Цель: Повысить уровень информированности у учащихся по проблеме ВИЧ инфекции через деятельность волонтеров.
Задачи:
- Определить уровень информированности у учащихся через анкетирование.
- Выявить проблему ВИЧ инфекции.
- Представить информацию через деятельность волонтеров, по принципу “равный-равному”.
Участники: учащиеся 9-11 кл.
Необходимое оборудование: проектор, ноутбук, презентация, видеоролик эпидситуация в Свердловской области.
Материалы: листы в группы А3, А4; маркеры; мини-буклеты с информацией по г. Новоуральску.
Ход занятия
- 2 ведущих – обучающиеся 10-11 класса
- За 2-3 дня провести анонимное анкетирование учащихся для определения уровня начальных знаний о ВИЧ/СПИД инфекции.
- Просмотр видеоролика по эпидситуации в Свердловской области.
- Понятие ВИЧ/СПИД инфекции.
- Пути передачи ВИЧ/СПИД инфекции (биологические жидкости с высоким и низким содержанием ВИЧ).
- Стадии ВИЧ.
- Лечение (где можно сдать кровь на ВИЧ).
- Упражнение “Мозговой штурм”.
- Упражнение - рефлексия “Опасно и безопасно”.
*В1 и В2 – волонтер1, волонтер 2
Слайд 1 на экране
Просмотр видеоролика. (5 минут 56 сек)
(слайд 2)
В1 В настоящее время Свердловская область занимает первое место по распространению ВИЧ инфекции. И наш город не исключение. По данным на 01.01.2012 г ВИЧ- инфицированных- 618, из них 9 детей.
- Вам знакомо понятие ВИЧ? Вирус иммунодефицита человека.
- Вам знакомо понятие СПИД? Да, это синдром приобретенного иммунодефицита - это комплекс заболеваний, которые развиваются в результате разрушения вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. (слайд 3)
- Наиболее часто ВИЧ - инфекция выявляется у людей 18-29 лет. В этом возрасте инфицированных 75%. Есть случаи заражения и в 15 лет (первый сексуальный опыт).
Человек может и не знать, что он болен. Вирус может жить в организме человека многие годы, не вызывая никаких симптомов, и передаваться другим людям.
В2 - 1. Сейчас свойства вируса хорошо изучены. ВИЧ нестоек к внешней среде -уничтожается при кипячении через 1-3 мин.
2. ВИЧ размножается только в крови человека, используя определенный вид клеток (Т-лимфоциты, отвечающие за иммунную систему)
3. Источником ВИЧ-инфекции является человек и его биологические жидкости.
(слайд 4)
Пути передачи:
1. через кровь
2. половым путем без индивидуального средства защиты (сперма, вагинальный секрет)
3. грудное молоко (от матери к ребенку)
(слайд 5) (Биологические жидкости с высоким содержанием ВИЧ, которые могут вызвать заражение) Самой опасной является кровь, в 1 капле крови достаточно вируса для заражения.
(слайд 6) Биологические жидкости с низким содержанием ВИЧ
1. слезы
2. пот
3. моча
4. слюна
5. рвотные массы
*Если в них нет видимых примесей крови.
(слайд 7)
В1 - Существует несколько стадий ВИЧ-инфекции
1. Период “окна” (продолжительность от 2-х недель до 6 месяцев). Так называется период, когда человек уже инфицирован и способен заражать других, но анализ на ВИЧ будет отрицательный т.к происходит медленная выработка специфических антител к ВИЧ в организме человека.
2. Острая ВИЧ – инфекция (продолжительность от 1-3 недели от момента заражения). Протекает как при заболевании гриппа (повышенная температура, и т.п). ВИЧ инфицированные люди ее не отмечают.
3. Бессимптомная стадия (продолжительность от 0 до 6-9 лет от момента заражения). В этот период у ВИЧ-инфицированного человека отсутствуют проявления болезни и он может не знать о своем заболевании и распространять ВИЧ инфекцию не подозревая об этом.
4. Стадия вторичных заболеваний (продолжительность до 3-5 лет). Это период когда вирус разрушает иммунную систему и организм не может сопротивляться различным болезням. В этот период человек может заболеть туберкулезом, пневмонией, грибковыми заболеваниями некоторыми видами рака.
5.Стадия СПИДа (продолжительность до 1,5 лет). Это последняя стадия болезни, пациент находится в крайней стадии истощения, лежачий тяжелый больной. Без отсутствия АРВТ погибает.
Лечение ВИЧ
В2 - На сегодняшний день ВИЧ не излечим, но есть разработанная методика лечения, которая позволяет снизить содержание ВИЧ в организме и поддержать иммунитет. А так же продлить жизнь больного.
В школе и в бытовых условиях нет риска инфицирования ВИЧ.
(слайд 8) ВИЧ не передается при:
- поцелуях, рукопожатии, объятиях;
- при использовании бытовыми предметами (посуду, телефон, сидение унитаза и т.д)
- при употреблении пищи, приготовленной ВИЧ инфицированным человеком
- при кашле или чихании, в бане или бассейне,
(слайд 9) - при укусе комара, мух и др. кровососущих насекомых (т.к вирус в желудке насекомых разрушается под воздействием ферментов)
- при контакте с потом и слезами
- от животных
В этих ситуациях ВИЧ не передается, поэтому в быту ВИЧ- инфицированный человек не опасен.
(слайд 10) Уменьшение риска заражения
В1 - Поскольку многие люди не обследовались на ВИЧ и не знают своего ВИЧ статуса, необходимо считать опасным любой контакт с чужой кровью (оказание помощи пострадавшему в латексных перчатках или надеть полиэтиленовые мешки на руки, либо попросить пострадавшего самому прижать свою рану пока не подойдет помощь)
(слайд 11)
Единственная возможность определить инфицирован человек или нет - это сдать тест на ВИЧ. Анализ крови определяет не сам вирус, а антитела к нему, для выработки которых организму нужно около 3-6 месяцев.
(слайд 12)
Анонимно можно обследоваться: г.Новоуральск, больничный городок, инфекционное отделение, 1 этаж.
Упражнение “Мозговой штурм”.
Цель: Дать возможность самим участникам найти правильное решение задачи методом “мозгового штурма”.
Описание:
Учитель предлагает участникам разбиться на две команды и выдает каждой команде по большому листу бумаги и маркеры.
Дается задание:
- первой команде придумать и записать методы профилактики гриппа;
- второй команде придумать и записать методы профилактики ВИЧ-инфекции;
В течение 10-15 минут команды придумывают и записывают на листе бумаги все методы профилактики.
После чего каждая команда выбирает докладчика, который представляет все методы, записанные в группе, и аргументирует их необходимость. После выступления докладчика желающие могут сделать какие-либо добавления. Проводится обсуждение, и если они признаются необходимыми, ими дополняют представленные методы профилактики.
Роль преподавателя. Провести сравнения методов профилактики при острой (излечимой) вирусной инфекции, какой является грипп, и хронической неизлечимой вирусной ВИЧ-инфекции. Показать необходимость формирования личной ответственности за свое здоровье и изменение отношения к своему здоровью. Необходимость безопасного поведения в условиях эпидемии ВИЧ/СПИДа, наркомании и вирусных гепатитов.
Рефлексия: Упражнение “Опасно и безопасно”
Заранее необходимо распечатать различные утверждения и раздать для заполнения. Нужно отметить галочкой опасные ситуации для заражения ВИЧ.
Действия или поступки | Опасно |
Поцелуи | нет |
Объятия | нет |
Оказание первой медицинской помощи без перчаток | да |
Чихание, кашель | нет |
Езда в общественном транспорте | нет |
Укусы насекомых (комаров, например) | нет |
Использование чужих игл, шприцев | да |
Плавание в бассейне | нет |
Массаж | нет |
Татуировка | да |
Прокалывание ушей | да |
Использование чужого стакана | нет |
Использование стерильных инструментов для инъекций | нет |
Сдача донорской крови | нет |
Использование чужой зубной щетки | да |
Совместное использование бритвы | да |
Внутривенное введение наркотиков | да |
Половые контакты без презерватива | да |
* ответы даны для преподавателей
После окончания выполнения упражнения вслух проговариваются все позиции и обсуждаются, если у кого-то иное мнение.
Заключение:
Командам дается задание – выразить свое отношение к данной проблеме в виде лозунга или синквейна.
*синквейн:
- 1 существительное
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- 4 предложение-главная мысль
В конце занятия всем участникам выдаются мини буклеты с информацией по ВИЧ-инфекции.
Литература:
- Методические рекомендации “Организация работы по профилактике ВИЧ–инфекции в образовательных учреждениях Свердловской области”. Министерство здравоохранения, Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Екатеринбург 2012.
- Видеоролик о ВИЧ. Свердловский областной центр профилактики и лечения ВИЧ–инфекции 2012.