Цели.
Образовательные:
создание условий для обобщения и закрепления изученного материала, развитие умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к своему здоровью и среде обитания.
Воспитательные:
создание условий для формирования умения работать в коллективе, воспитания взаимопомощи, положительного отношения изучению химии, развитие экологической культуры.
Развивающие:
развитие познавательного опыта.
Задачи.
- Организовать продуктивную работу детей в группах с помощью заданий и вопросов по изученной теме;
- Создать ситуацию успеха и взаимоподдержки детей через организацию работы в команде;
- Поддерживать интерес с помощью разнообразных и интересных вопросов по теме обобщения;
Оборудование и материалы: проектор, компьютер, набор карточек с заданиями. Плакат с изображением мельницы.
Использованные источники:
- Габриелян, О.С.. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011. – 270 с
- Дерябина Н.Е. Занимательные задачи по химии/Под редакцией Н.Е. Дерябиной. -М: ИПО “У Никитских ворот”, 2010 - 48 с.: ил.
- Международные экологические акции в школе. 7-9 классы /авт.-сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123 с.
Подготовительный этап.
За неделю до проведения игры команды участников получают задание придумать название, девиз и эмблему команды с соответствующей тематикой.
Ведущий.
Что такое экология и почему это слово столь актуально в наше время? Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля”, и пересесть из него просто некуда.
1. Представление команд – 3 балла
2. Разминка.
Командам по очереди задаются вопросы, за правильный ответ 1 балл.
1.
Я – простое вещество, твердый я и разный,
И карбин я, и графит, а иногда - алмазный. (Углерод)
2.
Я тверд и прост, имею блеск, и мне все фиолетово.
В аптечке ты меня найдешь весной, зимой и летом. (Йод)
3.
Я, конечно, самый первый, самый умный, самый
смелый,
Самый легкий, самый классный, только очень уж
опасный. (Водород)
4.
Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (Человек)
5.
Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях? (Вода)
6.
Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды и воздуха? (Растения)
3. Знатоки природы.
Участникам команд предлагаются на выбор три карточки с заданиями. На обдумывание - 5 минут. За полный и правильный ответ – 3 балла.
Карточка 1. Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова?
(Одичавшие кошки убивают птиц, разоряют гнезда. Птицы уничтожают насекомых вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность с/х культур падает).
Карточка 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
(Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания)
Карточка 3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
(В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья)
Карточка 4. Кораллы – это небольшие животные коралловые полипы, которые образуют в океане коралловые острова – атоллы. За последнее столетие эти острова стали быстро разрушаться. В чем причина этого явления?
(Главные враги кораллов - это морскими звезды. Из-за перелова хинных рыб, питающихся морскими звездами и повышения температуры воды в океане происходят масштабные изменения экосистем кораллов).
Карточка 5. В одном из городов России работает металлургический завод, на котором получают чугун из серного колчедана. На всех деревьях, растущих в городе, листья покрываются желтыми пятнами, сохнут и быстро опадают. В чем причина этого явления? (В атмосферу города попадает оксид серы, который, взаимодействуя с водой, образует серную кислоту, выпадающую на город в виде кислотных дождей. Под действием кислоты листья получают ожог и опадают)
Карточка 6. Многие почвы в России кислые. Ионы водорода, когда они находятся в значительном избытке, вредны для растений и микроорганизмов, вода плохо пропускает воздух и воду. Каким способом можно улучшить состояние почвы?
(В кислую почву необходимо внести гашеную известь или измельченный известняк. Известкование улучшает деятельность бактерий, улучшает структуру почвы)
4. Жалобная книга.
Сейчас вы услышите текст жалобы. Ваша задача определить, о ком идет речь и какую пользу приносит этот организм. За правильный ответ – 3 балла.
Жалоба 1
Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая.
(Жаба. Взрослые жабы питаются различными беспозвоночными животными – в вредителями, часто истребляя тех, которых не едят птицы (например, ярко и контрастно окрашенных вредных насекомых с резким или неприятным запахом).
Жалоба 2
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
(Летучие мыши. Основная польза от летучих мышей уничтожение ими по ночам вредных насекомых. За ночь зверек съедает такое их количество, что составляет более половины массы его собственного тела. Многие растения тропиков опыляются нектароядными летучими мышами. Поедая плоды, рукокрылые распространяют семена и тем самым способствуют восстановлению леса. Помет летучих мышей (гуано) служит ценным удобрением)
Жалоба 3
Я самый крупный обитатель, когда-либо существовавший на Земле. Я махина, гигант. Люди в разных частях света издавна охотятся на меня с помощью гарпунной пушки, ради моего жира, мяса, уса. А мне нечем себя защитить, ведь у меня нет даже зубов. По вине людей я скоро исчезну с нашей планеты.
(Синий кит. Охота на китов запрещена. Реальную пользу от китов сейчас получают в основном северные народы, которым охота на них официально разрешена, потому что киты -- едва ли не единственный источник их питания. Кит является частью экосистемы Мирового океана)
Жалоба 4
Рыбаки видят во мне серьезного конкурента по добыче рыбы. А чем же мне питаться? Ведь мои конечности превращены в ласты, я быстро плаваю, а на суше еле ползаю. На беду понравился людям мех моих детенышей, и браконьеры выходят на лед с палками забивают ими моих детенышей, чтобы не испортить шкурку. Спасите их!
(Нерпа. Высоко ценится мех, высококачественный жир зверя употребляют в пищу, а также для технических и медицинских нужд, мясо употребляют в пищу).
Жалоба 5
На нашу беду у нас вкусное белое и питательное мясо. Угощение из нас подавали российским царям на пирах. А черная икра и сегодня является дорогим деликатесным и высокопитательным продуктом. Даже плавательный пузырь нашел применение. Из него делают высококачественный клей. На нерест мы вынуждены идти из Каспия в реки. Здесь нас поджидают крючки, сети, динамитные шашки. До цели доходят единицы.
(Каспийский осетр. Польза осетра заключается в воздействии содержащихся в его мясе жиров, кислот и минеральных веществ на мозг и сердечную деятельность человека. Пропорциональность такого содержания способствует нормализации кровяного давления, повышению иммунитета и нейтрализации факторов, оказывающих влияние на развитие инсульта. Икра осетра является идеальной пищей для больных и ослабленных людей.)
Жалоба 6
Наше второе название ирбисы – “снежные кошки”. Мы живем только в горах и никогда не опускаемся на равнины. Наш мягкий, пышный шелковистый мех помогает пережить холода. Шапка из нашего меха на голове охотника означала его мастерство и бесстрашие. Ведь найти нас не легко. Сегодня мы стали редкостью и занесены в Красную Книгу. Нас так мало осталось, что мы можем сохраниться только на рисунках и фотографиях. Ждем вашей помощи.
(Снежный барс. Шкура снежного барса очень ценится. На барса охотятся и ради его костей, которые используются в китайской медицине. Охота на барса запрещена).
5. Законы природы.
На стол каждой команде выкладывается три предмета: весы, горох, фотография медузы.
Какие открытия были сделаны благодаря этим предметам? За правильный ответ за каждый закон природы по 1 баллу, максимум 3 балла.
Весы – (Закон сохранения массы веществ)
Горох – (Законы наследственности)
Медуза – (Реактивное движение)
6. Здоровый образ жизни.
Участникам команд задаются вопросы по выбору. За правильный ответ - 3 балла.
1. Какое влияние оказывает алкоголь на организм человека. Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?
(Алкоголь расширяет сосуды и увеличивает теплоотдачу)
2. Какие вещества содержаться в табачном дыму? Когда и от кого в Европе узнали о курении?
(Никотин, сажа, оксид мышьяка, углекислый и угарный газ, уксусная кислота, формальдегид, аммиак, сероводород и др. После открытия Америки Христофором Колумбом)
3.
Что такое гиподинамия. Какое влияние она оказывает на организм человека. Как ее избежать?
(Малоподвижный образ жизни. Необходимо заниматься спортом)
4.
Соединения этого металла придают красно-коричневую окраску поверхности планеты Марс, он входит в состав гемоглобина. Его нехватка в организме вызывает анемию, усталость, апатию. О каком элементе идет речь. Какие продукты врачи советуют употреблять в пищу в случае нехватки этого элемента в организме человека?
(Железо. Мясо, морепродукты, бобовые, листовые овощи, орехи)
5.
Содержание этого химического элемента в крови человека незначительно, но когда его нехватает волосы становятся тонкими и ломкими, кожа теряет эластичность, ухудшается психичесоке состояние. Однако вдыхание пыли, содержащей оксид этого неметалла приводит к серьезному заболеванию легких – силикозу. О каком элементе идет речь. Какие продукты врачи советуют употреблять в пищу в случае нехватки этого элемента в организме человека?
(Кремний. Овес, ячмень, топинамбур, далее идут шелуха зерен, отруби, проростки пшеницы и риса, чай из овсяной соломы, цельные зерна пшеницы, риса, проса и кукурузы, свекла красная и сахарная, все виды капусты, томаты, огурцы, ботва и кожура репы, редиса и редьки, тыква)
6.
Этот химический элемент входит в состав зубов, ногтей, волос, кожи, костей. В организме человека его 1,7%. При его нехватке мы могли бы умереть от кровопотери при небольшой царапине, кости становятся хрупкими. О каком элементе идет речь. Какие продукты врачи советуют употреблять в пищу в случае нехватки этого элемента в организме человека?
(Кальций. Молочные продукты, орехи, овощи)
Подведение итогов. Подведение итогов. Награждение команд.
Название конкурса | Кол-во баллов за конкурс | Команда 1 |
Команда 2 |
Команда 3 |
Представление команд | 3 балла | |||
Разминка | 1-2 балла | |||
Знатоки природы | 3-6 баллов | |||
Жалобная книга | 3-6 баллов | |||
Законы природы | 3 балла | |||
Здоровый образ жизни | 3-6 баллов | |||
Итоги: |
Ведущий.
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты
Разумный человек!