Урок предназначен для обучающихся 5 класса, которые работают по федеральным государственным общеобразовательным стандартам ООО, по учебнику Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. «О тех, кто растёт, но не бегает».
Урок реализуется согласно этапам: 1 этап – проблемная ситуация и актуализация знаний (на котором определяется совместно ув учениками проблема урока и кратко формулируются версии школьников для решения проблемы (мозговой штурм) , 2 этап – совместное открытие знаний (что мы уже знаем по этой проблеме? а) диалог – кто что помнит? (мозговой штурм), б) чтобы вспомнить, выполняются задания по изученному материалу. Планирование и поиск решений проблемы.
3 этап – самостоятельное применение знаний (проверка и самооценка 1–2 учеников по технологии оценивания учебных успехов: 1. Каким было задание? 2. Получил ли результат? 3. Сам или с помощью? 4. Правильно или с ошибкой? 5. Какую ставишь себе отметку?) , 4 этап – подведение итогов урока. Предварительно ученикам предлагалось дома подготовить проекты: «Грибы нашей местности» (проектная работа), составить «Интервью грибника».На уроке организована работа в группах.
Урок сопровождается слайд презентацией, в приложении к уроку имеются алгоритмы: «Порядок выполнения продуктивного задания» (для организации работы в группах), «Алгоритм самооценки», а так же материал для самостоятельного применения знаний. Для эффективной реализации урока используется оборудование, эксперимент.
Цели:
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать роль грибов в природе;
- формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;
- формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
- Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Ход урока
Содержание | Оборудование, время, слайды | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | ||
Начало загадки о грибах, добавь слово (начало урока) 1.Только вышел из пеленок, А плясать уже горазд. Это луговой……. (опенок) Водит хоровод для нас 2. Кто там, в солнечном наряде Шествует, как на параде? Это ростом невелички Золотистые…..( лисички) . 3. В быстром вальсе на опушке Кружатся, смеясь, ….. (волнушки). Все явились на смотрины – Прямо прима-балерины 4. Вся березовая Русь В радостном волненье: Появился…….( белый груздь) – Царский гриб в соленье |
Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла. |
Регулятивные УУД 1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). |
1. Диалог Антошки и биолога на с. 96. – Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке? Какова роль грибов на нашей планете? Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. – Почему собирать грибы на одном месте можно много лет? Версии школьников. 2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». |
Слайд 2 5 мин. Слайд 3 |
|
– Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2) – Что такое симбиоз? (§ 13)– Какое строение имеют грибы? (§ 15) – Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.) Какова тема сегодняшнего урока? Какие умения нам необходимы? (на доске) В тетради число, тему урока. |
Слайд 4 | |
II. Совместное открытие знаний. | ||
1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши. – Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл? – Какова же роль грибов в этих примерах? 2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии? 3. Работа в группах (приложение 1) с текстом § 17. 1. (Приложение 2(алгоритм: порядок выполнения продуктивного задания).Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы»(приложение 3). 1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97. 2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98. 3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их. 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника. 5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (2) 6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов (приложение 4). (выступление представителей групп) |
На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения». Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики». Слайды 5,6,7,8 Слайды 9, 10 7 мин. Обсуждение По 3 мин-18 мин. Самоанализ Выводы. Слайды 11,12 Слайды 13-16 |
Личностные УУД 1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. 2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Коммуникативные УУД 1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Регулятивные УУД 2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. |
4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.). – Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.) Физминутка. Влез опенок на пенек, Простоял один денек. На ветру качался, Резко наклонялся. Тоненький, тоненький, Ножка, что соломинка! А потом склонился И совсем свалился. 3. Презентация проектных работ: «Грибы нашей местности « Интервью грибника». Проверка схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос. Выражение решения в виде схемы. |
Слайд 17-19 1-2 мин. Слайд 20 3 мин. Слайды-21-22 Слайды 23-25 Самооценка Слайд 26 |
|
III. Самостоятельное применение знаний. | ||
Задание 3: Закончи предложение, одним словом (приложение 5). Обмен мнениями по заданиям. – Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока). 1 вариант -17.1, 17.5 2 вариант – 17.2, 17.5. Самооценка по алгоритму (приложение 6) |
Слайд 27 2-3 мин. Самопроверка. Самооценка Слайд 28 |
ТОУУ Регулятивные УУД 2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Познавательные УУД 3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
IV. Итог урока. | ||
Домашнее задание: Повторить § 14-16. Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М» 1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь |
Слайд 29 |