Цели:
- Обучающие: познакомить с произведением С.Козловой «Наш родной край – Тува», обучать правильному, выразительному чтению.
- Развивающие: развивать умение прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части; развивать способности, речь, память, мышление.
- Воспитательные: воспитывать уважение к Родине, любить свой край, свою отчизну.
Задачи:
- учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания; развивать критическое мышление;
- совершенствовать навыки выразительного чтения и скорость чтения;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине;
- учить прогнозировать события, отвечать на вопросы;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах.
Оборудование:
- презентация к уроку, проекты детей;
- мультимедийный проектор; ноутбук, учебники русского языка.
Технология: развитие критического мышления через чтение , личностно-ориентированный подход обучения, информационная.
Приемы:
- чтение с остановками;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Психологический настрой
http://doctor.pp.ua/post/712592/
Дети читают хором:
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
II. Проверка домашнего задания
1. Пересказ рассказа по алгоритму
К. Коржиков. Береги свою страну (стр. 88-89)
Ребята летели в самолете над …
В самолете были дети …
Вот школа, чтобы …
Вон у реки …, чтобы ты …
Ты можешь стать …
Для этого ты должен …
Это твоя страна, и ты должен …
Хранить её леса, …
Дома нужно строить так, чтобы …
Одежду нужно шить так, чтобы …
Работать нужно так, чтобы …
– Что должен делать для страны каждый человек?
III Актуализация знаний
1. Введение в тему
Пословицы
Родина краше , дороже
http://doctor.pp.ua/post/712592/ http://komi.region-news.info/news/?ID=1491
Всякая птица своё любит.
http://www.kharkovforum.com/showthread.php?s=6628a53887cbc5ff09550b67e09a2902&t=2340691&page=225
– Как вы думаете, почему мы начали урок именно с
этих пословиц?
– Какова будет тема нашего урока?
– Что вы ожидаете от нашего урока?
– Какие задачи мы можем перед собой поставить?
– Что мы представляем, когда произносим слово
Родина?
– Как вы понимаете значение этого слова?
2. Речевая разминка. Чтение стихотворения
Родина
У каждого листочка,
у каждого ручья
есть главное на свете –
есть родина своя.
А там, где мы родились,
где радостно живем,
края свой родные
мы Родиной зовём.Е. Карасёв
– О чем это стихотворение?
– Что узнали нового из стихотворения?
– Что вы можете сказать о нашей Родине?
3. Беседа учителя
В большой стране у каждого человека есть свой
уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это
его маленькая родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она
огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у
каждого она одна. Как мама.
Она гордится своими сыновьями и дочерями,
заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней
одной жизнью.
4. Сообщение ученика. Автобиография писателя
Светлана
Козлова была талантливым журналистом и
известным поэтом и переводчиком.
Приехала в Туву в 1955 году. Она коренная
москвичка, закончила МГУ, но Тува стала ее второй
родиной. Владела и тувинским языком.
Выпустила книги 1962 году под названием
«Камнерез», сборники «Работяги», «Слышу
гром»…
Главной темой ее стихов были люди труда, дружба
русских и тувинцев и материнства. Она родила и
воспитала девятерых детей.
– Сегодня мы познакомимся с произведением Светланы Козловой “Наш родной край – Тува”.
IV. Физкультминутка для глаз “Солнечные лучики”
Дети закрывают глазки от солнечных лучей. Считают до 10, открывают глазки (4 раза)
V. Работа по теме урока
1. Подготовительная работа
1) словарь:
Скот – сельскохозяйственные млекопитающие животные;
2) произношение:
пшеница, пасутся
[тца] в степях [ф’с’т]
верблюды, [й’эс’т’] есть;
3) чтение рассказа по частям:
2. Работа с текстом
1) Работа в группах. Защита проектной деятельности.
I группа.
Проект : «Чем красива Тува?»
http://vgsch.teamforum.ru/viewtopic.php?f=29&t=669
http://www.ecmo.ru/news/p141/?drgn=1n-1958/%20n-1954/n-1960/
http://www.great-asia.ru/review/one-2/index.html
2) Чтение рассказа по абзацам парами
1 часть:
Красива наша Тува. И чего в ней только нет! Высокие горы и ровные, широкие степи, густые леса и хлебные поля. Жарко у нас летом, а зимой– большие морозы.
3) Работа над содержанием.
– Какие в ней горы, степи, леса и поля?
II группа
1) Защита проекта. Проект: «Чем богата Тува?»
2) Чтение рассказа по абзацам парами
2 часть
Богата тувинская земля кладами. Есть в ней кобальт и асбест , золото и каменный уголь. Пшеница, ячмень, просо, разные овощи и кормовые травы растут на полях. Овцы и козы, коровы и кони пасутся в степях. И верблюды тоже есть в Туве, и горные яки-сарлыки, и северные олени. Полны рыбы чистые глубокие озера и быстрые реки. Пушным зверем богата тайга.
3) Чтение рассказа по абзацам парами
– Что интересного для себя узнали?
– Какими полезными ископаемыми богата Тува?
Почему они полезные?
– Какие домашние животные есть в Туве? Что они
дают нам?
– Какие звери дают пушнину? Какие звери занесены
в Красную книгу?
VI. Физминутка
Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – горы, степи, леса, поля.
Этот пальчик – злаки, овощи, клады, животные,
города и села.
Этот пальчик – наземные, речные и воздушные
дороги.
Этот пальчик – тувинцы, русские, хакасы, татары.
Этот пальчик – это моя любимая родина Тува!
VII. Продолжение работы по теме
1. Защита проекта «Транспорт в Туве»
2. Чтение рассказа по абзацам парами
Городов в Туве немного, сел и поселков множество. Идут по дорогам машины, летят над горами самолеты и вертолеты, плывут по Енисею теплоходы, везут людей и грузы.
3. Работа над содержанием рассказа:
– Сколько городов в Туве? Что пишет автор о
поселках?
– Какие виды транспорта используются в Туве?
4. Пересказ рассказа по плану:
– Чем красива Тува?
– Чем богата Тува?
– Какие виды транспорта используются в Туве?
– Как живут и работают в Туве люди разных
народов?
VIII. Рефлексия
– Нарисуйте в тетради смайлик, который
отражает ваше отношение к материалу урока.
– Что узнали нового?
– Что у нас не получилось?
IX. Подведение итогов урока
1) – Какая наша родина Тува?
– С каким новым рассказом познакомились?
– Кто его написал?
– Ещё что нового узнали?
– Спасибо за урок!
X. Домашнее задание
1) Пересказ рассказа с.93
2) Написать сочинение «Наш родной край–Тува».
Использованная литература:
1. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова. Русский
язык, Учебник для 3 класса тувинских школ , 2 часть.
«Просвещение» 2008 г. (стр.93)
2. С.И. Ожегов. Толковый словарь русского
языка Москва 2008 г.(стр.725)
3. Ф.М. Бартан. Методическое указания к
«Азбуке» для 1 класса общеобразовательных с
родным (тувинским) языком обучения. Кызыл 2012г.
(стр.126)
4. Сюжетная картина сканирована из учебника Г.М.
Селиверстова, Ф.Т. Манзанова, Русский язык 3 класс
стр.88 часть 2
5. ЭОР: http://doctor.pp.ua/post/712592/,
http://horki-iz-rostova.forum2,
http://pikabu.ru/story/irbis_4 и
др.