Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
Константин Симонов
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «война» – смерть, горе, голод, боль, страх, холод, кровь.
Учитель 2: В 2012 году будет 67 лет с
той поры, когда завершилась самая кровопролитная
война. Вместе с Победой пришло избавление от
самой страшной угрозы порабощения всех людей.
Время неумолимо движется вперед. Уходят из жизни
солдаты войны, спасшие нашу Родину от фашизма. Их
остается все меньше и меньше. И мы должны помнить,
какой ценой досталась нам это Победа. Это нужно
всем живущим на земле, чтобы не зачерствели их
сердца, чтобы потомки помнили подвиг своих
предков.
Сегодня на классном часе мы узнаем, как война
заставила женщин воевать.
Учитель 1. Женщина и война! Какие два
несовместимых слова! Трудно представить, что как
и мужчины, падали они на землю, прошитые
автоматной очередью, гибли от осколков
разорвавшихся снарядов, горели в самолетах и
подбитых танках, выносили под обстрелом раненых
с поля боя. Страшно! Но это было! И мы не вправе
забыть это.
Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали
стихи, назначали свидания, а завтра… завтра
была война.
Учитель 1: Сегодня военная тема в литературе воспринимается как современная. В традициях русской классики война предстает как нечто противоестественное, противное самой природе человека. Именно так воспринимается война и в произведениях современных писателей. Многие из них пытаются осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали людям выстоять и победить.
Учитель 2: Идут годы, и чем дальше, тем необходимее услышать тех, кто на своих плечах вынес страшную тяжесть военных лет: военачальников, рядовых участников сражений, тех, для кого война была особенно жестокой: жителей сожженных фашистами деревень и осажденного Ленинграда, женщин-фронтовичек…
Учитель 1: Произведение о войне, о котором пойдёт речь, – повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие...”. Есть в этом небольшом произведении что-то, что не оставит равнодушным ни взрослого, ни подростка. Ведь это повесть о том, какой страшной ценой досталась советской стране победа
Ученик: (во время произношения этого письма – военная музыка)
Привет, старичок!
Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбёшку в
непыльном уголке. Комары проклятые донимают, но
жизнь всё едино райская, старик! Давай цыгань
отпуск и рви к нам.
Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю
шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так хоть
телешом весь день гуляй. К услугам туристов – два
шикарных озера с окунями и речушка с хариусами. А
уж грибов!...
Сегодня с моторкой приехал какой-то старикан
без руки и с ним капитан – ракетчик. Капитана
величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а
своего старикана он именует посконно и
домотканно – тятей. Что-то они тут собираются
разыскивать – я не вникал…
Вчера не успел дописать – здесь, оказывается,
воевали, старик. Воевали, когда нас ещё не было на
свете.
Альберт Федотыч привёз мраморную плиту. Мы
разыскали могилу – она за речкой, в лесу. Я хотел
помочь им донести плиту и – не решился.
А зори-то здесь тихие, только сегодня и разглядел.
И чистые-чистые как слёзы…
Учитель 2: Борис Васильев родился 21 мая
1924 года в Смоленске. Отец – Васильев Лев
Александрович, кадровый офицер царской,
впоследствии – Красной и Советской армии. Мать –
Алексеева Елена Николаевна, из известного
старинного дворянского рода. Борис Васильев
учась в воронежской школе, играл в
любительских спектаклях, выпускал вместе со
своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й
класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в
составе истребительного комсомольского
батальона и 3 июля 1941 года был направлен под
Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в
октябре 1941 года; потом был лагерь для
перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был
направлен, сперва в кавалерийскую полковую
школу, а затем в пулеметную полковую школу.
Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном
полку. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года
попал на минную растяжку и с тяжелой контузией
был доставлен в госпиталь.
Учитель 1: Писатель видел, как на
войне не просто гибнут солдаты. На войне убивают
не людей вообще, а человека. Живого, теплого,
думающего. И вполне конкретного со своей
фамилией, именем, любовью и радостью.
Впервые повесть напечатана в журнале «Юность»
(1969, № 8). Именно с нее, получившей огромный
читательский резонанс, писательская судьба
Бориса Васильева начала неуклонно набирать
высоту. «Зори…» многократно переиздавались и
переиздаются вплоть до нынешнего дня.
Учитель 2: Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва – Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.
Учитель 1: «Война – дело мужское». Это утверждение всегда принималось за аксиому, и, разумеется, не случайно на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой мужчин. Но мы знаем, что с древних времен в военных действиях участвовали и женщины.
Ученик:
Еще не заровнялись раны
На теле раненой страны,
Еще страдают ветераны
От тяжких ран войны.
Все чаще к ним стучатся беды,
Но ветераны слез не льют,
Ее величеству Победе
Их самый пламенный салют.
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам что шли путем одним
Ее бойцам и генералам
Героям павшим и живым!
Учитель 2: Страшно ли им было? Конечно, страшно. И страшно даже не то, что убьют, а то, что умереть, не узнав жизни, ничего не изведав. Они шли умирать за жизнь, еще не зная, что такое жизнь. И это было самое страшное. Наше сознание спокойно воспринимает женщину в роли телефонистки, радистки, связистки, но были женщины – снайперы, танкисты, зенитчицы. Вспомним героев произведения Б.Васильева, писателя – фронтовика, которые до сих пор служат высоким примером для грядущих поколений. Героинь повести «А зори здесь тихие…» – юных девушек-зенитчиц, фашистам не удается сломить бесстрашных девушек, прорвать оборону и, хотя все они погибают, их подвиг бессмертен.
Учитель 1: Хочется привести слова К.Симонова: «Мы, говоря о мужчинах на войне, привыкли все-таки, беря в соображение все обстоятельства, главным считать, однако, то, как воюет этот человек. О женщинах на войне почему-то иногда рассуждают совсем по-другому. Не думаю, чтобы это было правильно».
Ученик:
Пусть в висках седина
Но душа не стареет.
И цветок полевой
Пусть не дрогнет в руке.
Старость Вашу
И дети, и внуки лелеют,
И о подвиге Вашем
Нам забыть не дано.
Учитель 2: Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны, но они не становятся историей. Книги о войне не воспринимаются как исторические произведения. Почему? Военная проза семидесятых–восьмидесятых годов заострила существенные для жизни современного человека проблемы: нравственного выбора, исторической памяти. Все свои чувства, мысли Васильев передал в повести. Автор хочет, чтобы люди другими глазами посмотрели на мир.
Учитель 1: Васильева интересовала не сама война, не сражения, а жизнь и смерть человеческой души на войне. Действующих лиц в произведении немного, время действия сжато. И вот на таком узком участке ведется глубинное исследование характеров, поступков и мотивов этих поступков. Герои в повести “А зори здесь тихие...” попадают в драматические ситуации, их судьбы – оптимистические трагедии. Герои – вчерашние школьницы, а теперь участники войны. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.
Учитель 2: Б. Васильев подводит своего
героя к последней черте, к выбору между жизнью и
смертью. Умереть с чистой совестью или остаться
жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе
жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть
отступиться от собственной совести. Но герои
Васильева не признают таких нравственных
компромиссов. Что нужно для спасения девушек?
Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из
девушек совершает подвиг в соответствии со своим
характером. Сколько девушек, столько судеб: все
разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы
сломала, изуродовала война. Получив приказ не
пропустить немцев к железной дороге, девушки
ценой собственных жизней выполнили его. Все пять
девушек, отправившихся на задание, погибли, но
погибли героически, за Родину.
Всего пять девчат, пять девочек было всего,
всего пятеро!.. А – не прошли вы, никуда не прошли
и сдохнете здесь, все сдохнете!.. Лично каждого
убью, лично, если начальство помилует! А там –
пусть судят меня!.. Пусть судят!... Выкрикивал
Васков.
Учитель 1: Были ли описываемые герои настоящими или вымышленными, особой разницы нет, главное, что такие люди, пусть и с другими именами и фамилиями, были в те тяжёлые годы. Благодаря их самоотверженности сейчас над нашими головами светит мирное солнце, небо чистое и ясное, радость и счастье царит в каждом доме. Заслуга Б. Васильева как писателя состоит в том, что он сумел создать образ героического поколения наших отцов и дедов.
Источники:
Б.Васильев «А зори здесь тихие»;
Страницы сайта сети Интернет;
Военные песни:
1. «Поклонимся великим тем годам»;
2. «Белорусский вокзал»