Цель: формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств: уважение к прошлому, гордость за историю своей Родины.
Задачи.
1. Обобщить знания по темам “Занятия наших предков”, “Борьба с врагами”, “Великие русские князья”.
2. Развивать и корректировать коммуникативные умения и навыки.
Методическое обеспечение:
- рисунок или слайд с изображением древнерусского города;
- раздаточный материал, карточки с вопросами,
- эмблемы команд,
- таблица для подсчета баллов,
- эпиграф на доске или слайде: “Любовь к родному пепелищу …”. А.С. Пушкин.
Ход занятия
Сегодня занятие будет проходить в форме игры. Игра называется “Оборона русского города от врагов”. Группа делится на команды по три человека. Игра имеет четыре этапа: ров с водой, крепостная стена, замок князя и главная башня (слайд или иллюстрация). В роли захватчиков - воспитатель. Каждое мое задание – ваш поединок с врагами. У каждой команды было домашнее задание: придумать название команды, эмблему, девиз.
Проведение игры.
Посмотрите на изображение (слайд). Перед вами древняя Москва, которую вы должны защитить своими знаниями от врагов.
Первый этап – “Разведка боем”. Каждая команда должна ответить на три вопроса. За каждый правильный ответ по одному баллу.
Вопросы первой команде:
1. Кто является основателем города - Москва?
2. От какого слова происходит термин - Москва?
3. Как назывались древние племена, населявшие берега Москвы – реки?
Вопросы второй команде:
1. Что такое бортничество?
2. Как называли главу дружины у славян?
3 .Что такое подсечное земледелие?
Вопросы третьей команде:
1. Как называлась древняя русская письменность?
2. С какими врагами воевали древние славяне?
3. Каким оружием был вооружен древнерусский воин?
Второй этап - “Восстанови изображение”
На этом этапе игры нужно собрать целое изображение из разрезных картинок (славянский поселок, изображение известных князей, воинов, богатырей). Оценивается правильность выполнения задания.
Третий этап - “Разоблачи вражеского шпиона”
Наши войны поймали странного человека, который говорит, что он наш друг, часто бывал в Москве. Мы думаем, что он – шпион.
Задание. Найдите больше ошибок в рассказе шпиона и разоблачите его.
Текст с ошибками. “Я часто бывал в вашем городе, который стоит на берегу реки Волга. Дома у русских из камня, поэтому в городах редко бывают пожары. Главная площадь вашего города называется Малиновая, потому что раньше тут был лес, росло много малины. А князья богатые и строят себе башни – пирамиды. Я встречался с таким князем, звали его Иван Долгоногий. Славяне занимаются земледелием. Они выращивают рис, чай, кофе, гречиху, сахар, разводят коров, свиней и верблюдов. Главный бог русских – домовой”.
Четвертый этап - “Поединок князей-капитанов команд”.
Задание: восстановить нарушенный порядок букв и прочитать слово. Отвечают капитаны команд.
ОСАВМК-МОСКВА,
ЬЗКНЯ-КНЯЗЬ,
ШМЕЛ-ШЛЕМ,
ЛЬОКУЧАГ-КОЛЬЧУГА
Таблица 1
Название этапа | 1 команда | 2 команда | 3 команда |
Конкурс названий и эмблем | |||
Разведка боем | |||
Восстанови изображение | |||
Разоблачи шпиона | |||
Поединок князей | |||
ИТОГО: |
Методические рекомендации.
- Рекомендуем включать в занятие отрывки из музыкальных произведений.
- Третий этап занятия “Разоблачи вражеского шпиона” провести в виде сюжетно-ролевой игры.
- С целью активизации деятельности воспитанников ввести элемент сюжетно-ролевой игры при оценке ответов: “тяжелораненый воин” - неправильный ответ, “легкораненый” неполный ответ, “победитель” - правильный ответ.
- После занятия организовать просмотр художественных, научно-популярных фильмов о данном периоде истории.