Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Создать условия для формирования умения учащихся устанавливать причинно-следственную зависимость физических свойств веществ от вида химической связи и типа кристаллической решетки, предсказывать тип кристаллической решетки на основе физических свойств вещества.
Задачи урока:
- Сформировать понятия о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел, ознакомить учащихся с различными типами кристаллических решеток, установить зависимость физических свойств кристалла от характера химической связи в кристалле и типа кристаллической решетки, дать учащимся основные представления о влиянии природы химической связи и типов кристаллических решеток на свойства вещества.
- Продолжить формирование мировоззрения учащихся, рассмотреть взаимное влияние компонентов целого-структурных частиц веществ, в результате которого появляются новые свойства, воспитывать умения организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в коллективе.
- Развивать познавательный интерес школьников, используя проблемные ситуации;
Оборудование: Периодическая система Д.И. Менделеева, коллекция «Металлы», неметаллы: сера, графит, красный фосфор, кристаллический кремний, йод; Презентация «Типы кристаллических решёток», модели кристаллических решеток разных типов (поваренной соли, алмаза и графита, углекислого газа и йода, металлов), образцы пластмасс и изделий из них, стекло, пластилин, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, фиксирует отсутствующих.
2. Проверка знаний по темам” Химическая связь. Степень окисления”.
Самостоятельная работа (15 минут)
3. Изучение нового материала.
Учитель озвучивает тему урока и цель урока. (Слайд 1,2)
Учащиеся записывают в тетради дату, тему урок.
Актуализация знаний.
Учитель задаёт вопросы классу:
- Какие виды частиц вы знаете? Имеют ли заряды ионы, атомы и молекулы?
- Какие виды химических связей вы знаете?
- Какие вам известны агрегатные состояния веществ?
Учитель: «Любое вещество может быть газом, жидкостью и твёрдым веществом. Например, вода. При обычных условиях – это жидкость, но она может быть паром и льдом. Или кислород при обычных условиях представляет собой газ, при температуре -1940 C он превращается в жидкость голубого цвета, а при температуре -218,8°C затвердевает в снегообразную массу, состоящую из кристаллов синего цвета. На этом уроке мы рассмотрим твёрдое состояние веществ: аморфное и кристаллическое». (Слайд 3)
Учитель: аморфные вещества не имеют чёткой температуры плавления – при нагревании они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относят, например шоколад, который тает и в руках и во рту; жевательную резинку, пластилин, воск, пластмассы (показываются примеры таких веществ). (Слайд 7)
Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. (Слайды 5,6) При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки.
Учащиеся записывают в тетрадь определение: «Кристаллической решёткой называют совокупность точек пространства, в которых располагаются частицы, образующие кристалл. Точки, в которых размещаются частицы кристалла, называют узлами решётки».
В зависимости от того, какие виды частиц находятся в узлах этой решётки, различают 4 типа решёток. (Слайд 8) Если в узлах кристаллической решётки находятся ионы, то такая решётка называется ионной.
Учитель задаёт учащимся вопросы:
– Как будут называться кристаллические решётки, в узлах которых находятся атомы, молекулы?
Но есть кристаллические решётки, в узлах которых находятся и атомы, и ионы. Такие решётки называются металлическими.
Сейчас мы будем заполнять таблицу: «Кристаллические решётки, вид связи и свойства веществ». В ходе заполнения таблицы мы будем устанавливать взаимосвязь между типом решётки, видом связи между частицами и физическими свойствами твёрдых веществ.
Далее на экране появляется таблица. (Слайд 9). Её заполнение идёт в ходе диалога учителя с учащимися.
Рассмотрим 1-й тип кристаллической решётки, которая называется ионной. (Слайд 9)
– Какие частицы располагаются в узлах этой решётки?
– Какая химическая связь в этих веществах?
Посмотрите на ионную кристаллическую решётку (показывается модель такой решётки). В её узлах находятся положительно и отрицательно заряженные ионы. Например, кристалл хлорида натрия построен из положительных ионов натрия и отрицательных хлорид-ионов, образующих решётку в форме куба. К веществам с ионной кристаллической решёткой относятся соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов. Вещества с ионной кристаллической решёткой обладают высокой твёрдостью и прочностью, они тугоплавкие и нелетучие.
Учитель: Физические свойства веществ с атомной кристаллической решёткой те же, что и у веществ с ионной кристаллической решёткой, но часто в превосходной степени – очень твёрдые, очень прочные. Алмаз, у которого атомная кристаллическая решётка – самое твёрдое вещество из всех природных веществ. Он служит эталоном твёрдости, которая по 10-бальной системе оценивается высшим баллом 10.(Слайд 10). По этому типу кристаллической решётки вы сами внесёте необходимые сведения в таблицу, самостоятельно поработав с учебником.
Учитель: Рассмотрим 3-й тип кристаллической решётки, которая называется металлической. (Слайды 11,12) В узлах такой решётки находятся атомы и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны, связывая их в единое целое.
Далее учащиеся по учебнику рассматривают модель металлической кристаллической решётки.
Такое внутреннее строение металлов и определяет их характерные физические свойства.
Учитель: Какие физические свойства металлов вы знаете? (ковкость, пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск).
Учитель: На какие группы делятся все вещества по строению? (Слайд 12)
Рассмотрим тип кристаллической решётки, которой обладают такие хорошо известные нам вещества как вода, углекислый газ, кислород, азот и другие. Она называется молекулярной. (Слайд14)
– Какие частицы располагаются в узлах этой решётки?
Далее учащиеся по учебнику рассматривают модель молекулярной кристаллической решётки.
Химическая связь в молекулах, которые находятся в узлах решётки, может быть и ковалентная полярная, и ковалентная неполярная. Несмотря на то, что атомы внутри молекулы связаны очень прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного притяжения. Поэтому вещества с молекулярной кристаллической решёткой имеют малую твердость, низкие температуры плавления и летучие. Когда газообразные или жидкие вещества при особых условиях превращаются в твёрдые, тогда у них появляется молекулярная кристаллическая решётка. Примерами таких веществ может быть твёрдая вода – лёд, твёрдый углекислый газ – сухой лёд. Такую решётку имеет нафталин, который применяют для защиты шерстяных изделий от моли.
– Какими свойствами молекулярной кристаллической решётки обусловлено применение нафталина? (летучестью). Как видим, молекулярную кристаллическую решетку могут иметь не только твердые простые вещества: благородные газы, H2,O2, N2, I2, O3, белый фосфор Р4, но и сложные: твердая вода, твердые хлороводород и сероводород. Большинство твердых органических соединений имеют молекулярные кристаллические решетки (нафталин, глюкоза,сахар).
В узлах решеток находятся неполярные или полярные молекулы. Несмотря на то, что атомы внутри молекул связаны прочными ковалентными связями, между самими молекулами действуют слабые силы межмолекулярного взаимодействия.
Вывод: Вещества непрочные, имеют малую твердость, низкую температуру плавления, летучи.
Вопрос: Какой процесс называется возгонкой или сублимацией?
Ответ: Переход вещества из твердого агрегатного состояния сразу в газообразное, минуя жидкое, называется возгонкой или сублимацией.
Демонстрация опыта: возгонка йода
Потом учащиеся по очереди называют сведения, которые они записали в таблицу.
Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ.
Тип решетки | Виды частиц в узлах решетки | Вид связи между частицами |
Примеры веществ | Физические свойства веществ |
Ионная | Ионы | Ионная – связь прочная | Соли, галогениды (IA, IIA),оксиды и гидроксиды типичных металлов | Твердые, прочные, нелетучие, хрупкие, тугоплавкие, многие растворимы в воде, расплавы проводят электрический ток |
Атомная | Атомы |
1. Ковалентная не
полярная – связь очень прочная 2. Ковалентная полярная – связь очень прочная |
Простые вещества: алмаз (C),
графит (C) , бор (B),
кремний (Si). Сложные вещества: оксид алюминия (Al2O3), оксид кремния (IV) – SiO2 |
Очень твердые, очень тугоплавкие, прочные, нелетучие, не растворимы в воде |
Молекулярная | Молекулы |
Между молекулами – слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекул – прочная ковалентная связь |
Твердые вещества при особых условиях, которые при обычных – газы или жидкости (О2, Н2, Cl2, N2, Br2, H2O, CO2, HCl); сера, белый фос фор, йод; органические вещества |
Непрочные, летучие, легкоплавкие, способны к возгонке, имеют небольшую твердость |
Металлическая | Атом-ионы | Металлическая – разной прочности | Металлы и сплавы |
Ковкие, обладают
блеском, пластичностью, тепло-
и электропроводны |
Учитель: Какой мы можем сделать вывод из проделанной работы по таблице?
Вывод 1: От типа кристаллической решётки зависят физические свойства веществ. Состав вещества → Вид химической связи → Тип кристаллической решетки → Свойства веществ. (Слайд 18).
Вопрос: Какой тип кристаллической решетки из рассмотренных выше не встречается в простых веществах?
Ответ: Ионные кристаллические решетки.
Вопрос: Какие кристаллические решетки характерны для простых веществ?
Ответ: Для простых веществ – металлов – металлическая кристаллическая решетка; для неметаллов – атомная или молекулярная.
Работа с Периодической системой Д.И. Менделеева.
Вопрос: Где в Периодической системе находятся элементы-металлы и почему? Элементы-неметаллы и почему?
Ответ: Если провести диагональ от бора до астата, то в нижнем левом углу от этой диагонали будут находиться элементы-металлы, т.к. на последнем энергетическом уровне они содержат от одного до трех электронов. Это элементы I A, II A, III A (кроме бора), а также олово и свинец, сурьма и все элементы побочных подгрупп.
Элементы-неметаллы находятся в верхнем правом углу от этой диагонали, т.к. на последнем энергетическом уровне содержат от четырех до восьми электронов. Это элементы IV A,V A, VI A, VII A, VIII A и бор.
Учитель: Давайте найдем элементы неметаллы, у которых простые вещества имеют атомную кристаллическую решетку (Ответ: С, В, Si) и молекулярную (Ответ: N, S, O, галогены и благородные газы)
Учитель: Сформулируйте вывод, как можно определить тип кристаллической решетки простого вещества в зависимости от положения элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
Ответ: Для элементов-металлов, которые находятся в I A, II A, IIIA(кроме бора), а также олова и свинца, и всех элементов побочных подгрупп в простом веществе тип решетки-металлическая.
Для элементов-неметаллов IV A и бора в простом веществе кристаллическая решетка атомная; а у элементов V A, VI A, VII A, VIII A в простых веществах кристаллическая решетка молекулярная.
Продолжаем работать с заполненной таблицей.
Учитель: Посмотрите внимательно на таблицу. Какая закономерность прослеживается?
Внимательно слушаем ответы учеников, после чего вместе с классом делаем вывод. Вывод 2 (слайд 17)
4. Закрепление материала.
Тест (самоконтроль):
-
Вещества, имеющие молекулярную кристаллическую решётку, как правило:
a)Тугоплавки и хорошо растворимы в воде
б) Легкоплавки и летучи
в) Тверды и электропроводны
г) Теплопроводны и пластичны -
Понятия «молекула» не применимо по отношению к структурной единице вещества:
a) Вода
б) Кислород
в) Алмаз
г) Озон -
Атомная кристаллическая решётка характерна для:
a) Алюминия и графита
б) Серы и йода
в) Оксида кремния и хлорида натрия
г) Алмаза и бора -
Если вещество хорошо растворимо в воде, имеет высокую температуру плавления, электропроводно, то его кристаллическая решётка:
а) Молекулярная
б) Атомная
в) Ионная
г) Металлическая
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Охарактеризуйте каждый вид кристаллической решётки по плану: Что в узлах кристаллической решётки, структурная единица → Тип химической связи между частицами узла → Силы взаимодействия между частицами кристалла → Физические свойства, обусловленные кристаллической решёткой → Агрегатное состояние вещества при обычных условиях → Примеры .
По формулам приведённых веществ: SiC, CS2, NaBr, C2H2 – определите тип кристаллической решётки(ионная, молекулярная) каждого соединения и на основе этого опишите предполагаемые физические свойства каждого из четырёх веществ.