Цели урока:
- Раскрыть детям многообразие ритмико-пластических форм зимней природы.
- Показать интеграцию искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в передаче образа зимней природы.
- Развивать образное восприятие природы, формировать гармоничное сочетание формы и цвета, чувство композиции.
- Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства, отзывчивость, терпение, уверенность в достижении цели.
Задачи урока:
- Учить создавать зимний колорит.
- Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на восприятие зимней природы в интеграции искусств.
- Проверить у детей ранее приобретенные знания , систематизировать, направить на получение новых знаний.
- Закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».
- Развивать воображение, наблюдательность, навыки построения композиции.
- Учить согласовать свои действия с работой одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Материалы: бумага цветная А4 синих, фиолетовых цветов и оттенков или тонированный лист, кисти №4, №6, белая гуашь, палитра, подставка для кистей.
Зрительный ряд: Изображение зимнего леса на цветном фоне, образцы различных вариантов следов птиц, зверей, обитающих в зимнем лесу, персонаж Королева Кисточка, репродукция картины А.И.Куинджи « На севере диком».
Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»
Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», И.Брамс «Вальс», А.Вивальди «Времена года».
План урока
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 7 мин.
3. Инструктаж – 7 мин.
4. Практическая работа – 15 мин.
5. Анализ работ – 5 мин.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке.
Вы пришли сюда учиться, Если хочешь отвечать,
Не лениться, а трудиться.Руку не забудь поднять.
Работайте старательно,Если спросят, надо встать,
Слушайте внимательно. Четко, громко отвечать.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Беседа
Учитель. Ребята, вы обратили внимание, какая красивая зимняя веточка появилась в нашем классе? О чем она нам может рассказать?
Примерные ответы детей: «Напоминает
зиму», «Красоту формы в природе», «Иней, когда
холодно». (Учитель вступает в диалог,
постепенно подводит детей к теме урока.)
Да, ребята, наступила зима. Сегодня уже третий
день зимы. А тема нашего урока звучит «Зимняя
сказка».
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения о зиме:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Учитель. А ведь, действительно, ребята, когда мы идем по зимнему лесу, то деревья кажутся сказочными. Они величественно стоят в зимних уборах. В лесу тихо, только снег скрипит.
(На доске учитель располагает изображения разных композиций зимнего леса, репродукцию картины «На севере диком»).
Учитель. Представим, что мы на мгновение очутились в зимнем лесу. Мы видим деревья, заколдованные чародейкою-зимою и конечно, вокруг много снега. Он ложится на ветви елей, берез. Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Зима бывает разная – суровая, чудесная, белоснежная, волшебная. Люди ласково называют Зиму гостьей, волшебницей.
– Давайте обратим внимание, как выглядят кусты, деревья зимой? (Обратить внимание на зрительный ряд.)
3. Инструктаж
Учитель. На столах у вас сегодня 1
баночка с белой гуашью, которую мы ласково
называем «Беляночкой». Представим, что
Зима-волшебница околдовала другие зимние краски,
т.е. работу выполняем белой гуашью, будто и
деревья околдованы в снежном инее. Еще у нас есть
готовый фон разных оттенков синего цвета.
Синяя цветная бумага послужит нам фоном, его мы
не изображаем.
– А теперь я напомню вам, что на палитре мы можем не только получать нужные цвета ,но и пробовать густоту краски. Воды много добавлять не нужно. Мы с Королевой Кисточкой покажем способы работы на листе.
Показ учителя способов работы кончиком кисти и нанесения на лист бумаги мазков, линий, тычков. Можно использовать кисть меньшего размера для мелких деталей. В ходе инструктажа учитель поясняет и напоминает, что деревья располагают ближе – дальше, учитываем способ загораживания, располагать свободно не в ряд и т.д.Такие рекомендации помогут в дальнейшем избежать ошибок.
Задание: Изобразить белой гуашью зимнюю композицию на фоне холодного оттенка синего, напоминающего фон вечера или ночи.
4. Практическая работа
Звучит мелодия И.Брамса «Вальс», далее
А.Вивальди «Зима»,Сен-Санс «Лебедь».
Учитель проводит индивидуальную работу,
привлекает внимание детей к общим ошибкам.
– А теперь, ребятки, позовем на помощь ветерок.
Он нам поможет поскорей просушить работу.
Для этого дети встают возле своего рабочего
места и изображают ветерок руками. Проводится
физкультурная пауза «Ветерок». Можно провести
вместо зарядки гимнастику для пальчиков
«Деревья».
Возможные ошибки:
– ребенок не применяет разные варианты
нанесения мазков, в результате работа смотрится
грубо, однотипно, нет пластики линий;
– гуашь наносится слишком жидко, прозрачно как
акварель, в результате работа течет.
5. Анализ работ
Учитель вывешивает на доске готовые работы, совмещая в коллективное панно. Отмечается работы не однотипные, оригинальные и учащиеся, проявившие себя на данном уроке. Учитель делает вывод, что совместно получилось прекрасное панно для оформления интерьера в классе. Королева Кисточка отмечает интересные сюжеты, хвалит всех ребят и дарит на память снежинку в качестве поощрения.
Задание на перспективу: подумать и изобразить дома ночное небо зимой.