Нехитрое дело попасть ногою в проложенный след, гораздо труднее, но зато и почетнее, прокладывать путь самому.
Якуб Колас.
Цель: создать условия для продуктивной деятельности школьника направленной на достижение ими результатов.
Предметные результаты:
- Систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот.
- Систематизировать знания о функциях основных частей и органоидов клетки.
- Формировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле.
- Формировать мировоззрение о единстве происхождения всего живого на Земле на основе знаний о клеточной теории.
- Выработать навыки умений работать с книгой, дополнительной литературой, Интернетом.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные:
- Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять задачи учебной деятельности,
- Умение работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.
Познавательные:
- Формировать умения анализировать, сравнивать (растительную и животную клетки), классифицировать, обобщать факты и явления (работа с учебником, анализ схем, иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных занятий)
Коммуникативные:
- Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в коллективе
- Умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями данного урока
- Умение владеть монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Умение оценивать свою деятельность.
Тип урока: Урок – корректирования и совершенствования знаний.
Формы учебной работы:
- индивидуальная
- индивидуально-коллективная
Оборудование:
- рабочая карта урока
- компьютер, творческая работа, презентация.
- мультимедийный проектор
- экран
- рабочие тетради
- дидактический материал.
Ход урока
I. Организация класса.
- демонстрация фильма – определение темы урока.
- постановка задач учебной деятельности
- нацеливание уч-ся на конкретную работу - план работы урока у каждого обучающегося.
II. Работа по теме урока.
1. Усовершенствование знаний: «Клетка. Кто она такая?»
- Творческая работа: «История развития науки о клетке и создание клеточной теории» (Коренной Сергей)
- Анализ творческой работы (с использованием фронтальной беседы)
- Формулирование вывода: «Клетка – единица всего живого»
2. Моделирование клетки.
- Составление моделей клетки ( модель клетки растений, модель животной клетки).
- Анализ моделей.
3. Строение клетки.
- Актуализация знаний о строении клетки по вопросам:
- Назовите основные части клетки (цитоплазма, ядро, оболочка)
- Назовите основные функции цитоплазмы (объединение всех клеточных структур, взаимодействие их друг с другом)
- Назовите основные функции ядра? (хранение и передача наследственной информации, управляет биохимическими, физиологическими, морфологическими процессами)
- Какие структурные компоненты входят в состав клетки? (органоиды, включения)
- Что такое органоиды? (постоянные структуры клетки, обеспечивающие выполнение специфических функций)
- Что такое включения? (Непостоянные структурные компоненты клетки)
- Составление схемы «Структурные компоненты клетки»
- Формулирование вывода: «Клетка – структурная единица всего живого»
- Работа с презентацией по заданию:
- характеристика органоида: (мембранная, немембранная, одномембранная, двумембранная, общие, специфические, содержат ДНК или РНК)
- положение в клетке
- функции - Формулирование вывода: «Клетка – функциональная единица всего живого».
- Формулирование общего вывода «что такое клетка?» Клетка – структурная, функциональная единица всего живого.
5. Клетка - биосистема.
- Подведение учащихся к выводу, что «клетка – это система» - с использованием творческой работы «Клетка – это государство в миниатюре».
- Анализ творческой работы
- Формулирование вывода:
Клетка – это биосистема. В нее входят все основные части клетки и органоиды взаимосвязанные между собой. Части и органоиды клетки выполняют разные функции, обеспечивая основные процессы жизнедеятельности – рост, развитие, обмен веществ.
III. Рефлексия.
1. Подведение итога урока
- Творческая работа
- Работа с моделями клеток
- Работа со схемой
- Работа с презентацией.
- Письменный контроль
2. Выставление оценок.