Урок по теме "Изготовление украшений в технике "канзаши"". 7-й класс

Разделы: Технология, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Раздел программы: Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов.

Класс: 7 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Материальное обеспечение урока:

  • раздаточный материал: ленты атласные шириной 5 см, бусины разных цветов;
  • инструменты и приспособления для выполнения работы: ножницы, нитки, иглы, линейка, клей «Момент», свечка, пинцет, зажимы;
  • образцы поделок в технике «канзаши»;
  • инструкционные карты;
  • презентация «Канзаши».

Межпредметные связи: Математика, изобразительное искусство, история, география.

Цель урока: ознакомление учащихся с новой техникой «канзаши» и изготовление узкого лепестка «канзаши».

Задачи урока:

  • Обучающие: формирование умений и навыков в изготовлении украшений в технике «канзаши»
  • Развивающие: развитие внимания, творческих способностей и эстетического вкуса, мелкой моторики и глазомера.
  • Воспитательные: воспитание бережливого отношения к труду, толерантного отношения друг к другу.

Оборудование:

Для учителя: компьютер с выходом в Интернет, презентация к уроку, японская музыка, японская кукла – гейша.

Для учащихся:

  • атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
  • линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
  • ножницы;
  • зажигалка или свечка;
  • пинцет;
  • клей "Момент-кристалл" или "Супер - момент" ( в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;
  • длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7;
  • нитки;
  • бусины и стразы, бисер.

Технологическая карта урока

Этап занятия Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (2 мин.) Настроить учащихся на рабочий лад. Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. Организация рабочего места.
2. Сообщение темы урока, его цели (5 мин.) Активизация опорных знаний. Сообщение темы, цели урока
3. Объяснение материала (25 мин.) Сформировать у учащихся конкретные представления о технике «канзаши» Беседа (показ слайдов). Технология изготовления цветка канзаши
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) Составление плана работы, изготовлениеузкого лепестка канзаши Вводный инструктаж: закрепить приемы изготовления узкого лепестка канзаши
Текущий инструктаж: следить за ТБ.
Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения эскиза.
Изготовление узкого лепестка канзаши
5. Итоги урока (10 мин.) Систематизация и обобщение приобретенных знаний. Подведение итога урока Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся.
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности. Уборка рабочих мест, класса.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих.

Слайд 1

2. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия, его цели.

Слайд 2

Учитель - Здравствуйте! У нас сегодня на уроке будет гостья. Я принесла необычную куклу. Посмотрите, пожалуйста, и скажите кто это?

Учащиеся - Японская девушка-гейша.

Сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в страну Восходящего солнца.

Учитель - А какую страну мы так называем? (Слайд 3)

Учащиеся - Японию

Учитель - Назовите особенности этой страны.

Учащиеся - Сакура, гейши, кимано, современная электроника, роботы

Учитель - Правильно и мне хотелось бы вам продемонстрировать танец японских девушек. Но вам задание внимательно рассмотреть одежду девушек.

(Ссылка на miuki.info/2011/01/yaponskie-gejshi-i-majko-video/)(Слайд 4)

Учитель – Давайте рассмотрим куклу. Какие особенности костюма вы заметили?

Учащиеся - Кимоно, тапочки японские - гета, лицо напудрено, черные волосы в пучок, и прическа украшена красивыми украшениями, держит музыкальный инструмент (учитель поправляет, добавляет ответы учащихся)

Учитель - Сегодня мы с Вами научимся изготавливать украшения японских девушек.

Урок сопровождается японской музыкой

(Слайд 5)

Тема нашего урока: Изготовление украшений в технике «канзаши».

Цель урока: познакомиться с новой техникой «канзаши» и изготовление узкого лепестка «канзаши».

3. Объяснение материала.

(Слайд 6) Родина этой техники как вы уже поняли - Япония. Искусству «Канзаши» около четырехсот лет. Примерно в 16 веке у японских красавиц появилась мода на столь сложные прически, что их требовалось как-то фиксировать. Для этого они использовали, прежде всего, шпильки. Именно этот парикмахерский аксессуар и дал название древнему искусству.

(Слайд 7) "Кандзаси (яп. 簪?, в транскрипции ромадзи — kanzashi, в русском языке иногда используется некорректная транскрипция «канзаши» или «канзаси».)— женские булавки, заколки, гребни и шпильки, носимые в причёске вместе с кимоно; часто кандзаси выполнены в том же стиле, что и кимоно."

В национальных женских прическах использовали несколько типов шпилек. Это хира-учи (шпилька с круглым плоским украшением), тама-канзаши (украшенные шариком), раздвоенная шпилька ешичо и цумами-канзаши (хана-канзаши) – шпилька, украшенная шелковым цветком.

 (Историческая справка) (Слайд 8)

Такие украшения сохраняли свою значимость вплоть до середины двадцатого века. Они были не просто модным украшением, но также имели символическое значение. Так, например, по прическе и украшениям в ней можно было судить о социальном статусе японки. Прическа рассказывала о том, к какому слою общества принадлежит ее обладательница, замужем японка или нет, имеет ли она детей и сколько.

Для каждого времени года изготовлялись специальные сезонные украшения:

  • для весны – цветы сливы, персика и сакуры;
  • для лета – гортензия и гвоздика;
  • для осени – хризантема и кленовые листья
  • для зимы – украшения в виде бамбука, сосны, побегов риса.

Отдельные мероприятия или события (например, свадьба) также подразумевали присутствие в женских прическах особенных хана канзаши.

Вообще это украшение было и остается незаменимым атрибутом национального японского женского костюма. Даже в современной Японии женщины, надевающие кимоно, обязательно носят и классические канзаши.

А уж наряд японской невесты даже в европейском варианте обязательно будет иметь столь изысканное и роскошное украшение. Благодаря своей неповторимости возрожденное искусство цумами канзаши становится весьма популярным и среди модниц и рукодельниц из разных стран и континентов. Объясняется его возрастающая популярность еще и удивительным сочетанием незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.

Конечно мы очень осовременили канзаши, сейчас оно не используется по прямому назначению, не несет тайного смысла, да и цветы у нас далеко не те, что у японцев. Но тем не менее основы те же, и красота и великолепие остаются!!

Более того, я думаю, что надень мы канзаши в том виде, в каком его носят японки, нас бы не поняли в нашем городе менталитет у нас другой, традиции у нас другие, культура у нас другая...

Поэтому пришлось осовременить и намного упростить канзаши, оставив единичные цветки. Но менее прекрасными это их не делает.

Учитель: Если в традиционном оригами используется бумага, то для канзаши – ткань (в классическом исполнении – натуральный шелк). В основе техники – складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков.

Именно из таких лепестков составляются столь изысканные и разнообразные украшения, которыми удивляют японские мастерицы. Это могут быть маленькие простые пятилепестковые цветочки, могут быть более сложные многоярусные цветы из десятков лепестков (по типу хризантемы), могут быть целые каскадные украшения из цветочных композиций и подвесок. Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит один единственный прием – сворачивание (цумами).

Итак, рассмотрим технологическую карту работы в этой технике: (Слайд 9)

 Последовательность и содержание операций  Эскиз Инструменты, материалы, приспособления
1. Атласную ленту разрезать на равные квадраты по 6 шт. каждого цвета. Атласная лента шириной 5 см, ножницы, английские булавки, линейка
2. Согнуть квадрат розового цвета, по диагонали. Так же согнуть бардовый квадрат. Затем полученный бардовый треугольник накладываем на розовый треугольник так, чтобы полоска розового треугольника выглядывала сверху из-за бардового на 0,5 мм. (Слайд 10) Атласная лента шириной 5 см, английские булавки
3. Держать конструкцию из треугольников широким углом к себе. Загнуть боковые углы к среднему углу. На свечке — подпалить образовавшийся многослойный угол и сразу же сжать пальцами. Все слои склеиваются между собой и можно работать дальше. Если необходимо можно подпалить и боковые стороны, чтобы не махрились. (Слайд 11)
Атласная лента ножницы, зажигалка или свечка, пинцет, английские булавки
4. Для основания вырезать кружочек из картона, обтянуть его подходящей по цвету тканью (из ткани вырезать кружок большего диаметра, собрать по краю на нитку и затянуть ткань, положив внутрь кружочек из картона). (Слайд 12) Картон, атласная лента, ножницы, клей
5. Приклеить изнанку цветка к изнанке основания. (Слайд 13) Атласная лента ножницы, пинцет, клей
6. Середину цветка украшаем бусинками и канзаши готово.(Слайд 14-16) Атласная лента клей, бусины

4. Практическая работа учащихся.

(Слайд 17)

Учитель: - Давайте проверим ваши рабочие места. Сегодня вам для работы понадобиться:

  • атласные ленточки разных размеров, оптимально 5 и 2.5, 1 см, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;
  • линейка, карандаш или мелок для разметки ровных квадратиков;
  • ножницы;
  • зажигалка или свечка;
  • пинцет;
  • клей "Момент-кристалл" или "Супер-момент" (в маленьком тюбике) и клеевой (горячий) пистолет;
  • длинная и нетолстая игла, минимум сантиметров 5-7;
  • нитки;
  • бусины и стразы, бисер.

 

Учитель: - Итак, сейчас мы попробуем изготовить цветок канзаши, он будет состоять из 6 узких лепестков.

-Значит, сейчас вы изготавливаете эти лепестки, центр цветка, и проводите сборку.

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Во время работы следует помнить о правилах техники
безопасности при работе с ножницами, свечкой и четко их соблюдать. Вспомним их.
2. Помощь и контроль выполнения узкого лепестка канзаши по технологической карте. Изготовление шести узких лепесков канзаши, сборка цветка, оформление середины цветка бусинами

5. Итоги занятия.

(Слайд 18-21)

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Чему вы научились на уроке? 1. Познакомились с новой техникой «канзаши»
2. Изготовили цветок в технике «канзаши»
4. Что было трудно? 4. Быть аккуратными, так как работали со свечкой.
5. Что интересного было на занятии? 5. Показ слайдов, узнали историю техники
Проводит анализ характерных ошибок и их причин. Выставляет оценки за проделанную работу, даёт их обоснование.Подводит итоги конкурса на лучшую работу, совместно с учениками.

6. Уборка рабочих мест.

Литература:

  1. М. Майстровский. Земля мастеров. М., Московский рабочий. 1986.
  2. Сеть Интернет
  3. miuki.info/2011/01/yaponskie-gejshi-i-majko-video/ -видео с youtube.com
  4. Сайт «Домашняя волшебница» www.magic-dom.ru
  5. Сайт «Страна мастеров» stranamasterov.ru