Цель: привлечь внимание учащихся к составу средств гигиены и моющих средств, убедить в необходимости контролировать применение этих средств; содействовать формированию представлений о здоровом образе жизни.
Задачи урока:
- когнитивные: расширить знания учащихся по проблеме использования средств гигиены;
изучить состав, виды средств гигиены, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения; научить учащихся правильно использовать их;
- операциональные: обеспечить развитие у учащихся умений: выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; работать с различными источниками информации;
- аксиологические: способствовать формированию коммуникативных навыков, воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету, любознательность, активность, представить глобальность темы.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны понимать понятия: ПАВ, ароматизаторы, консерванты, пеногасители, стабилизаторы, нежелательные последствиях применения некоторых средств гигиены; знать о содержании вредных веществ в шампунях, стиральных порошках и о способах уменьшения их воздействия.
Форма проведения занятия: ролевая игра (устный журнал).
Материалы и оборудование к уроку: этикетки от различных средств бытовой химии, выставка продукции бытовой химии, проектор, презентация, карточки с практическим заданием для работы учащихся в группах, лабораторное оборудование для групп.
Структура устного журнала.
Ведущий 1. Внимание! Внимание!
Ведущий 2. Открываем наш устный журнал “Мы в мире химии” (Слайд 1) Презентация
Наш девиз: “Химики это те, кто действительно понимает мир!” (Слайд 2)
Ведущий 1. Представляем вам редколлегию нашего журнала: главный редактор – учитель создатель нашего журнала, консультанты – ФИО, редактор отдела писем – ФИО, редактор отдела ЗОЖ, заведующий компьютерным отделом – ФИО.
Ведущий 2. Наш журнал состоит из четырёх страниц. На первой странице мы расскажем вам о том, что нужно знать о современных средствах бытовой химии.
Ведущий 1. На второй странице нашего журнала мы проведём практическое занятие.
Ведущий 2. Третья страница нашего журнала посвящена альтернативным экологически чистым средствам бытовой химии.
Ведущий 1. Четвёртая страница – рубрика “Вы нам писали”. В нашу редакцию пришло много писем, и мы постараемся ответить на некоторые из них.
Ведущие говорят вместе: “Открывает первую страницу!”. (Слайд 3)
Ведущий 2. Слово для доклада предоставляется главному редактору нашего журнала.
Тема выступления: “Здоровье человека и средства бытовой химии”.
Выступает главный редактор.
На сегодняшний день одной из важнейших проблем является здоровье человека. Сегодня мы будем говорить о здоровье человека и средствах бытовой химии. Бытовая химия — несомненное достижение цивилизации. Едва ли кто-либо может представить себе работу по дому без ее применения. Однако, поддерживая чистоту средствами бытовой химии, мы недооцениваем вред, который она приносит нашему здоровью. Многие компоненты биологически агрессивны. А загрязнение окружающей среды подобными химическими веществами способствует развитию заболеваний - дерматитов, аллергии, бронхиальной астмы, мигрени, бесплодия, рака и др. Тридцатилетние эпидемиологические тесты показывают, что эти болезни так или иначе связаны с химическим коктейлем, который нас окружает. Современный дом просто напичкан провоцирующими факторами. Избыточное ее использование ослабляет и даже уничтожает полезную микрофлору. Токсичные вещества присутствуют везде: в воздухе, которым мы дышим, в воде, которую пьем, в пищевых продуктах, в хозяйственных средствах, в упаковке, в медикаментах, в отходах и т.д. В соответствии с исследованиями, проведёнными Управлением по охране окружающей среды США, наиболее сильное загрязнение воздуха обнаружено внутри дома. (Слайд 4). Исследование, проводившееся на протяжении 5 лет, обнаружило, что уровень определённых химических элементов во многих домах в 70 раз выше, чем на улице. Но, к сожалению, большинство чистящих средств в наших магазинах содержат вещества, от которых давно отказались в других странах, потому что они небезопасны для здоровья. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Как сделать правильный выбор? В этом вам могут помочь наши консультанты.
Ведущий 1. Вам поможет наш 1 консультант. Он расскажет о современных шампунях (слайд 5).
На сегодняшний день современный рынок характеризуется широким диапазоном выбора, как в ассортименте, так и в ценовых категориях. Но согласно нашему проведенному анализу, 95% шампуней содержат один и тот же состав, поэтому не верьте рекламе, не обращайте внимания на красивые этикетки. Состав любого современного шампуня соответствует определенной схеме (слайд 6). Моющая субстанция (поверхностно-активные вещества - ПАВ), добавки, способствующие получению дополнительных заданных свойств шампуня (пенообразование и пр.), кондиционирующие компоненты, модификаторы (регуляторы рН), консерванты, эстетические добавки, придающие шампуню товарный вид (отдушки, красители, консерваторы, перламутровые вещества), биодобавки, вода.
Поверхностно-активные вещества (ПАВ) используются для достижения важного эффекта удаления частиц с поверхности кожи головы и волос, образования пены (слайд 7). Во всех дешевых шампунях, гелях один и тот же действующий компонент – Sodium Lauryl Sulfate (SLS) (Содиум лаурил сульфат) или Sodium Laureth Sulfate (SLES) (Лоурет сульфат натрия). Чем сильнее концентрация этого вещества, тем сильнее его действие. Основное его предназначение – это использование в промышленности. Там он применятся для мытья полов в гаражах, шикарно подойдет для мытья машин, он отмывает даже бензиновые пятна и масляные двигатели.
Propylene Glycol (Пропилен гликоль) — производный нефтепродукт, сладкая едкая жидкость. В косметике широко применяется в кремах, увлажнителях, т.к. притягивает и связывает воду. В промышленности он используется как антифриз в системах водяного охлаждения и как тормозная жидкость.
Mineral Oil (Техническое масло) - его получают из нефти. Применяют в промышленности для смазки и как растворяющую жидкость. В косметике его используют как увлажнитель.
Силикон – это вещество, часто используемое в косметических средствах: шампунях, масках, ополаскивателях, бальзамах, спреях для волос, кремах для рук, гелях для душа, жидком мыле и т.д. Он отлично обволакивает волос, делая его гладким и блестящим. Но он не лечит волосы, а маскирует недостатки, заполняя полости в волосе. Со временем волосы становятся тяжелыми и тусклыми.
Наши рекомендации: выбирайте прозрачные шампуни и без запаха, допускается только очень тонкий запах. Чем меньше пенится шампунь или гель, тем лучше он для здоровья. Когда вы моете голову шампунем, надо вначале 2 мин. ополаскивать голову водой, а только потом мыть волосы шампунем. Тем самым вода будет обволакивать волосы и не даст проникнуть активным химическим веществам шампуня через кожу головы во внутрь. Используйте бабушкины рецепты (слайд 9):
- заваривать чай с крапивой;
- для светлых волос заваривать ромашку – 4 стол. ложки на 1,5 л кипяченной воды, заливаем на 2 часа и настаиваем;
- смесь куриное яйцо, лимонный сок, теплая вода – нанести на волосы как шампунь. Это придает блеск, волосы не путаются.
Ведущий 2. Следующий консультант расскажет о красках для волос (слайд 10).
Краски для волос очень популярны в наше время. Но надо знать о том, что краски оказывают негативное воздействие на организм (слайд 11). Частые компоненты краски для волос - перекись водорода, аммиак. Могут быть тяжелые последствия: аллергия, отеки рук ног, ожоги, даже смерть от анафилактического шока.
Наши рекомендации (слайд 12):
- Надо чтобы в краске для волос не было: аммиака, ацетата свинца, ртути, мышьяка.
- Используйте народные рецепты. Смесь золы с теплой водой хорошо смывает грязь с головы.
Ведущий 1. А теперь консультант расскажет о зубных пастах (слайд 13).
Состав зубной пасты: очиститель, пенообразователь, отбеливатель, антибактериальный компонент, вещество, снижающее чувствительность тканей, абразивные вещества (мел, сода, пероксиды) (слайд 14).
Как выбрать хорошую зубную пасту? (Слайд 15). Во-первых, старайтесь не использовать отбеливающие зубные пасты. Они чрезвычайно плохо действуют как на эмаль, стирая верхние слои и вытягивая минералы, так и на слизистые полости рта, вызывая химические ожоги. Во-вторых, ни в коем случае не допускайте попадания зубной пасты в желудок, и тщательно прополаскивайте рот водой после чистки зубов. Если зубы чистит ребенок, обязательно следите за тем, чтобы он не глотал зубную пасту и не пробовал ее на вкус. Зубная паста содержит много химических веществ, прием внутрь которых способны вызвать серьезные заболевания, а отбеливание зубов в домашних условиях опасно вдвойне. Кроме того, не забывайте о правильном выборе зубной щетки.
Ведущий 2. Сейчас наш консультант расскажет о средствах для мятья посуды и о проведенном эксперименте (слайд 16).
Мы провели эксперимент: 1 тарелку мыли моющим средством, 2 тарелку – мыли хозяйственным мылом (слайд 17). На посуде, вымытой МС чувствуется пленка, а на 2 тарелке – нет. МС чуть ли не въедаются в керамику и в кожу. Ученые исследовали поверхность таких тарелок – содержание анионов ПАВ увеличивается в 10 раз, после мытья хозяйственным мылом – укладывается в норму.
Главный компонент ПАВ – улучшает мытье посуды. Чем больше пены, тем чище посуда. Но в организме человека он разрушает живые клетки, нарушает обмен веществ. Регулярное попадание в организм, вызывает его отравление.
Наши рекомендации:
- Используйте смесь горчицы с солью и водой.
- Посуду мыть пищевой содой.
Ведущий 1. А теперь вашему вниманию представить отчет о своей работе наш четвертый консультант. Он даст анализ стиральным порошкам (слайд 18).
Стиральный порошок — порошкообразное синтетическое моющее средство, предназначенное для стирки. Они содержат (слайд 19):
- поверхностно-активные вещества ПАВ,
- щелочи (сода, фосфаты щелочных металлов),
- эмульгаторы жиров (фосфаты),
- другие активные компоненты (например, химические и оптические отбеливатели),
- отдушки, вещества для связывания ионов кальция и магния (триполифосфат натрия),
- энзимы, а также балласт из солей (например — сульфат натрия, хлорид натрия).
В стиральном порошке, предназначенном для автоматической стирки, присутствуют вещества, подавляющие пенообразование.
В России в 2011 году выпущено почти 1 млн. тонн стиральных порошков. Четверть от этого объёма была экспортирована в Казахстан, Украину и Белоруссию.
Доля стиральных порошков, производимых тремя крупнейшими компаниями (Проктер энд Гэмбл, Хенкель и Нэфис) превышает 80 % российского рынка на протяжении последних лет. ПАВ, “синтетические мыла”, обычно содержатся в порошке в количестве до 15-20 %, они изменяют интенсивность окислительно-восстановительных реакций, влияют на активность важнейших ферментов, нарушают белковый, углеводный и жировой обмен. Особенно агрессивны анионные ПАВ, которые способны вызывать грубые нарушения иммунитета, развитие аллергии, поражение мозга, печени, почек, легких. Поэтому в странах Западной Европы наложены строгие ограничения на использование анионных ПАВ в стиральных порошках - не более 2 %. ПАВ способны накапливаться в органах. В мозге “оседает” 1,9% общего количества ПАВ, которые попали на незащищенную кожу, в печени – 0,6%, это приводят к изменению физико-химических свойств самой крови и нарушению иммунитета в целом. Есть факт зависимости между применением фосфатных порошков с ПАВами и снижением рождаемости.
Наши рекомендации (слайд 20):
- Лучше порошок тот, который безопасен для Вашего организма. Например, бесфосфатные порошки. Они не вредят здоровью, гипоаллергенны, не вызывают никаких дерматитов.
- Не должно быть хлора. Он является причиной заболеваний сердечно-сосудистой системы, способствует возникновению атеросклероза, анемии, гипертонии, аллергических реакций. Он разрушает белки, отрицательно влияет на кожу и волосы, повышает риск заболевания раком. Мы провели анализ двух детских порошков - “Ушастый нянь” и “Тайд детский”. Приложение 3
Оказалось, что в порошке “Ушастый нянь” опасных веществ больше, чем в детском Тайде (слайд 21).
Ведущий 2: “Открываем вторую страниц устного журнала!” (Слайд 22). Вы поработает в группах по 4-5 человек.
Практическое занятие. Тема: “Состав порошков, шампуней, гелей и др.” . Приложение 1
Цель: научиться расшифровывать состав средств бытовой химии.
Задачи: изучить по этикеткам состав шампуней, гелей на наличие лаурил сульфата или лаурет сульфата натрия, определить среду растворов стирального порошка, хозяйственного мыла и раствора геля для душа.
Инструкция
- Изучите этикетки от шампуней, гелей для душа на состав.
- У вас три раствора моющих средств: №1 - раствор стирального порошка, №2 – раствор хозяйственного мыла, №3 - раствор геля для душа. С помощью универсальной индикаторной бумаги определили рН - среду растворов. Запишите результаты в таблицу.
Группы делают отчет о проделанной работе.
Ведущий 1. Перед вами выступит редактор отдела ЗОЖ с рекомендациями по выбору экологически чистой продукции бытовой химии (слайд 23).
Редактор отдела ЗОЖ. Бытовая химия – несомненное достижение цивилизации. Но большинство бытовой химии, лежащей на прилавках магазинов, изготовлено из ядовитых веществ. Обязательно обращайте внимание на то, что написано на этикетке и в инструкции! Опасность представляют:
- Анионные ПАВ (моющие средства и стиральные порошки).
- Гипохлорит натрия Он является причиной заболевания сердечно-сосудистой системы, способствует возникновению атеросклероза, анемии, гипертонии, аллергических реакций, отрицательно влияет на кожу и волосы, повышает риск заболевания раком.
- Фосфаты.
- Нитробензол (в полиролях для полов и мебели).
- Нашатырный спирт (чистящие вещества для стеклянных поверхностей).
Если есть возможность, используйте безопасные альтернативы химическим веществам.
Ведь добиться идеальной чистоты и блеска вполне можно и натуральными средствами, не прибегая к помощи химии (слайд 24). Я приготовил для вас таблицу. Надеюсь, что эта информация полезна для вас, ведь, здоровье - самое главное богатство человека. Позаботьтесь о себе и своих близких и будьте здоровы! Приложение 2
Ведущие говорят вместе: “Открываем четвёртую страницу!” Вы нам писали (слайд 25).
На ваши письма отвечает редактор отдела писем.
Письмо № 1 написал нам ученик 10а класса: “Я часто мою голову гелем для душа. Вредно ли это?
Наш ответ: вредно, так как у геля рН выше и ты смываешь жировую пленку, тем самым пересушивая голову, от этого они становятся ломкими.
Письмо № 2 написал Александр М.: “Полезно ли мыло с триклозаном?”
Наш ответ: Это мыло действительно уничтожает микробы. Но заодно разрушает полезную микрофлору рук, сушит кожу. Потом вам никакие кремы не помогут.
А это письмо № 3 от мальчиков 10Б класса. Сейчас модно использовать лошадиный шампунь. Что вы посоветуете в этом случае?
Ответ: В этом мыле много силикона и коллагена. “Лошадиные” дозы вредны для человеческого волоса, и вызывают его ослабление и дальнейшее выпадение.
Ведущий 1. На этом наш устный журнал заканчивает свою работу. Завершить нашу работу хотелось бы словами великого Шекспира: “Здоровье дороже золота”, помните об этом! (слайд 26)
Ведущий 2. Ваши письма с вопросами, отзывами и пожеланиями просим направлять по адресу: г. Ставрополь, ул. Апельсиновая, № 22,4, наш телефон - С6Н12О6
Журнал вели: …………
Ведущие говорят вместе: “Благодарим вас за внимание и понимание! До свидания, до новых встреч!”.