Открытый урок на тему "Зимняя сказка". 1-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Цели урока:

  • Раскрыть детям многообразие ритмико-пластических форм зимней природы.
  • Показать интеграцию искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в передаче образа зимней природы.
  • Развивать образное восприятие природы, формировать гармоничное сочетание формы и цвета, чувство композиции.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства, отзывчивость, терпение, уверенность в достижении цели.

Задачи урока:

  • Учить создавать зимний колорит.
  • Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на восприятие зимней природы в интеграции искусств.
  • Проверить у детей ранее приобретенные знания , систематизировать, направить на получение новых знаний.
  • Закреплять технические навыки работы с гуашью, используя приемы «мазок», «тычок», «плавная линия».
  • Развивать воображение, наблюдательность, навыки построения композиции.
  • Учить согласовать свои действия с работой одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Материалы: бумага цветная А4 синих, фиолетовых цветов и оттенков или тонированный лист, кисти №4, №6, белая гуашь, палитра, подставка для кистей.

Зрительный ряд: Изображение зимнего леса на цветном фоне, образцы различных вариантов следов птиц, зверей, обитающих в зимнем лесу, персонаж Королева Кисточка, репродукция картины А.И.Куинджи « На севере диком».

Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Музыкальный ряд: Сен-Санс «Лебедь», И.Брамс «Вальс», А.Вивальди «Времена года».

План урока

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Беседа – 7 мин.
3. Инструктаж – 7 мин.
4. Практическая работа – 15 мин.
5. Анализ работ – 5 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке.

Вы пришли сюда учиться, Если хочешь отвечать,
Не лениться, а трудиться.Руку не забудь поднять.
Работайте старательно,Если спросят, надо встать,
Слушайте внимательно. Четко, громко отвечать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Беседа

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, какая красивая зимняя веточка появилась в нашем классе? О чем она нам может рассказать?

Примерные ответы детей: «Напоминает зиму», «Красоту формы в природе», «Иней, когда холодно». (Учитель вступает в диалог, постепенно подводит детей к теме урока.)
Да, ребята, наступила зима. Сегодня уже третий день зимы. А тема нашего урока звучит «Зимняя сказка».

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения о зиме:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Учитель. А ведь, действительно, ребята, когда мы идем по зимнему лесу, то деревья кажутся сказочными. Они величественно стоят в зимних уборах. В лесу тихо, только снег скрипит.

(На доске учитель располагает изображения разных композиций зимнего леса, репродукцию картины «На севере диком»).

Учитель. Представим, что мы на мгновение очутились в зимнем лесу. Мы видим деревья, заколдованные чародейкою-зимою и конечно, вокруг много снега. Он ложится на ветви елей, берез. Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Зима бывает разная – суровая, чудесная, белоснежная, волшебная. Люди ласково называют Зиму гостьей, волшебницей.

– Давайте обратим внимание, как выглядят кусты, деревья зимой? (Обратить внимание на зрительный ряд.)

3. Инструктаж

Учитель. На столах у вас сегодня 1 баночка с белой гуашью, которую мы ласково называем «Беляночкой». Представим, что Зима-волшебница околдовала другие зимние краски, т.е. работу выполняем белой гуашью, будто и деревья околдованы в снежном инее. Еще у нас есть готовый фон разных оттенков синего цвета.
Синяя цветная бумага послужит нам фоном, его мы не изображаем.

– А теперь я напомню вам, что на палитре мы можем не только получать нужные цвета ,но и пробовать густоту краски. Воды много добавлять не нужно. Мы с Королевой Кисточкой покажем способы работы на листе.

Показ учителя способов работы кончиком кисти и нанесения на лист бумаги мазков, линий, тычков. Можно использовать кисть меньшего размера для мелких деталей. В ходе инструктажа учитель поясняет и напоминает, что деревья располагают ближе – дальше, учитываем способ загораживания, располагать свободно не в ряд и т.д.Такие рекомендации помогут в дальнейшем избежать ошибок.

Задание: Изобразить белой гуашью зимнюю композицию на фоне холодного оттенка синего, напоминающего фон вечера или ночи.

4. Практическая работа

Звучит мелодия И.Брамса «Вальс», далее А.Вивальди «Зима»,Сен-Санс «Лебедь».
Учитель проводит индивидуальную работу, привлекает внимание детей к общим ошибкам.

– А теперь, ребятки, позовем на помощь ветерок. Он нам поможет поскорей просушить работу.
Для этого дети встают возле своего рабочего места и изображают ветерок руками. Проводится физкультурная пауза «Ветерок». Можно провести вместо зарядки гимнастику для пальчиков «Деревья».

Возможные ошибки:

– ребенок не применяет разные варианты нанесения мазков, в результате работа смотрится грубо, однотипно, нет пластики линий;
– гуашь наносится слишком жидко, прозрачно как акварель, в результате работа течет.

5. Анализ работ

Учитель вывешивает на доске готовые работы, совмещая в коллективное панно. Отмечается работы не однотипные, оригинальные и учащиеся, проявившие себя на данном уроке. Учитель делает вывод, что совместно получилось прекрасное панно для оформления интерьера в классе. Королева Кисточка отмечает интересные сюжеты, хвалит всех ребят и дарит на память снежинку в качестве поощрения.

Задание на перспективу: подумать и изобразить дома ночное небо зимой.