Цели урока:
а) образовательные:
- проверка усвоения детьми таблицы умножения и деления, знания правил о порядке выполнения арифметических действий в выражениях со скобками и без скобок, умение решать задачи изученных видов, логических задач, совершенствование навыков устного счета, учить детей использовать знания, полученные на уроках;
- пробудить интерес к творчеству В. Губарева, отрабатывать навыки выразительного и сознательного чтения, умение выражать свои мысли в устной форме, формировать умения анализировать произведение.
б) развивающая: развивать образное и логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику, расширять словарный запас учащихся.
в) воспитательные:
- воспитывать интерес к математике, к художественной литературе,
- формировать у детей понятие о дружбе, воспитывать чувство сплоченности коллектива.
Оборудование: проектор, экран, презентация, ноутбук, портрет В. Губарева, выставка книг, пословицы, рисунки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы все вместе отправляемся в дальнее путешествие. Мы должны быть дружными, находчивыми, смелыми. Девизом нашего урока будут такие слова: «Ум хорошо, а два лучше». (слайд 2)
– Как вы понимаете эту пословицу?
Мы должны подготовиться к путешествию, выбрать самых знающих.
II. Устный счет
Дети хором произносят:
Ну-ка в сторону карандаши,
Ни костяшек, ни ручек, ни мела!
Устный счет!
Мы творим это дело
Только с помощью ума и души.
Задание 1 (слайд 3)
Помогите Незнайке.
Отгадай слово, пользуясь таблицей
6Х7 | с |
47-9:3 | к |
30:6 | л |
4Х6-10 | а |
3Х7+30 | А |
Расположи числа в порядке убывания
Учитель (Слайд 4): Узнали? Из какого произведения эта героиня? Кто написал это произведение?
Учащиеся: Тетушка Аксал – героиня сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал». По жанру «Королевство кривых зеркал» – литературная сказка.
Учитель: Что мы называем сказкой?
Учащиеся: Сказка – это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.
Учитель: Сказка В. Губарева относится к волшебной сказке. Назовите особенности волшебных сказок.
Учащиеся: Наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда. наличие волшебных персонажей, предметов.
Учитель: Молодцы!
Следующее задание 2
Отгадай слово, пользуясь таблицей
(слайд 5)
3Х5 | у |
14:2 | Н |
24:3+10 | ш |
50+15:3 | к |
5Х7 | о |
7х2+20 | р |
Расположи числа в порядке возрастания. Какое слово получилось?
Учащиеся: Нушрок (слайд 6)
Учитель: Кто такой Нушрок?
Учащиеся: Нушрок – хозяин всех зеркальных мастерских. В мастерских Нушрока делали кривые зеркала, в которых все отражалось наоборот: маленький кусок хлеба становился большим, худые люди казались толстыми.
Учитель: Теперь, ребята, вы поняли, что мы сегодня отправимся в сказку:»Королевство кривых зеркал», чтобы помочь нашим бесстрашным героям Оле и Яло спасти Гурда (слайд 7-8) Кто такой Гурд?
Учащиеся: Гурд– это мальчик, который работал в мастерской Нушрока и отказался делать кривые зеркала.
Учитель: Как вы думаете, дети, почему Гурд отказался делать кривые зеркала?
Учащиеся: Гурд отказался делать кривые зеркала, потому что с помощью них обманывали бедных людей.
Учитель: Вспомните, ребята, куда заточили Гурда?
Учащиеся: В башню смерти.
Учитель: Мы должны с вами спасти Гурда.
III. Сообщение темы урока
Сегодня, ребята, мы покажем свои знания, умения, как быстро решаем трудные задачи, знаем таблицу умножения, умеем сравнивать, вычислять, рассуждать и дружить.
А сейчас мы выбираем командиров, делимся на команды, чтобы не заблудиться в сказке.
Представление команд
1 команда: «Мушкетеры»
Наш девиз: «Один за всех и все за одного»
2 команда: «Богатыри»
Наш девиз: «Тише едешь – дальше будешь»
(Жюри оценивает работу учащихся)
IV. Графический диктант
Учитель: А сейчас обе команды должны угадать, какой предмет искали девочки в королевстве у Топседа
Команды, приготовились!
2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 8 клеток вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетки вправо, 12 клеток вниз.
У вас получился волшебный ключик, который поможет спасти Гурда (слайд №9)
V. Работа по учебнику
Учитель: Откройте учебник на страничке 48 з.22(1). Прочитайте задачу про себя. Перескажите задачу. О чем говорится в задаче.(слайд 10) Какие слова возьмем для краткой записи? Составьте краткую запись. Как узнать, во сколько раз одно число больше другого(слайд №11)
Решение:
60:10=6(р) Ответ: в 6 раз больше страниц в одной книге, чем в другой.
VI. Физ.минутка
Игра: «Море волнуется раз, море волнуется два, сказочная фигура на месте замри»
(команды придумывают сказочные фигуры из сказки «Королевство кривых зеркал»)
VII. Работа по учебнику
Решение задачи 22(2) с.48(устно) (слайд №12)
Учитель: Посмотрим, какая команда быстро даст ответ
(оценивание команд жюри)
Повторение правила (слайд 13)
VIII. Конкурсы
Учитель: Наши друзья Оля и Яло попали в беду. Оля бросилась в реку,спасаясь от Нушрока. Яло, схватив ключ у Абажа, спасается. Поможем Оле и Яло спасти Гурда. (слайд 14)
Задание 1. Проверим, какая команда быстрее всех сосчитает примеры на умножение и деление
1 команда
- 3 х 5
- 6 : 2
- 3 х 7
- 14 : 2
- 21: 3
- 56:7
2 команда
- 2 х 4
- 8 : 2
- 8 х 7
- 32 : 4
- 4 х 8
- 35 : 5
2. Работа в группах: «Лучший математик»
(Участники команд выполняют задание на время)
1 команда
* + 37 = 87
2 команда
35 – * =16
3. Решите пример на порядок действий
(если все участники в команде решают верно, то команда получает 1 балл)
1 команда
7+ 21 : (15-8)=
2 команда
60 – (24+3) :3=
3. Конкурс капитанов
Решите задачу
На березе растет 30 яблок. Подул сильный ветер и 10 яблок упало. Сколько яблок осталось?
IX. Подведение итогов
Учитель: Мы помогли нашим героям спасти Гурда из башни смерти.
Учащиеся зачитывают свои отрывки из своих отзывов
Сахнов Иван, 3 класс: Меня научила эта сказка быть смелым, отважным и не бояться преодолевать трудности ради друзей. Друг познается в беде. Верному другу цены нет
Захаренков Антуан, 3 класс: Меня научила эта сказка тому, что нельзя обманывать, нельзя бояться зла, всегда говорить правду и не бросать своих друзей в беде.
Моденова Анна, 3 класс: Я бы хотела быть похожей на Олю, потому что она стала смелой, отважной девочкой. Нет друга – ищи, а найдешь – береги
Кайнов Андрей, 3 класс: Я прочитал книгу В.Губарева «Королевство кривых зеркал».Эта книга учит нас дружить, защищать слабых. В конце произведения девочки побеждают зло, а главное, что Оля смогла посмотреть на себя со стороны. Она перестала капризничать, жаловаться и приобрела много друзей.
Учитель: Какие пословицы и поговорки встречались вам в сказке: «Королевство кривых зеркал»?
Учащиеся:
- «Поспешишь – людей насмешишь»
- «Утро вечера мудренее»
- «Не все то золото, что блестит»
Учитель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о дружбе? (Слайд 15)
Учащиеся:
- Дружба дороже денег
- Друг познается в беде
- Друг – ценный клад
…
Учитель: Чему вас научила эта сказка?
Учащиеся: Сказка учит нас быть дружными, честными, находчивыми
Учитель: Как вы понимаете выражение: «посмотреть на себя со стороны»
Учащиеся: Важно увидеть свои недостатки и постараться стать лучше.
…
(Жюри подсчитывает жетоны, объявляет результаты. Награждает победителей)