Программное содержание:
- совершенствовать мыслительные операции: обобщение, классификацию, исключение;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
- упражнять в соотнесении существительных мужского, среднего, женского рода с притяжательными местоимениями: мой, моя, мое, мои;
- упражнять в выделении звука «М», «М*» в начале, середине, конце слова;
- упражнять в умении делить слова на слоги (два, три, четыре);
- упражнять в выделении звуков, их названии (твердый, мягкий согласный, гласный), заменять звуки буквами и читать полученное слово.
Материал:
- Игрушка – медведь, корзинка, мяч.
- Ромашки 10 видов (птицы, лесные цветы, садовые, перелетные птицы, дикие животные, деревья и т.д.).
- Картинки – отгадки к сказкам;
- 4 домика (он – мой, она – моя, оно – мое, они – мои).
- Елка с игрушками (картинки – елочные игрушки со звуком «М», «М*»).
- Схема слова «роза» (звуки, буквы).
- Картина «День рождения Даши и Никиты с игрушками».
- Карточки с картинками (герои сказок).
- Воздушные шары, надутые гелием.
- Диск «Голоса птиц».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
– Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
– А хотите попасть в страну сказок? (Ответы
детей)
– Тогда крепче держитесь, полетим в страну
сказок на воздушных волшебных шарах.
Дети «летят» под музыку вокруг зала.
Воспитатель:
– По волшебному пути в сказку можем мы войти.
– Музыка сейчас раздастся, в сказку нам попасть
удастся.
Дети опускают шарики, звучит фонограмма с пением птиц.
Воспитатель:
– Ребята, чьи это голоса? Где их можно услышать?
(Ответы детей)
– Да, мы ребята с вами попали на лесную поляну!
Посмотрите, как красиво вокруг! Давайте поиграем
в игру: «Кто как кричит?»
Дети играют в игру с мячом:
Воробей – чирикает;
Кукушка – кукует;
Голубь – воркует;
Сорока – трещит;
Соловей – поет, щелкает, заливается;
Дятел – стучит;
Сова, филин – ухает;
Ласточка – щебечет;
Журавль – курлычет;
Глухарь, тетерев – токует, и т.д.
– А сейчас садитесь на полянке и послушайте загадку:
«А дорога – далека, а корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»
– Ребята, в какую сказку мы попали? (Маша и
медведь)
– А вот и медведь с корзинкою. Он просит нас
собрать разные слова в эту корзинку.
– Ребята, а какие бывают слова? (Короткие и
длинные)
– А чем отличается короткое слово от длинного? (В
коротком слове мало звуков, а в длинном – много)
– Придумайте короткие слова о природе, лесе. (Дуб,
лес, клен, еж, лист, грач и т.д.)
– Придумайте длинные слова о природе. (Тропинка,
дорога, насекомые, береза, подосиновик, земляника
и т.д.)
– Ребята, пока мы собирали слова, поднялся ветер
и сорвал лепестки с цветов.
– Давайте соберем ромашки. (Дети выполняют
задание)
Дети берут по одной серединке, на которых изображены насекомые, цветы, дикие животные, птицы и т.д. Дети подбирают соответствующие лепестки.
– Как ты составил ромашку? А ты? А ты?
Воспитатель загадывает детям загадку:
Красна девица грустна: Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
– Как называется эта сказка?
– А вот и сама Снегурочка! Она просит расселить
ее жителей – друзей по домикам (он, она, оно, они)
(он – мой, она – моя, оно – мое, они – мои).
Дети подбирают картинки и расселяют их.
Снегурочка хвалит детей и предлагает украсить елку для зверей игрушками, в названии которых есть звук «М».
Физкультминутка
– Ребята, закройте глаза и представьте, что вы звери и у вас красивые хвосты.
Собрались животные на лесной полянке и любуются своими хвостами. Хвастаются и спорят, у кого хвост самый красивый. И каждый старается, как можно красивее рассказать о своем хвосте. Как можно иначе назвать красивый хвост? (Прекрасный, замечательный, чудесный, роскошный, маленький, пригожий, великолепный, восхитительный, миленький и т.д).
Загадка:
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
Кто читал такую книжку знает девочку
малышку! (Дюймовочка)
Появляется картинка. Дюймовочка предлагает по схеме отгадать слово.
– Отгадайте по этой схеме мое слово:
Дети подбирают разные слова (луна, вода, вата, Даша, зубы и т.д.) Отгадывают слово «роза».
– Сколько звуков в этом слове? Назовите их? (Твердый
согласный, гласный, твердый согласный, гласный).
– Замените звуки буквами: Р О З А (Дети читают
слово «роза»)
– Ребята, Дюймовочка просит помочь ей. У ее
друзей Никиты и Даши день рождения. Она просит
подарить им игрушки.
– Определите, пожалуйста, сколько слогов в имени
ДАША и в имени НИКИТА (2 и 3)
– Ребята, подарите Даше игрушки, в названии
которых 2 слога, а Никите – 3 слога.
– Какие игрушки мы не подарили? Почему? (Потому,
что в этих словах по 4 слога)
Загадка:
У отца был мальчик странный: необычный, деревянный.
Но любил папаша сына – шалунишку… (Буратино).
– Буратино приготовил для нас волшебные
картинки, которые помогут нам встретиться с
героями сказок. Садитесь за столы. Посмотрите на
картинку, определите первый звук и поставьте под
картинкой.
– Сколько звуков в твоем слове?
– А в твоем?
– Назови первый звук, третий, последний.
– Назови и расскажи о втором звуке, пятом и т.д.
– А сейчас звуки замените буквами и прочитайте
слово.
Дети читают (Карабас, Золушка, лисичка и т.д.)
Воспитатель спрашивает всех детей.
– Ребята, вот мы и встретились с героями разных сказок в стране сказок. Ребята, а сейчас нам пора в детский сад. Возьмитесь за ниточку закройте глаза, и крепче за нее держитесь!
Воспитатель говорит слова:
– Раз, два, три – чудо произойди! (В это время воспитатель разрезает связку шаров).
Дети открывают глаза, и у каждого оказывается
в руках один шарик.
Дети с шарами идут по залу с песней «Сказка,
сказка, приходи!» (слова и музыка Е. Соколова)
– Ребята, герои сказок остались довольны вами.
До свиданья, страна Сказок!
– До новых встреч!