Цель - создание условий для социализации социально дезадаптированных детей и подростков.
Задачи:
- сформировать или восстановить утраченные социальные навыки;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к закону, нормам коллективной жизни;
- расширять правовые знаний детей и подростков в практической деятельности, специально заданных ситуациях;
- развивать потребности в здоровом образе жизни, принятии ценности “здоровья” и осознания ее значимости каждым ребенком и подростком;
- способствовать получению знаний для профессионального самоопределения.
Ресурсы
Кадровое обеспечение
(1 человек): в его функции
входит общее руководство реализацией проекта,
планирует деятельность, осуществляет комплекс
мероприятий согласно календарно тематического
плана; представляет отчеты о результатах работы;
осуществляет взаимодействие с
заинтересованными организациями и учреждениями.
Информационное обеспечение
- При реализации программы планируется привлечение СМИ с целью освещения деятельности в данном направлении, привлечения спонсорских средств, распространения опыта и рекламы:
Методическое обеспечение
- Наличие данного проекта и календарно-тематического плана;
- Наличие методических рекомендаций по организации мероприятий, игр и т.д.;
- Приобретение необходимой методической литературы и периодических изданий.
Содержание проекта
Реализация целей и задач состоит в организации сюжетно-ролевой игры “Супертинеджейр”. Играющими становятся все участники проекта. Игра начинается на третий день летней смены и продолжается до конца смены. Игровой замысел заключается в том, чтобы участники проекта совершили как можно больше хороших “супердел”, смогли научиться отвечать за свои слова и поступки, находить способы решения проблем. Результаты игры заносятся в карту успехов, по окончании игры выявляются лидеры - “супертинейджеры”, которые получают поощрительные призы.
Летняя оздоровительная смена предусматривает элементы деятельности, ориентированные на адаптацию, интеграцию и самореализацию детей и несовершеннолетних. Отряды делятся на младший, средний и старший. Старший отряд 4 часа в день занимается трудовой деятельностью, остальное время – досуговой деятельностью с остальными участниками проекта. Деятельность лагеря разбита на 5 блоков:
- досуговый;
- оздоровительный;
- трудовой;
-психологический и социально-педагогический;
-профилактический.
№ п/п | Название блока | Мероприятия | Формы и методы реализации |
1. | Досуговый блок | Воспитатели, вожатые, социальные работники, музыкальный руководитель, инструкторы по труду в течение всей смены решают задачи адаптации детей и подростков к новой среде, новому коллективу, развития их социальных навыков, воспитания культуры поведения. | Проводятся традиционные дела смены: день знакомств, открытие лагеря “Здравствуй, наш лагерь”, закрытие смены лагеря “Мы говорим вам: до свидания!”. Проводятся конкурсы “ Мастер на все руки”, “Гинесс-шоу”, “Поле чудес”, “А ну-ка, девочки!”, “Крутые перцы”. Экскурсии в МУК “Центральная библиотечная система”, ИКЦ “Старый Сургут”, кинотеатра “Аврора”, парка “Нефтяник”. |
2. | Оздоровительный блок | Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к режиму дня данной возрастной группы детей: сочетание труда и отдыха, максимальное пребывание на воздухе, проведение оздоровительных мероприятий. | Ежеутренняя зарядка, посещение соляной
шахты, сауны, получение комплекса витаминов,
пятиразовое сбалансированное питание. Спортивные мероприятия включают в себя различные виды спортивных игр:
|
3. | Трудовой блок | Отряд делится на постоянно действующие рабочие группы. Группа любителей спорта – подготовка спортинвентаря, уборка спортзала, спортивной площадки, помощь в проведении спортивных мероприятий, судейство; Продолжительность рабочего дня 4 часа. Остальное время уделяется участию в сюжетно-ролевой игре “Супертинеджейр |
|
4. | Психолого –социально – педагогический блок | На начальном этапе должна создаться атмосфера ожидания чего-то нового, неизведанного. Для того, чтобы создать в коллективе благоприятный психологический микроклимат и условия для обучения необходимым навыкам для социализации, проводится предварительное анкетирование начальное, промежуточное и итоговое (приложение № 2). | Психолог 2 раза в неделю проводит
тренинговые занятия с ребятами по повышению
самооценки и развитию социальных навыков. Социальный педагог изучает личностное развитие ребенка, а также семейную ситуацию, выстраивает межструктурные связи по дальнейшей помощи детям группы риска |
5. | Профилактический блок | Для профилактики правонарушений, обучению правовым нормам и знаниям, 2 раза в неделю инспектор ОДН проводит индивидуально-групповую работу с участниками проекта. | Для того, чтобы повысить мотивацию по изучению норм поведения и общения, проводятся развивающие игры |
Система оценки и стимулирования детей.
Материальные стимулы:
- Оплата труда в трудовых отрядах согласно договора с центром занятости;
- награждение призами, памятными подарками за результаты участия в соревнованиях, коллективно – творческих делах, мероприятиях.
Нематериальные стимулы:
- ношение отличительного знака члена отряда;
- занесение имени и фамилии в “Книгу почета”;
- вручение памятных дипломов;
- дополнительный сеанс купания или посещение аттракционов;
- право войти первым в столовую.
Механизм реализации проекта
- Механизм реализации проекта предполагает 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап включает следующие мероприятия:
- Детальная проработка всего проекта “Возрождение”, разработка календарной план - сетки, сценариев всех мероприятий, соревнований, конкурсов. Подбор кадров для работы на летней оздоровительной смене в условиях круглосуточного пребывания детей, распределение обязанностей. Проведение инструктивных совещаний с составом летней оздоровительной смены.
- Подготовка материально-технической базы. Приобретение медикаментов, спорт–культинвентаря, хозяйственных товаров.
- Комплектование отрядов (анкетирование детей и составление списков). Оформление необходимых документов. Проведение необходимых первичных диагностик.
Основной этап включает следующие мероприятия по вовлечению участников в активную деятельность:
- Формирование законов и условий совместной работы, подготовка к дальнейшей деятельности по проекту.
- Организация и проведение досуговых и оздоровительных мероприятий смены. Проведение тематических и итоговых праздников
- Взаимодействие со средствами массовой информации по информированию о деятельности и достижениях участников площадки.
- Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов).
Заключительный этап предполагает подведение итогов реализации проекта “Возрождение”:
Анализ результативности реализованной программы и проведение совещания по подведению итогов работы летней площадки, освещение в средствах массовой информации.
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности
Ожидаемые результаты | Критерии оценки |
Организована система летнего досуга и отдыха несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | Доля охвата подростков от
общего количества детей Учреждения, охваченных
мероприятиями по отдыху и оздоровлению детей Количество публикаций и телевизионных материалов в СМИ Реализация запланированных мероприятий (на 100%) Соответствие форм, методов работы возрастным особенностям детей согласно проекту Отсутствие зарегистрированных случаев травматизма детей и работников за летний период Наличие положительных отзывов несовершеннолетних Предотвращение совершения правонарушений во время летних каникул |
Сформированность социально активной жизненной позиции и социально-нравственных мотивов поведения личности | Количество организованных мероприятий,
способствующих развитию социальной активности
детей (конкурсы, акции) Доля несовершеннолетних, включенных в мероприятия от общего количества детей смены Возможность досрочного снятия с учета милиции |
Получение правовых норм и знаний, морально – этических ориентиров | Эмоциональная стабильность личности; Наличие социальной ответственности и самостоятельности в своем выборе действия и поступков Повышение уровня духовно-нравственных качеств личности несовершеннолетних |
Наличие сформированных навыков общения путем организации сотрудничества и конструктивного взаимодействия | Положительные результаты
психологической и социально-педагогической
диагностик несовершеннолетних Наличие готовности к взаимодействию в различных социальных ситуациях Высокий уровень сплоченности коллектива детей |
Сформированность потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье | Количество мероприятий способствующих
формированию здорового образа жизни Отсутствие незафиксированных случаев негативных проявлений (вредные привычки) со стороны во время дискотек и мероприятий |
Наличие творческих способностей детей | Количество организованных мероприятий,
способствующих выявлению и развитию творческих
способностей детей; Положительные результаты психологической и социально-педагогической диагностик несовершеннолетних Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх Наличие достижений по результатам проведенных мероприятий (положительные отзывы, грамоты, дипломы и т.д.) |
Наличие сформированного толерантного отношения к членам своей семьи и семьям своих сверстников; | Положительные результаты
психологической и социально-педагогической
диагностик несовершеннолетних Количество организованных мероприятий, способствующих формированию толерантного отношения к членам своей семьи и сверстника; |