Тема урока "Повторение орфограмм в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи урока.

  • Повторение изученных орфограмм.
  • Вспомнить способы, приемы подбора проверочных слов: изменение слова, подбор однокоренных слов.
  • Повторить известные детям случаи употребления в словах мягкого знака: как показатель мягкости согласных, разделительного мягкого знака.

План урока

Сегодня ребята у нас с вами будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране, которая называется “Русский язык”. Двигаться мы будем по карте, на веселом паровозике и на каждой станции этой необычной страны, нас ждут увлекательные задания, которые вы будите выполнять. Для этого вас разделили на тир команды. Каждая станция имеет свое название. Оно соответствует теме орфограммы. За каждый правильный ответ отвечающая команда будет получать фишку. Победит команда, набравшая наибольшее количество фишек.

Итак, в путь! (Звучит музыка из мультфильма “Паровозик из Ромашково”)

На первой станции название закрыто. Послушайте веселое стихотворение и отгадайте орфограмму, по которой названа эта станция.

У доски (Б. Лукс)

Вызвал внезапно учитель к доске, -
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует:
- Окно.
Мелом пишу на доске я:
“Акно”.
Слышу, как шум поднимается в классе:
- Надо писать через о, через а…
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!

Вопросы.

Какое правило не выучил ученик?

Как надо писать слово окно? Почему?

Как проверить написание безударных гласных в корне слова?

Вы отгадали название станции (учитель открывает название).

Задание для команд “Волшебная яблоня”

На доске рисунок яблони с пятью яблоками (А, О, И, Е, Я) и слова:

З..мля

В…лна

Пл…сать

Ш…лун

П…терка

З…рно

С…мья

Зв..нить

Л…сток

На этой яблоне кроме обычных яблок, выросли еще пять. Это яблоки непростые. Видите: они крупнее остальных, и на них написаны буквы. Сорвать яблоки может тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах, и докажет это подбором проверочных слов.

Каждая команда может выбрать по три любых слова. За правильный ответ команда получает фишку.

Вторая станция (звучит музыка)

Мы прибыли на станцию с названием “Безударные гласные, непроверяемые ударением”.

Вопросы.

Как называются такие слова?

Возможный ответ: словарные слова.

Что нужно сделать, чтобы писать такие слова правильно?

Возможный ответ: запомнить написание слова, воспользоваться словарем.

Задание командам

Отгадайте загадки и правильно напишите отгадки.

1. Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене.
Найдется сразу дело мне.

Ответ: лестница.

2. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.

Ответ: горох.

3. Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята,
Кто окно разрисовал?

Ответ: мороз.

На доске вывешивается картинка с ответом, если ребенок ответил верно.

Третья станция (звучит музыка)

“Правописание согласных в корне слова”

Игра с карточками.

Из каждой команды вызывается по одному игроку. Детям раздаются карточки, на которых буква “с” с одной стороны, с другой “з”.

При чтении слов участники должны поднимать карточку с той буквой, которую следует писать в названных словах.

Слова для игры: сказка, занавеска, замазка, маска, краска, березка, прическа, завязка, низко, близко, скользко.

За правильный ответ ученик получает фишку для своей команды.

Физкультминутка

Игра на внимание “Делай, как я!”.

Четвертая станция (звучит музыка).

“Непроизносимые согласные”

Послушайте стихотворение.
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, не ясно вам…
Чтобы знать, как написать
Надо слово изменять.
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

Вопрос:

Можно ли назвать это стихотворение правилом для этой орфограммы? (Чтение стихотворения повторно)

Задание.

Командам раздаются карточки со словами. Необходимо написать к ним проверочные слова. Каждая из команд проверяет команду соперников.

1 команда.

Местный - …, хвастливый - …, звездный - …, капустница - … .

2 команда.

Вкусный - …, сердце - …, поездка - …, частный - … .

3 команда.

Наездник - …, крепостной - …, чудесный - …, доблестный - … .

Пятая станция (звучит музыка)

“Буква Ь в середине и в конце слова”

Ответьте на хитрый вопрос: чем оканчивается день и ночь? (Если детям будет трудно ответить на этот вопрос, можно обратить внимание на тему урока)

Вопрос-шутка: в каком слове семь букв Я и один разделительный Ь?

Для чего нужен Ь знак?

На доске рисунок поезда со словами.

Задание.

Перед вами самый необычный поезд: паровоз и вагоны состоят из слов. Все они пишутся с Ь знаком на конце, или в середине слова. Чтобы узнать их надо вставить пропущенные буквы. Что это за слова? Победит та команда, которая первая правильно подберет все слова.

Возможные варианты: апрель, кисель, метель, мебель, табель, портфель, писатель, моль, пыль, быль, июль, тюль, пальто, кольцо, пальцы, пальма, килька, медаль, педаль, гвоздь, гроздь, кашель, капель.

На задание дается три минуты. Подводятся результаты.

Задание.

Послушайте пословицу.

Без терпенья нет ученья и уменья.

Пусть каждая команда в этой пословице найдет по одному слову с разделительным мягким знаком, повторять слова нельзя.

Выслушиваются ответы. Для проверки пословица пишется на доске.

На этом наше путешествие в страну Русского языка заканчивается. Вспомните, про какие орфограммы русского языка мы сегодня вспоминали? Какие орфограммы вы еще знаете? Орфограммы необходимо знать каждому человеку для того, чтобы….

Продолжите фразу!

Возможные ответы: чтобы быть грамотным, правильно писать слова, грамотно строить предложения.

Подводятся итоги игры. Команда, получившая наибольшее количество фишек, награждается грамотой “Знатоки русского языка”.