Задачи.
Образовательные:
- закреплять знания о весенних изменениях в природе, о насекомых;
- расширять запас слов лексического словаря;
- формировать навыки словоизменения.
Коррекционно-оздоровительные:
- формировать правильный артикуляционный уклад звука “Ж”;
- развивать общую и мелкую моторику при помощи алфавита телодвижений;
- автоматизировать звук “Ж” в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- совершенствовать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
- воспитывать навыки общения в игре и на занятии, взаимодействия, чувства доброжелательности;
- воспитывать желание, стремление произносить звук “Ж” правильно;
- воспитывать усидчивость;
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: зеркала, наборы для составления схем на каждого ребенка, фигурки насекомых, мяч, логопедический театр, математические планшеты, наборы арттерапевтической техники (живопись пальцами), демонстрационная касса букв.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: Внимательно слушайте стихотворение и определите, какой звук чаще всего слышится:
- Жук отважный однажды,
- Жужжа, ожидал ужин важный.
- Должен он был за ужином
- Обслуживать жужелиц дюжину.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление “Кулачки”
Логопед:
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко с напряжением,
Пальчики прижаты,
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Знайте девочки и мальчики
Мы с вами отдыхаем.
2. Развитие общей моторики “Жук”.
Логопед:
Жук ползает по ветке дети ползут по
положенной на пол узкой доске
Жук падает с ветки на землю, поворачиваются на
спину,
болтает лапками болтают руками и ногами
Жук поворачивается, дети бегут, взмахивая
“крыльями” - руками
встает и летит.
3. Развитие мелкой моторики “Жук”.
Логопед:
Я веселый майский жук, сжать кулачок,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, указательный палец и
мизинец
А зовут меня Жужу. развести в стороны “усы”,
пошевелить ими
Не кусай комарик злой, сжать кулачок,
указательный палец вперед “хоботок”
Я уже бегу домой мизинец и большой пальцы,
расслабив,опустить вниз “лапки”.
4. Массаж лица.
Логопед:
Светит яркое весеннее солнышко и ласкает нам лицо (поглаживание лица).
Но ветерок еще холодный (постукивание подушечками пальцев по всему лицу).
А все-таки солнышко сильнее (поглаживание лица).
5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Нахмурить брови, закрыть правый глаз, затем левый, надуть щеки.
6. Развитие артикуляционной моторики. Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звука “Ж”.
Логопед (раздает детям зеркала): сядьте прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени, расположите зеркало так, чтобы вам был хорошо виден “домик-рот”.
“Лопаточка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка должны касаться углов рта.
“Непослушный язычок”. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе.
“Грибок”. Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать под счет от 1 до 5, потом от 1 до10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.
“Вкусное варенье”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.
“Гармошка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрывать и закрывать рот. Губы неподвижны, язык не провисает.
“Чашечка”. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка поднят, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, потом от 1 до 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
После каждого упражнения обязательно дает время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз. Педагог делает артикуляционные упражнения, а дети повторяют их и контролируют свои действия, глядя на отражение.
7. Работа по развитию дыхания и голоса.
Логопед:
В магазин жуки ходили,
Шарик там себе купили.
Буду шарик надувать,
Буду с шариком играть.
Раздувайся наш шар, дети делают длинный вдох,
надувая живот
Раздувайся большой.
Оставайся такой и не лопайся. задерживают
дыхание
Раз, и лопнул! сильный, быстрый выдох
Дети выполняют упражнение держа руки на животе (контроль за движением брюшной стенки).
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы занятия.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся в страну Жужжандию, где проживают разные насекомые. А главный правитель у них Жук. Любимый его звук “Ж”.
2. Артикуляция звука “Ж”:
- Губки округлены и слегка вытянуты вперед.
- Широкий язычок наверху, образует “чашечку”.
- Теплая воздушная струя идет по центру язычка.
- Горлышко поет.
Логопед: Превратитесь в жуков и пожужжите так, как на лугу жужжат жуки. Приложите руку к горлу и почувствуйте, как “поет” голос.
3. Характеристика звука.
Логопед: Звук “Ж” согласный, твердый, звонкий.
4. Развитие фонематического слуха.
Игра “Светофор”.
Логопед: Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте. Если в слове есть звук “Ж”, поднимайте синюю карточку:
занавеска, жаворонок, штукатур, этажерка, незабудка,
оранжерея, животные, путешествие, пирожное, стрекоза,
частушки, снежинки.
5. Выделение звука “Ж” из состава слова, развитие мелкой моторики рук.
Работа с карточками.
Рисунок 1 [Логопедическая тетрадь на звуки Ж-Ш]
Логопед: Определите место звука “Ж” в словах по картинкам. Раскрасьте цветными карандашами картинки на звук “Ж” в начале слова. Обведите по контору картинки на звук “Ж” в середине слова. Составь предложения по этим картинкам.
IV. Физкультминутка [В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников]
Логопед: Посадили звук “Ж” на язычок, зажужжали как жуки и полетели.
Высоко летает жук,
Низко опускается.
Опять быстро он летит,
И жужжит, жужжит, жужжит.
Замедляет свой полет
И садится на цветок.
Дети выполняют движение в соответствие с текстом.
V. Упражнение “Жук” [Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет] Рисунок 2.
Прямые указательный палец и мизинец развернуты в стороны за спиной и ребенок ими шевелит. Остальные пальцы сжаты в кулачок.
Варианты выполнения.
- Правой рукой.
- Левой рукой.
- Двумя руками одновременно (два жука).
- Попеременно.
VI. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра с мячом “Один-много”.
Логопед: Итак, мы отправляемся в страну Жужжандию. Это, ребята, страна насекомых. Как вы думаете, кто там живет? Сегодня мы будем говорить о том, что умеют делать жители этой страны.
Бабочка порхает, а бабочки ………….
пчела мед собирает, а пчелы мед …….
оса жалит, а осы ………
жук жужжит, а жуки ……………
комар звенит, а комары ……………
стрекоза стрекочет, а стрекозы ………
муха в дом залетает, а мухи ………….
кузнечик прыгает, а кузнечики ………
паук паутину ткет, а пауки ……………
Игра с мячом “Скажи ласково”
Сапог – сапожок
пирог –
круг –
флаг –
утюг –
луг –
друг –
стог –
берег –
VII. Знакомство с буквой “Ж”.
1. Показ буквы “Ж”.
2. Дети находят букву в демонстрационной кассе букв.
3. Дети собирают букву на математическом планшете.
4. Прорисовывание буквы на песке.
5. Прописывание печатной буквы в тетради.
6. Алфавит телодвижений буква “Ж” [М.Ю. Костылева Покажи и расскажи]
7. Проговаривание слов с движениями “Жук”
Ж – Дети делают движения на звук “Ж” Руки сжаты в кулачки, руки перекрещены перед грудью. Произнося звук “Ж”, совершают быстрые мелкие дрожащие движения руками. Повторяют движения с разжатыми руками.
У – вытягивают руки вперед ладонями от себя.
К – резким движением прижимают кулачки к груди.
8. Составление звуковой схемы и запись слова “жук”.
VIII. Развитие связной речи.
1. Чтение сказки Г. Юдина “Жадная жаба” с установкой на запоминание.
2. Беседа по сказке. Называние слов из сказки со звуком “Ж”.
3. Логопедический пальчиковый театр.
Куклы: уж, жаба, жук и шмель.
IX. Итог занятия, оценка работы детей.
Домашнее задание: Кроссворд на букву “Ж”.
Отгадай загадки, запиши отгадки в кроссворд.
1. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
То уж вдоволь нажужжусь.
2. Этот зверь какой-то странный:
Шея, как стрела у крана.
Чтобы ртом достать до трав,
Вдвое сложится …
3. В золотой дубочек
Спрятался дубочек.
4. Гнездо свое он в поле вьет
Среди густых растений.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения.
Список использованной литературы
- В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников - М., “ВАКО”. 2005 г.
- М.Ю. Костылева “Покажи и расскажи” - М., Творческий центр “Сфера”. 2007 г.
- Е.А. Воронова Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет М., Творческий центр “Сфера”. 2006 г.
- Логопедическая тетрадь на звуки Ж Ш
- М.В.Скворцова “Логопедические игры” - С-П., Издательский дом “Нева”. 2004 г.
- Т.А.Ткаченко “Коррекция фонетических нарушений у детей” - М., “Владос”. 2005 г.
- Е.Краузе “Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика” - С.-П., “Корона принт”. 2004 г.
- Н.В. “Система коррекционной работы” С.-П., “Детство-Пресс”. 2001 г.
- Г.А.Каше “Подготовка к школе детей с недостатками речи”. М.: 1985 г.