в рамках программы |
Повышение уровня квалификации специалистов (8 человек ) | Повышение профессионального уровня специалистов, внедрение инновационных технологий | Рефлексивный лист по степени удовлетворенности полученными знаниями, информационным обеспечением тренинга |
Увеличение количества разработанных информационно-методических материалов на 30% | Создание единого информационно-методического, социокультурного, коммуникационного пространства | Создание системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних |