Группа кратковременного пребывания детей от 9 месяцев до 1,5 лет "Ползунки" как вариативная модель дошкольного образования

Разделы: Работа с родителями


Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Ведь в этом возрасте ребенок развивается чрезвычайно быстрыми темпами, поэтому так важно не упустить драгоценное время и создать все условия, необходимые для становления разносторонне развитой личности. Однако, приобретая массу развивающих игр, пособий, посещая сайты интернета, родители понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает умелого руководства детской деятельностью, систематизации психолого-педагогических знаний. Таким образом, родители детей раннего возраста сталкиваются с проблемой: отдавать ребенка в детский сад еще рано, но есть огромное желание развивать малыша.

Для обеспечения доступности образования и воспитания детей и пропаганды психолого-педагогических знаний среди родителей наиболее востребованными стали группы кратковременного пребывания детей.

С 2004 года в нашем ДОУ функционирует ГКП для детей от 1,5 до 3 лет. Однако, во время посещений социальным педагогом семей, имеющих детей до года, выяснилось, что родители желают посещать группу кратковременного пребывания с детьми 8-9 месяцев. Большинство родителей хотели бы видеть своего ребенка всесторонне развитым, но не уверены в своих педагогических знаниях, поэтому боятся упустить что-то важное в развитии своего малыша и нуждаются в помощи специалистов.

Отвечая запросам родителей, с 2011 года в ДОУ были открыты еще две группы кратковременного пребывания для детей от 9 месяцев до 1,5 лет “Ползунки”. Основной формой организации педагогического процесса являются подгрупповые занятия с детьми и родителями.

Содержание воспитательно-образовательного процесса определяется программой Г.Г. Григорьевой “Кроха”. Используются технологии Е.Железновой “Поиграем с мамой”, элементы технологии Э.Г.Пилюгиной по сенсорному развитию детей раннего возраста и Л.Г.Голубевой “Гимнастика и массаж для самых маленьких”.

Специалистами ДОУ были разработаны календарно-тематическое планирование деятельности группы, комплексы оздоровительной гимнастики и массажа для детей раннего возраста, конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми и родителями, подобрана фонотека детских песен, составлена картотека пальчиковых игр, оформлены консультации и памятки для родителей.

В соответствии с ФГТ мы реализуем интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который строится по принципу объединения нескольких видов деятельности:

  • познавательной (развивающие и дидактические игры),
  • игровой (театрализованные и предметные игры),
  • продуктивной (художественно-изобразительной),
  • двигательной (подвижные игры, физические упражнения, массаж, логоритмика, танцевальные движения),
  • коммуникативной (свободное общение с педагогом, сверстниками, другими взрослыми),
  • музыкальной (прослушивание песенок).

Такая организация позволяет обогатить жизнь детей раннего возраста положительными эмоциями, развить познавательную активность, обогатить их представления об окружающей действительности, развить навыки общения со взрослыми и сверстниками, расширить игровой опыт.

Встречи с детьми и родителями проходят два раза в неделю. Одна встреча физкультурно-оздоровительной направленности, другая направлена на развитие творческих способностей ребенка.

Деятельность родителя, ребенка и педагога строится следующим образом. В водной части дети и взрослые приветствуют друг другу веселой песенкой, которая снимает уровень напряженности, обозначает начало деятельности.

Основная часть состоит из нескольких блоков, объединенных одной темой. Блоки, из которых состоит деятельность взрослого и ребенка, в разные дни отличаются. Они имеют познавательную часть, часть, связанную с движением и музыкой, а также часть, развивающую творческие способности. При этом сами компоненты деятельности могут быть разными и включать в себя сенсорные игры, массаж, ходьбу по корригирующим дорожкам, упражнения на фитболах, пальчиковые и речевые игры, а также рисование, лепку, аппликацию, слушание музыки и другие формы работы.

В заключительной части, другая песенка обозначает плавное завершение времени пребывания в группе, прощание с детьми и родителями.

Присутствие мамы на занятиях является положительным психологическим моментом, который позволяет снять напряжение малыша и почувствовать себя в безопасности. Совместные занятия являются своеобразным мастер-классом для родителей, во время которых специалисты детского сада показывают новые формы и способы взаимодействия с детьми. Такая форма взаимодействия с родителями позволяет осуществлять адресную помощь семьям в вопросах воспитания, развития и оздоровления детей.

Предметно-развивающая среда ГКП построена в соответствии с “Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования”. При организации среды учитывались возрастные особенности развития детей и динамичность среды, предполагающая смену деятельности детьми в соответствии с их запросами.

Предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений:

Комната для раздевания. Здесь же находится выставка детских рисунков.

Комната для игр и общения ребенка с родителями и педагогами. Особый интерес у детей вызывают такие пособия, как “Стол для рисования песком”, “Стол для игр с крупой”, “Стенд с замочками”, “Дидактическая черепаха”, “Мягкий бассейн”, “Дидактический стол”, стенд “Подбери по цвету”, “Сенсорный модуль”.

Комната для изодеятельности, в которой дети вместе с родителями знакомятся с нетрадиционными техниками рисования - пальчиками, ладошкой, пробкой, поролоном, лепят из соленого теста.

Физкультурный зал, оснащенный фитболами, корригирующими дорожками, тоннелями, спортинвентарем.

Музыкальный зал, где проводятся праздники для детей и родителей.

В конце учебного года родители детей, посещающих ГКП “Ползунки”, отметили, что они стали более компетентны в вопросах воспитания и развития детей, благодаря профессиональной помощи педагогов ДОУ, а дети раскрылись, показали свои возможности, каждый день удивляя мам своими достижениями.

Главное для родителей – пробудить в своих детях способности, подтолкнуть их к познанию нового и неизведанного. И мы рады, что смогли им помочь.