Пояснительная записка
Данный элективный курс рассчитан на 16 часов для учащихся 6-х классов. Общеизвестно, что математика предмет сложный и часто не особенно увлекательный для большинства учащихся. А программа устроена так, что у учителя практически не остается времени на уроке для увлекательного и занимательного материала. Психологические исследования, да и сама жизнь показывают, что не поспоришь с М.В.Ломоносовым по поводу того, что математика ум в порядок приводит. Поэтому родилась идея элективного курса по решению занимательных задач «Математическая мозаика», чтобы обучение было с увлечением.
Цель данного курса – познакомить
учащихся с миром занимательных математических
задач и обучить некоторым приемам их решения.
– развить у учащихся интерес к изучению
математики;
– познакомить с разнообразным миром
математических задач;
– обучить некоторым приемам решения
занимательных задач;
– развитие математической культуры;
– привить учащимся навык работы с текстом;
– формирование и развитие навыков
аналитического мышления;
– развитие логического мышления, рефлексии,
синтеза и анализа;
– развитие математической интуиции;
– углубление и расширение математических
знаний.
Задачи курса:
1. Развитие у учащихся интереса к изучению
математики и воспитание средствами математики
культуры личности: знакомство с историей
развития математики, эволюцией математических
идей, понимание значимости математики для
общественного прогресса..
2. Знакомство учащихся с разнообразным миром
математических задач.
3. Обучение некоторым приемам решения
занимательных задач.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам и
математическим конкурсам.
4. Развитие математической культуры.
5. Обучение приемам работы с текстом при решении
задач с целью развития коммуникативной
компетентности.
6. Формирование и развитие навыков
аналитического мышления, навыков
исследовательской и проектной деятельности.
7. Развитие логического мышления, рефлексии,
синтеза и анализа.
8 Развитие математической интуиции.
9. Углубление и расширение математических знаний.
10.Научить представлять результат своей работы и
объективно оценивать работы других.
Содержание программы:
№ | Тема занятия | Краткое содержание занятия |
1. | Вводное занятие. | Мир занимательных задач. Забавные истории. Примеры. |
2. | Задачи из старинных рукописей. Житейские истории. | Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси с хозяйственно-бытовым, житейским сюжетом. |
3. | Задачи из старинных рукописей. Путешествия. | Задачи про путешественников из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси. |
4-5. | Задачи из старинных рукописей. Денежные расчеты. | Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси, носящие торгово-финансовый характер. |
6-7 | Задачи из старинных рукописей. Смешивание веществ. | Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси на части и пропорции. |
8-9. | Любопытные свойства чисел. | Элементарные задачи из теории чисел. |
10-11. | Задачи-шутки. Задачи загадки. | Задачи на внимательное восприятие и анализ текста. |
12-13. | Задачи из старинных рукописей. Сколько кому лет? | Задачи из рукописей Древнего Египта, Междуречья, Древней Греции, Древнего Рима и Древней Руси. |
14-15. | Задачи на переливания. | Задачи, в которых используются 2 и более сосудов разной вместимости, при помощи которых надо за определенное или любое количество переливаний получить необходимый объем исходной жидкости. |
16. | Зачетное занятие. Смотр творческих работ. | Представление индивидуальной подборки занимательных задач по любой теме с оформлением. |
Формы работы:
Занятия состоят из теоретической и практической части. Работа над уже знакомой учащимся теоретической частью осуществляется в форме беседы, над новой – в лекционной форме. Практическая часть занятий проходит в режиме самостоятельной работы учащихся над задачами с последующим совместным обсуждением. Действует рейтинговая система.
Формы контроля:
- Учет посещаемости
- Процент решаемости задач каждого вида (не менее 75% от решаемых самостоятельно задач)
- Оценка ученического коллектива (творческая часть) и учителя (содержательная часть); творческой работы ученика (работа должна быть оформлена в виде подборки самостоятельно найденных занимательных задач (2-3 штуки) по пройденным темам с решениями.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса учащиеся должны:
- уметь определять тип занимательной задачи, знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
- уметь применять полученные математические знания при решении задач;
- познакомиться с основными приемами работы с текстом, приобрести начальные знания и умения работы с текстом как средством для дальнейшего формирования у учащихся коммуникативной компетентности.
Список литературы:
1. Шуба М.Ю. Занимательные задания в
обучении математике. – М.: Просвещение,1994 г.
2. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. –
М.: Издательство Русанова,1994 г.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для
математического кружка. – М.: МЦНМО,2008 г.
4. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами
учебника математики. – М.: Просвещение,1989 г.
5. Интернет.
Предполагаемые темы групповых проектов:
1. «Занимательные задачи, которые решали наши
предки»
2. «Занимательные задачи в Германии»
3. «Занимательные задачи в Великобритании»
4. «Занимательные задачи во Франции»
В ходе изучения данного курса учащиеся
знакомятся с некоторыми типами занимательных
задач и методами их решения, и в проекте хотелось
бы показать то, чему они научились. И в тоже время,
учитывая специфику лингвистической гимназии, а
так же необходимость формирования у учащихся
коммуникативной компетентности, целесообразно
ввести лингвистический компонент в изучение
условия задач, а именно, поработать в ходе
проекта со старорусским языком и иностранными
языками. Поэтому у каждой группы предусмотрено
два руководителя: учитель математики и словесник
или преподаватель иностранного языка.
Приведем примерные планы работы учащихся по
проектам предложенной тематики.
Проекты №2, 3, 4.
Тема проекта: «Занимательные задачи Германии (Франции, Великобритании)»
Руководители проекта:
учитель математики ФИО
учитель немецкого (французского, английского)
языка ФИО
учитель истории ФИО
Участники проекта: ФИО учащихся
Цели:
– ознакомиться с культурой
математических занимательных задач в Германии
(Франции, Великобритании);
– научиться грамотно выполнять художественный
перевод текста задач на русский язык;
– научиться решать занимательные задачи;
– приобрести навыки работы в команде;
– научиться представлять результаты своего
интеллектуального труда в виде готового
продукта.
Задачи:
1. Сбор информации по теме проекта при помощи
разнообразных информационных ресурсов.
2. Подобрать занимательные задачи, популярные в
Германии, на немецком языке. (Подобрать
занимательные задачи, популярные во Франции,
на французском языке. Подобрать занимательные
задачи, популярные в Великобритании, на
английском языке.)
3. Перевести текст задач на русский язык и решить
их.
4. Скомпоновать и оформить подобранную
информацию в виде компьютерной презентации и
доклада с печатной основой.
5. Подготовиться к защите проекта.
Готовый продукт: доклад с печатной основой, компьютерная презентация.
Проект №2
Тема проекта: «Занимательные задачи, которые решали наши предки»
Руководители проекта:
учитель математики ФИО
учитель литературы ФИО
учитель истории ФИО
Участники проекта: ФИО учащихся
Цели:
– ознакомиться с культурой
математических занимательных задач в Древней
Руси;
– научиться грамотно выполнять художественный
перевод текста задач на современный русский
язык;
– научиться решать занимательные задачи;
– приобрести навыки работы в команде;
– научиться представлять результаты своего
интеллектуального труда в виде готового
продукта.
Задачи:
1. Сбор информации по теме проекта при помощи
разнообразных информационных ресурсов.
2. Подобрать интересные занимательные задачи из
древнерусских источников.
3. Перевести текст задач на современный русский
язык и решить их.
4. Скомпоновать и оформить подобранную
информацию в виде компьютерной презентации и
доклада с печатной основой.
5. Подготовиться к защите проекта.
Готовый продукт: доклад с печатной основой, компьютерная презентация.