Тема занятия "Путешествие по стране знаний" для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Интегрированные образовательные области: познание, социализация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы, музыка, труд.

Программные задачи.

  1. Учить детей составлять предложения из 4-5 слов (с предлогами) по сюжетной картинке, используя схему предложения.
  2. Продолжать учить придумывать и называть слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов, используя схему слова.
  3. Упражнять в умении решать примеры в пределах 10 на прибавление и вычитание.
  4. Закреплять знания о своем городе, республике, стране.
  5. Совершенствовать связную речь.
  6. Развивать логическое мышление, память, активность, умение разгадывать кроссворды.
  7. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и начала экологической культуры – осознанно-правильное отношение к окружающей природе.
  8. Воспитывать ответственное отношение к деятельности, организованность, дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам.

Планируемый результат: решение поставленных задач, закрепление имеющихся знаний.

Методы и приемы.

Словесные: вопросы, ответы, уточнения, дополнения, напоминания, диалог, исправления, объяснения, поощрение, художественное слово, задания “ Придумай слово по схеме”, “Придумай предложение по схеме”, пальчиковая гимнастика “Кулачки мы вместе сложим”, оценка качества работы.

Наглядные: макет с изображением островов, кораблик, схемы слов и предложений, кроссворд, магнитофон, аудиозапись, методическое пособие “Береги родную природу”, песочные часы, посылка, фишки, конверт с вопросами, капитанская фуражка.

Игровые: путешествие; игры “Где мы живем”, “ Ответь правильно”; задания “Составь предложение по схеме”, “Придумай слово по схеме”; пальчиковая гимнастика “Кулачки мы вместе сложим”; физкультминутка “Танец маленьких утят”; сюрпризный момент – почтальон принес посылку.

Практические: игровое упражнение “Соедини точки”; дидактическое упражнение “Реши примеры”; упражнение “Оцени себя сам”; физкультминутка.

Словарная работа: острова, обитатели, страна Россия, республика Татарстан, грамматика, кроссворд, по горизонтали, по вертикали, служба газа, пожарная служба, служба спасения МЧС (112), пешеход, пассажир, полиция, слог, слово, предложение.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты мира, альбомов “Транспорт”, “Наш город”; дидактические игры “Живые слова”, “ Слоговое домино”, “Азбука дорожного движения”, “Назови знак”, “Не ошибись”, “Правила поведения в лесу”; разучивание пальчиковой гимнастики “Кулачки мы вместе сложим”; чтение книги “Важные уроки по правилам дороги”; индивидуальная работа; беседы о жизни и здоровье человека, о странах мира; знакомство с кроссвордом; составление конспекта; подготовка материала к занятию (с привлечением детей).

Раздаточный материал: листочки бумаги с точками и цифрами, сюжетные картинки, карточки с примерами, цветные карандаши.

Индивидуальная работа: воспитывать выдержку у Виталика, Ксении, Саши; подбор вопросов для более сильных и слабых детей; активизировать Айдара, Кристину.

Организация детей: сидя за столами; на ковре.

Структура НОД:

I часть. Организационный момент. Создание эмоционально- положительного фона. Объявление темы занятия. Рассматривание макета со сказочными островами.

II часть. Игровое упражнение “Соедини точки”.

Д/и “ Где мы живем?”.

Цель: закреплять знания детей о родном городе, своей республике, стране. Загадывание загадки.

III часть. Остров “Грамматики”.

Задание “Придумай слово по схеме”.

Цель: учить подбирать слова из 4-5 слогов, соответственно схеме.

Задание “Составь предложение по схеме”.

Цель: учить составлять предложения из 4-5 слов с предлогами, соответственно схеме.

IV часть. Остров “ Математиков”.

Пальчиковая гимнастика “Кулачки мы вместе сложим”.

Цель: развивать тонкую моторику, зрительное внимание и восприятие. Профилактика нарушений письменной речи.

Дидактическое упражнение “Реши примеры”.

Цель: упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

V часть. Остров “Отдыхай-ка”.

Физкультурная минутка “Танец маленьких утят”.

Цель: cнять физическое напряжение и усталость.

VI часть. Остров “Размышляй-ка”.

Решение кроссворда: отгадывание загадок.

Цель: развивать логическое мышление детей.

VII часть. Остров “Любознай-ка”:

Игра “Ответь правильно”.

Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, основах безопасности жизни. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и к жизни в целом.

VIII часть. Остров “Детский сад”:

Упражнение “Оцени себя сам”.

Цель: учить детей давать оценку себе и товарищам. Быть объективным в оценивании других, способствовать развитию дружбы и коллективизма.

IX часть. Итог занятия.

Сюрпризный момент – почтальон приносит посылку.

Ход НОД

Воспитатель: Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие, но не одни, а вместе с вашими родителями и воспитателями из других групп, которые пришли к нам в гости. Расскажем и покажем как мы умеем заниматься: ясно и четко, не торопясь, говорить; внимательно, не перебивая, слушать друг друга; думать, рассуждать, отвечать полным ответом. Я прошу всех быть внимательными, вспоминать все, чему учили на занятиях, о чем беседовали, читали.

Воспитатель: Поприветствуйте наших гостей! (Ответы детей: доброе утро, добрый день, здравствуйте!)

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады встрече с вами. Приглашаем Вас в путешествие по стране знаний вместе с нами. Эта страна состоит из небольших островов (показывает на макете - рисунок). На каждом из них живут сказочные обитатели – волшебники. Они любят принимать гостей и задавать им разные вопросы и предлагать задания. Я надеюсь, что это путешествие будет для всех очень интересным. Поэтому, дети, сегодня вам пригодятся все ваши знания. За каждый правильный ответ вы получите фишку. Вы готовы? (Ответы детей: да!)

Воспитатель: На чем можно отправиться в путь? (Ответы детей: на пароходе, на самолете, на велосипеде, на катере, на поезде).

Воспитатель: А на чем отправимся мы с вами, вы узнаете, когда выполните задание.

Перед вами лежат листы бумаги. Обратите внимание – там проставлены точки с цифрами. Вы должны соединить линиями точки от 1 до 12, а в конце соединить последнюю точку с первой.

(Приложение 1).

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Что получилось? (Ответы детей: корабль). На чем отправимся в путешествие? (Ответы детей: На корабле).

Воспитатель: Сели удобно. Приготовились! Сейчас мы с вами находимся на острове “Детский сад”. Вот этот остров. ( Воспитатель показывает на макете).

Воспитатель: В каком городе мы с вами живем? (Ответы детей: мы живем в городе Нижнекамске).

Воспитатель: В какой республике находится город Нижнекамск? (Ответы детей: в республике Татарстан).

Воспитатель: Назовите столицу Республики Татарстан? (Ответы детей: столица Республики Татарстан – город Казань).

Воспитатель: В состав какой страны входит Татарстан? (Ответы детей: республика Татарстан входит в состав России (показ на глобусе или карте).

Воспитатель: Молодцы! Вы все знаете о своей Родине. Тогда начнем наше путешествие. Отгадайте загадку:

Он на мостике стоит и имеет грозный вид, управляя кораблем,
А бинокль всегда при нем.

(Ответы детей: это - капитан. Он управляет кораблем. У него есть бинокль.)

Воспитатель: Правильно. Я думаю, нам тоже нужно выбрать капитана, который поведет наш корабль по морям, по волнам. Кого вы хотите “назначить” капитаном нашего корабля? (Дети выбирают капитана. Он надевает фуражку). Теперь все в порядке!

Капитан: Отдать швартовы! Полный вперед! Наш курс лежит к ближайшему острову! ( Продвигает кораблик по макету к следующему острову).

Воспитатель:

Вы знаете, на острове чудесная страна!
Хотя, в страну Грамматики дорога и трудна,
Но любят все грамматику и крепко дружат с ней,
С высот страны Грамматики дороги в мир видней.

Воспитатель: Жители острова Грамматики предлагают вам первое задание: “Придумай слово по схеме”. (Воспитатель поочередно выставляет на доску схемы слов из 1, 2, 3, 4-х слогов (Приложение 2).

(Ответы детей: один слог - кит, лук, мост; два слога - ки-но, цве-ты, го-род; три слога - мо-ло-ко, те-ле-нок, ка-ран-даш; четыре слога- маг-ни-то-фон; че-ре-па-ха).

Воспитатель: Молодцы! Много слов назвали.

- Следующее задание. Возьмите сюжетную картинку и составьте предложение, используя схему, которая представлена на доске. (Приложение 3)

(Ответы детей: “Мама пришла с работы”, “Цветы стоят в вазе”, “Дети идут в школу”).

Воспитатель выставляет схему предложения из пяти слов с предлогом (Приложение 4) (Ответы детей: “В вазе стоит красивый букет”, “На дереве сидит стая птиц”, “В детском саду много детей”).

Воспитатель: Хорошо! Все справились с заданием. Интересные предложения придумали.

Пока мы плывем к следующему острову, предлагаю отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика: “Кулачки мы вместе сложим”.

Кулачки мы вместе сложим, нашим пальчикам поможем, (сжать пальцы в кулачок).
Разогнуться и подняться, (разжать кулачок),
И друг с другом повстречаться. (соединить подушечки пальцев).

Воспитатель:

Математика сложна, но скажу с почтением:
Математика нужна всем, без исключения!

Воспитатель: Жители острова “Математики” предлагают вам показать свои математические знания. Возьмите карточки, за 2 минуты вы должны решить примеры.

(Воспитатель ставит песочные часы, во время работы детей следит за их осанкой, осуществляет индивидуальный подход, использует предвосхищающую оценку, дает фишки тем, кто правильно выполнил задание).

Воспитатель: Прекрасно! Все дети справились с заданием. Продолжаем наше путешествие.

Капитан: “Полный вперед! (Продвигает кораблик по макету). На горизонте остров “Отдыхай-ка”!

Воспитатель: А жители этого острова любят танцевать и веселиться. Хотите потанцевать вместе с ними?

Физкультминутка: “ Танец маленьких утят”.

Воспитатель: Пока мы отдыхали, корабль доставил нас к острову “Размышляй-ка”. Жители этого острова уже давно никак не могут разгадать кроссворд. Поможем им? (Ответы детей: да!)

Воспитатель: Сначала вспомним, что такое кроссворд? (Ответы детей: кроссворд – это несколько слов, которые располагаются по горизонтали и по вертикали и пересекаются между собой). (Приложение 5)

- Совершенно верно! Начинаем разгадывать кроссворд, слушайте внимательно!

- Первое слово по горизонтали – это народная примета, которую мы хорошо знаем, а звучит она так:

Увидел …, весну встречай! (Ответы детей: грач).

- Второе слово по горизонтали означает то, о чем говорится в загадке:

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Ответы детей: почки).

- Третье слово по горизонтали означает название одного из времен года. (Ответы детей: весна).

- Последнее слово по вертикали:

Бегу я, как по лесенке, по камешкам звеня.

Издалека по песенке узнаете меня. (Ответы детей: ручеек).

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали все загадки и быстро решили кроссворд. Мы можем продвигаться к следующему острову “Любо-знай-ка”. Его жители очень любознательные и тоже приготовили для вас вопросы. Постарайтесь на них ответить.

Игра “Ответь правильно”.

Воспитатель: Кто знает пословицы о правилах дорожного движения?

(Ответы детей: “Гляди в оба, да не разбей лоба”, “Ехал прямо, да попал в яму”, “Тише едешь – дальше будешь”, “Опасайся бед, пока их нет”).

- Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

(Ответы детей: это светофор).

- А если нет светофора, кто поможет перейти улицу?

(Ответы детей: регулировщик).

- Что означают сигналы светофора? (Ответы детей: красный – стой, желтый – жди, а зеленый – проходи).

- Если свет зажегся красный – значит двигаться … (Ответы детей: опасно).

Желтый свет – предупреждение: жди сигнала для … (Ответы детей: движения).

Свет зеленый говорит – пешеходу путь … (Ответы детей: открыт).

Воспитатель: Расскажите о правилах перехода через улицу. (Ответы детей: переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора. Переходить улицу можно только со взрослыми. Можно только по пешеходному и подземному переходу).

Воспитатель: Вспомните правила поведения в общественном транспорте.

(Ответы детей: нельзя мешать другим пассажирам. Нельзя отвлекать водителя во время движения транспорта, а то может случиться авария. Нельзя бегать в автобусе, потому что можно упасть и получить травму. Надо уступать место пожилым людям и мамам с маленькими детьми. Не высовываться из открытых окон транспорта – можно получить травму).

- И еще есть вопросы, также касающиеся вашей жизни и здоровья:

1. Если появился сильный дым – набери по телефону … (Ответы детей: 01).

2. Если вдруг в квартиру ломится чужой,
Громко угрожает и стучит ногой,
Говорит плохие, страшные слова,
Позвони скорей в полицию по № … (Ответы детей: 02).

3. Если вдруг ты сильно захворал,
Простудился или ногу ты сломал,
В тот же миг по телефону набери
Номер скорой помощи… (Ответы детей: 03).

4 . Если дома вдруг запахло газом
То тогда звони ты сразу… (Ответы детей: 04).

4. Куда нужно звонить, если у вас заклинило дверь, или вы заблудились в лесу? (Ответы детей: в службу спасения – МЧС № 112).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения людей в городе, а умеете ли вы вести себя на природе? На столе лежат иллюстрации. Нужно выбрать любую и объяснить, о чем говорит ее содержание. (Дети выставляют иллюстрацию на мольберт и рассказывают: “Нельзя в лесу разорять птичьи гнезда и муравейники”, “Нельзя уносить животных домой – они будут скучать, заболеют и погибнут”, “В лесу надо ходить тихо”, “Нельзя разжигать костер, потому что будет пожар и сгорит лес”).

Воспитатель: Я думаю, что жители сказочных островов остались довольны вашими ответами, а нам пора возвращаться в родной Нижнекамск, в свой детский сад.

Капитан: “ Отдать швартовы! Право руля! Полный вперед!”

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Вам понравилось путешествие? (Ответы детей: Да!)

- Кому было трудно? (Легко?).

- В чем испытывали затруднения? (Ответы детей: трудно составлять предложения по схемам).

- Чьи ответы нас сегодня порадовали? (Ответы детей: сегодня даже Яна и Айдар отвечали на вопросы).

- А кто нас удивил? (Ответы детей: Коля лучше всех умеет танцевать).

Воспитатель: А сейчас начнем подсчет фишек и узнаем, кто сегодня из вас был самым активным. Поднимите руки те дети, у кого 1 фишка? ( 2, 3, 4 фишки…)

- Чаще всех отвечали на вопросы: Таня – у нее 9 фишек, у Миши – 8, а у Кати – 7. Молодцы! Я надеюсь, что в следующий раз все будут также стараться.

Воспитатель: Дети! Пока мы с вами возвращались в детский сад, нам почтальон принес посылку. Саша, прочитай, откуда посылка, кто ее нам прислал?

Саша (читает): “От жителей сказочного острова”.

Воспитатель: Что же они могли прислать нам? (Открывает, достает из посылки книгу):

“Сказки народов мира” - прекрасный подарок!

Воспитатель: Спасибо, дети, мне было приятно путешествовать вместе с вами, надеюсь, нашим гостям тоже. А теперь можете отдохнуть и посмотреть новую книгу, а потом мы начнем ее читать.

Литература

  1. Т.А.Шорыгина. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – Москва: Издательство “Книголюб”, 2008.
  2. Н.В.Нищева. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – январь. – Санкт-Петербург: Издательство “Детство – Пресс”, 2008.
  3. Л.З.Галиуллина, Д.Г.Мансурова, С.Г.Хисамутдинова. Программа по обучению детей русскому языку. – Набережные Челны, 2004. Печатается по решению Ученого совета института непрерывного педагогического образования города Набережные Челны. .
  4. О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. / Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – Санкт-Петербург: Издательский дом “Литера”, 2009.
  5. Т.М.Енакай, Г.Ш.Мазитова, В.З.Шигапова и др. Природа и ребенок. // Программа экологического образования дошкольников. – Казань: РИЦ “Школа”, 2011.
  6. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
  7. Т.Д.Кузьмина, Е.В.Баева. Важны уроки по правилам дороги. – Нижнекамск: ИПЦ “Гузель”, 2009.
  8. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. Развитие речи детей 6-7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – Москва: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2011.
  9. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Быстрое обучение чтению. Читаем по слогам: времена года: рассказы, стихи, приметы. 1-й класс. – Москва: ООО “Издательство Астрель”, 2009.