Используемые учащимися учебники и учебные пособия: ПК, презентация, учебник, карточки.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием «алгоритм», его свойствами, дать представление об основных алгоритмических структурах, научить составлять простейшие блок-схемы алгоритмов.
Развивающая: способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности
Воспитательная: формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени.
План урока:
- Организационный момент
- Постановка целей и задач урока
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного
- Постановка домашнего задания
- Подведение итогов урока.
Ход урока
Действия учителя | Действия ученика | |||||||||
1. Орг.момент | ||||||||||
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 24.10.13 и тему урока «Алгоритм. Свойства алгоритма». (слайд 1) | Запись числа и темы урока в тетрадь | |||||||||
2. Постановка целей и задач | ||||||||||
Сегодня, мы начнём изучать самую интересную и важную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». Познакомимся с понятием, узнаем какими свойствами он обладает, рассмотрим формы записи алгоритмов, научимся составлять простейшие блок-схемы алгоритмов. | ||||||||||
3. Изучение нового материала | ||||||||||
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т.д. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как заварить чай. Но допустим, нам надо научить этому младшего брата или сестру. Значит, нам придется четко указать действия и порядок их выполнения. Что это будут за действия и какой их порядок? Давайте проверим, (слайд 2). Другими словами мы составили алгоритм. Теперь давайте попробуем дать определение алгоритма. Как вы думаете, что называется алгоритмом? (Слайд 3) Алгоритм – это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд (Слайд 4) О происхождении слова «алгоритм» расскажет нам Соколова Анастасия, которая приготовила для вас небольшую историческую справку. Итак, с понятием алгоритм мы разобрались, а кто же может выполнять действия в алгоритме? (Слайд 5) Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Слайд 6) Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко: · Сосчитайте число окон в своём доме. · Сосчитайте звёзды на небе. · Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте). · Иди туда, не знаю куда. · Принеси то, не знаю что. (Слайд 7-9) Мир алгоритмов очень разнообразен. В связи с этим алгоритмы обладают некоторыми свойствами, рассмотрим их: · Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом. · Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма. · Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены. · Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю. · Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем. · Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями. (Слайд 10-13) Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов 1. Линейная Последовательность шагов, которые выполняются исполнителем, записывается в форме нумерованного списка. Например, алгоритм перехода улицы, обратите внимание на слайд. 2. Графическая чаще всего используется в графических редакторах при создании изображений 3. Блок-схема для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры: Элементы, входящие в блок-схему представлены на слайде
|
Учащиеся составляют правило заваривания чая. 1.Вскипятить воду. 2. Окатить заварочный чайник кипятком. 3. Засыпать заварку в чайник. 4. Залить кипятком. 5. Закрыть крышечкой. 6. Накрыть полотенцем. Запись определения в тетрадь Алгоритм – это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных результата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд Выступление: Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления. В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» – это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. Ответы учащихся: · Сосчитайте число окон в своём доме. · Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте). Запись в тетрадь свойств алгоритма · Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом. · Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма. · Определённость. Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены. · Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю. · Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем. · Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями. Запись в тетрадь форм записи алгоритмов: · Линейная · Графическая · Блок-схема |
|||||||||
4. Закрепление изученного | ||||||||||
Закрепим полученные знания на практике. Для этого выполним практическую работу. (слайд 14) Практическая работа: Задание 1. Составить алгоритм «Режим дня» (устно у доски с помощью рисунков на слайде 15, 16) Задание 2. Работа в группах.(слайд 17) Я вас разделила на группы: 1 группа: Соколова А., Русинов А., Карпова М.; 2 группа: Пономарева М., Камкин С., Мартынова А., Балашов А.; 3 группа: Поминова А., Абдрахманова Ж., Кузембаева М. У вас на столах лежат ватманы, на которых вы должны будете выполнить творческое задание, в конвертах лежат детали некоторого алгоритма, ваша задача расставить эти действия по порядку и изобразить в виде блок схемы. 1 группа: Алгоритм пришивания пуговицы 2 группа: Алгоритм приготовления уроков 3 группа: Алгоритм похода в магазин Задание 3. Расставить действия по порядку в алгоритме «Картошка со сметаной» (у доски) (слайд 18-19) 1. Посолила картофель. 2. Бросила картофель в кипяток. 3. Зажгла газовую плиту. 4. Очистила картофель. 5. Купила в магазине картофель и сметану. 6. Погасила огонь и слила кипяток. 7. Полила картофель сметаной. 8. Положила картофель на тарелку. 9. Налила воду в кастрюлю и поставила её на огонь. Задание 4. Восстановить алгоритм «Подготовка к рисованию» (слайд 20-21) |
Ответы учащихся у доски Задание 1. Алгоритм «РЕЖИМ ДНЯ» 1. Подъем 2. Заправление кровати 3. Умывание 4. Чистка зубов 5. Зарядка 6. Причесывание 7. Одежда 8. Завтрак 9. Поход в школу Задание 2. 1 группа: Алгоритм пришивания пуговицы 1. Взять иголку 2. Отмотать от катушки и отрезать нитку 3. Вдеть нитку в иголку 4. Сделать узелок на конце нитки 5. Взять иголку 6. Пришить пуговицу 2 группа: Алгоритм приготовления уроков 1. Сесть за стол 2. Достать дневник, учебник и тетрадь 3. Открыть учебник и тетрадь 4. Прочитать задания в дневнике 5. Выполнить домашнее задание 6. Сложить школьные вещи в портфель 3 группа: Алгоритм похода в магазан 1. Взять деньги и список нужных продуктов 2. Дойти до магазина 3. Купить по списку нужные продукты 4. Вернуться домой 5. Разложить продукты по местам Задание 3. Правильный ответ: Задание 4. Правильный ответ |
|||||||||
5. Постановка домашнего задания | ||||||||||
Откройте дневники запишите домашнее задание в учебнике стр 157-166 прочитать и выучить определения из тетради | Запись домашнего задания стр 157-166 прочитать и выучить определения из тетради | |||||||||
6. Подведение итогов | ||||||||||
С каким понятием мы сегодня с вами познакомились? Какие формы записи алгоритмов узнали? Какие запомнили свойства алгоритмов? – Ребята, у вас на столах лежат листочки красного и желтого цвета: красный цвет обозначает – радость, желтый – грусть. Поднимите сейчас тот листочек, который соответствовал вашему настроению, с которым вы заходили на урок. – Хорошо! А теперь поднимите рожицы, соответствующие вашему настроению после урока. – Спасибо за урок. До свидания! |
1. Алгоритм – это это конечная последовательность действий, направленных на получение из исходных данных езультата, записанная с помощью точных и понятных исполнителю команд. 2. Формы записи: графическая, линейная, блок-схема 3. Результативность, массовость, дискретность, выполнимость, понятность и определенность |