Урок-игра по теме "Гидросфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели:

  • пробуждение интереса к географии, поиску дополнительного материала;
  • закрепить знания, полученные при изучении темы;
  • развитие познавательных способностей учащихся;
  • развитие чувства коллективизма и навыков командной игры;
  • раскрытие и развитие творческих способностей в ходе подготовки к игре;
  • выявление ребят, интересующихся географией;
  • развитие умений и навыков работы у карты;
  • воспитание чувства бережного отношения к воде.

Оборудование: карта мира; атласы на столе у каждой команды; мультимедийная установка с игровым табло; визитки с названиями команд “Дельфин”, “Медуза”, “Акула”, “Кит”; фишки-кораблики.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

- Вы изучили тему “Гидросфера” и сегодня мы проведем урок обобщения в игровой форме.

У нас 4 команды: (приветствуем их аплодисментами)

Команда “Дельфин” - добрые, отзывчивые.

Команда “Акула” - смелые, выносливые.

Команда “Медуза” - нежные, терпеливые.

Команда “Кит” - храбрые, смелые.

На экране задания для 4 команд, дается 20 секунд на обсуждение. Затем вы по очереди отвечаете и за правильный ответ получаете фишку-кораблик (балл). Та команда, которая наберет большее количество фишек и будет победительницей. Можете подсказывать, помогать своему товарищу по команде, то есть оказать помощь, а если не справитесь, то соперники помогут дать правильный ответ. А значит и фишка (балл) перейдет к ним. (Команды по очереди отвечают, учитель вручает фишки).

Слова учителя о воде

Безбрежен и велик Мировой океан. Неимоверно грозным является он людям в часы ненастий и кажется тогда, что нет силы, которая справилась бы с могучей причиной. Увы! Это впечатление обманчиво. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанской среде вещества, которые отравляют воду, уничтожая живые организмы.

Недаром 22 марта отмечается Всемирный день воды. Это мероприятие впервые было проведено в 1992г. в рамках конференции ООН по окружающей среде и развитию объединенных наций. Генеральная Ассамблея ООН объявила, что ежегодно 22 марта должны проводиться мероприятия, связанные с охраной и развитием водных ресурсов. И сегодняшний урок - это маленький вклад по охране вод.

Ведь наши предки - славяне обожествляли воду, поклонялись ей. Многие праздники были связаны с водой: Чистый четверг, крещение младенцев, День Ивана Купалы, и даже в свадебных обрядах использовалась вода.

В последнее время возник острый дефицит пресной воды, так как он связан с загрязнением водоемов промышленными и бытовыми стоками, нефтью, тяжелыми металлами. Страны, которые имеют достаточный запас пресных вод, также сталкиваются с проблемой загрязнения водоемов. Глобальное потепление климата и изменение в связи с этим гидрологического цикла делают проблему пресных запасов более острой. Важнейшая мера по охране водных ресурсов - это бережное их расходование. Наиболее эффективный путь защиты от загрязнений - это создание безотходного производства, а также фильтры, отстойники, биофильтры, добавление реагентов в сточные воды, химическая защита.

1 тур Не зная броду, не лезь в воду”

(проверить основные понятия по теме)

Дельфины

1. Что такое гидросфера?

2. Что такое остров? Какой остров на Земле самый большой?

3. Что такое исток?

4. Какие воды называют грунтовыми?

Акула

1. Что такое море?

2.Что такое полуостров? (Покажите на карте п-ова: Аравийский и Камчатку)

3. Что такое устье?

4. Что такое пойма?

Медуза:

1. Что такое залив? (Покажите Бенгальский и Бискайский заливы)

2. Что такое архипелаг?

3. Что такое озеро?

4. Что называют речной системой?

Кит:

1. Что такое пролив? (Покажите на карте Гибралтарский и Дрейка).

2. Что показывает соленость воды? Единица измерения?

3. Что такое ледник?

4. Что такое половодье?

2 тур “Капитан, капитан, улыбнитесь…”

(капитаны дают ответ на географические загадки)

Дельфины:

Я сибирская река
Широка и глубока
Букву “е” на “у” смени
Стану спутником Земли. (Луна)

Акула:

Я укрываю самолеты,
Когда кончаются полеты.
Но ты поставь союз со мной
И стану бурной я рекой. (Ангара)

Медуза:

На дне реки, в прохладной тьме
Скрываюсь я века
Но вот ты “н” добавил мне -
И я уже река . (Нил)

Кит:

К торжественному крику
Прибавь согласный звук,
Чтоб речка протянулась с севера на юг. (Урал)

3 тур “Один за всех и все за одного”

(каждая команда описывает географическое положение водного объекта по плану)

Дельфин: Река Лена. 1. Исток. 2. Устье. 3. Притоки. 4. Питание реки.

Акула: Озеро Байкал . 1. Котловина. 2. Сточное или бессточное. 3. Глубина и особенности.

Медуза: Берингово море. 1. На каком материке находится? 2. Бассейну какого океана принадлежит? 3. Внутреннее или окраинное?

Кит: Красное море. 1. На каком материке находится? 2. Как связано с океаном? 3. Внутреннее или окраинное. 4. Соленость моря.

4 тур “Литературная география”

Учитель: В школьной программе многие предметы взаимосвязаны. На примере следующего конкурса вы проследите связь географии с литературой. Итак, вам предстоит отгадать загадки и вставить пропущенное слово в пословицу, объяснив ее смысл.

Дельфин: 1. Кругом ….(вода), а с питьем беда.

2. По…(воде) идет, а до берега дойдет пропадет.

Акула: 1. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня. Издалека по песенке узнаете меня.

2. В тихую погоду нет нас нигде. Ветер подует – бежим по …. (воде).

Медуза: 1. Посреди поля лежит зеркало, стекло … (голубое), а рама зеленая.

2. С высоты большой срываясь, грозно он ревет. И, о камни разбиваясь, … (пеною) встает.

Кит: 1. Из меня берут порою…. (реки) свой исток. А в руках твоих открою я любой замок.

2. Течет, течет - не вытечет. Бежит, бежит - не выбежит.

Пословицы

Дельфин: 1. После прилива всегда бывает… . 2. Жди горя с моря, а беды от …

Акула: 1. Царь огонь, да царица … . 2. Мутная…не из чистого озера течет.

Медуза: 1. Не будет …, не будет и травы. 2. Где …, там и беда.

Кит: 1. Океан не пренебрегает и малыми … . 2. ….и землю точит и камень долбит.

5 тур называется “SOS”

Что означает этот сигнал? Вам, ребята, придется помочь морским обитателям, распределив их на 2 группы: моллюски и млекопитающие (После ответов команд, на слайде показываем правильный ответ. Млекопитающие: кит, тюлень, дельфин, морж, утконос. Моллюски: осьминог, кальмар, каракатица

6 тур “Ум хорошо, а два - лучше

(объясните причины данных явлений)

Дельфин: 1. Цунами.

Акула: 2. Прилив и отлив.

Медуза: 3. Айсберг.

Кит: 4. Водопад.

7 тур “Помоги воде сам”

(объясните данные факторы загрязнения воды и их опасность)

Дельфин: 1. Бытовые отходы

Акула: 2. Отходы с заводов.

Медуза: 3. Твердые отходы.

Кит: 4. Ядерные отходы.

Учитель: в природе все взаимосвязано, человек много вредит гидросфере, нанося невосполнимый урон. Но часто случается, что именно люди приходят на помощь нашим братьям меньшим Сейчас вы увидите фрагмент видеофильма, показывающий доброе отношение человека к морским обитателям(отрывок из документального фильма BBC о спасении китенка).

(Просмотр фильма. Учитель в это время подводит итог, подсчитывая баллы, определяя команду-победителя.)

Итог урока. Наша планета – планета воды, так как три четверти приходится на воды Мирового океана. Потому нам кажется, что воды много и о ней не стоит заботиться. Представьте себе, что на Земле закончилась вода. Что произойдет? (Ответы детей)

Да, без воды нет жизни. Так давайте будем ценить каждую капельку воды.

Вода! Тебе мы посвящаем
Стихи, и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.
Чтоб реки были полноводны,
И мирно бы текли всегда,
Была прозрачна в них всегда вода!
Чтоб дождем нас поливала
Ты с чистых голубых небес.
И злился бы на нас поменьше
Могучий и всесильный Зевс
Тебе, Вода, поем мы славу!
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда.
Да пусть же славится вода!

Спасибо, ребята, за работу. Победила команда…, второе место…, молодцы.