Программное содержание:
- продолжить учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану, который дается в непринужденной форме;
- упражнять в подборе определений, сравнений к названному слову (зима, снежинки, снег, зимний лес);
- упражнять в отчетливом, выразительном чтении стихов о природе, передавая настроения и чувства;
- при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;
- вызвать желание к составлению сказок, интерес к занятию.
Материал: круг, разделенный на 4 части (зима, весна, лето, осень); белая шаль для зимы; снежинки из такни; картины с изображением зимней природы; белая снежная дорожка; буквы (зима волшебница); аудиозапись Чайковского «Времена года».
Предварительная работа:
- Заучивание стихов о зимней природе Есенина, Сурикова, Тютчева, Пушкина, Григорьева.
- Чтение стихов Никитина «Зимняя ночь», «У кого какой дом?», Григорьева «Синица», «Снежинки».
- Беседы и отгадывание загадок о зимних явлениях (снег, мороз, метель, вихрь, снежинка, снежная туча).
- Чтение и обсуждение рассказов В. Сухомлинского «Как синичка меня будит», «Жизнь птиц зимой», чтение и пересказ сказки «Ветер, солнце и мороз»; рассказ Григорьевой «Каток».
- Заучивание потешек, пословиц, поговорок о зиме.
- Рассматривание иллюстраций и чтение книги А. Баркова «На ранней зорьке: Проказы матушки зимы. Зимующие птицы».
- Составление описательных рассказов о зимних явлениях природы, описания птиц и животных.
- Наблюдения в природе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
– Ребята, а вы знаете, что я волшебница? Не верите? А я вам сейчас докажу. Я заколдую каждого из вас, дотронусь своей волшебной палочкой, вы все закроете глаза и откроете их только тогда, когда услышите чьи-то таинственные голоса. Договорились? Итак! Я волшебница лесная, дотрагиваюсь до вас своей волшебной палочкой и вы засыпаете.
Дети стоят с закрытыми глазами, в это время воспитатель расставляет круг с 4 секциями (Зима, весна, лето, осень), на них предметы соответствующие временам года.
– Я расколдую вас!
– Ребята, а куда это мы с вами попали? Что это за
полянка?
Воспитатель предлагает детям послушать загадку:
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крыши ваши.
Теплою весной придут ветра
И меня погонят со двора.
Что это? (Зима)
– Вот сегодня мы с вами и остановимся на зимней
полянке. Посмотрите, как снег украсил деревья! (показывает
на картинки) Как красиво кругом! Послушайте,
как музыканты в музыке отражают красоту зимней
природы.
Ребята, не только музыканты и композиторы
восхищаются красотой зимней природы, но ею
любовались и восхищались поэты: Суриков, Тютчев,
Пушкин.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
(А.С. Пушкин)
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А.С. Пушкин)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф.И. Тютчев)
– Вспомните стихи этих поэтов и прочитайте их (Дети
читают стихи).
– Ребята, а как называют зиму русские поэты? (Волшебница,
матушка, чародейка).
– Ребята, подумайте какими словами можно сказать
о зиме? Какая зима? (Снежная, сказочная,
волшебная…)
– А сейчас протяните ладошки. Снежинки падают,
падают. Какие снежинки? (Ажурные, легкие…)
– Ребята, а снег все идет и идет. Земля покрылась
снегом, словно белым пушистым одеялом. А какими
словами можно сказать про снег? Какой снег? (Белый,
пушистый, холодный…)
– Ребята, а сейчас мы поиграем в сказку о том, как в лес пришла зима (играют в сказку).
Сказка о том, как в лес пришла зима.
– Вместе вы – лес. Каждый из вас – дерево. (Дети
распределяются по группе, поднимают руки вверх –
они деревья).
– Как много деревьев в лесу! Все они разные и
такие красивые!
– Итак, однажды пришла в лес Зима. (Под звуки
колыбельной накидывает на плечи пуховый платок,
ходит между детьми, изображая зиму).
Зима пришла с ледяным ветром. Зима пришла с
пушистым снегом. Бродила зима по лесу, укрывала
деревья, кусты, траву снегом и шептала:
«Засыпайте деревья, засыпайте, скоро ударят
сильные Морозы. Только сон сможет уберечь вас
от них, только сон сохранит вам жизнь. Спите
деревья, спите» (накрывает каждого ребенка
салфеткой (снежинкой), сделанной из
накрахмаленной ткани).
Слушали деревья, убаюкивающий голос зимы, и
засыпали. (Дети деревья складывают ладошки,
кладут на них голову, закрывают глаза, Убаюкала,
усыпила зима деревья, кусты и травы, укрыла их
снежным одеялом).
Постаралась волшебница зима, укутала лес в
снежное покрывало, посеребрила ветки деревьев.
Уснул лес.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихи о зиме. Дети читают стихотворения.
Чтение стихов.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.(И. Суриков)
И стоит он, околдован,—
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...(Ф.И. Тютчев)
– Ребята, а какими словами можно сказать о лесе, какой лес зимой? (спящий, дремучий, заколдованный…)
Физкультминутка «Снежок»
– А сейчас подойдите сюда, полюбуйтесь красотой зимней природы (обращают внимание на картины).
Воспитатель читает стихотворение:
Лесная тишь полна своих чудес.
Ты перед сказкою стоишь,
А сказка это зимний лес.
Затем воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики.
– Сегодня мы с вами будем придумывать сказки на тему «Зимний лес – полон сказочных чудес». Так как я лесная волшебница, то я дотронусь до вас волшебной палочкой, и вы заснете. И увидите сон. Он яркий цветной, сказочный. Вы спите. Вам снится сон – сказка «Зимний лес – полон сказочных чудес». Вам снится сон, вы в зимнем лесу. Надо рассказать:
- О красоте зимнего леса
- Что происходило в лесу
- С кем вы встретились
- О чем разговаривали
- Чем закончился ваш сон
- Какое было у вас настроение после того, как вы проснулись
План повторяется 2 – 3 раза. Играет легкая музыка, дети «спят» и «видят» сон – сказку. Воспитатель ждет. Затем говорит:
– Я расколдовываю вас. Вы проснулись. И сейчас вы будете рассказывать сказку, которую видели во сне. Рассказывать надо живо, интересно.
Заслушиваем 6-7 сказок, с оценкой в конце всех сказок детьми и воспитателями. Затем воспитатель предлагает детям сделать книгу с придуманными детьми сказками и выполненными ими иллюстрациями к сказкам.
– А сейчас давайте подарим Зиме слово «волшебница».
Дети украшают буквы снежинками и составляют «ЗИМА ВОЛШЕБНИЦА» на зимней поляне. Зима благодарит детей и дарит им книгу «Времена года» (Приложение 1)
– Продолжайте придумывать сказки. Лес красив во все времена года.
Воспитатель предлагает детям спеть песенку «Метелица».
(Видеоматериалы к статье спрашивайте у автора статьи. Прим. ред.)