Программное содержание:
Образовательная: уточнить и закрепить общие представления о явлениях природы, происходящих осенью, о перелетных птицах; закрепить умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом; учить детей вслушиваться в звуки осенней природы, определять настроение музыкального произведения и воспроизводить в танцевальной импровизации. Научить сравнивать музыкальные и поэтические произведения с похожими названиями, различать оттенки настроений. Продолжать работу над формированием певческих навыков детей на основе татарского репертуара .Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Развивающая: развивать словообразование относительных прилагательных от слова осень; закреплять словообразования названия птенцов, упражнение в употреблении творительного падежа множительного числа существительных с предлогом с(со). Пополнять словарный запас детей новыми словами-определениями признаков осени. Формировать навыки выразительных движений. Совершенствовать умение выразительно петь. Слышать и передавать ладовые, темповые и динамические изменения в музыке. Закреплять движение в хороводе “пружинистый ход”.
Воспитательная: воспитывать у детей положительное отношение к окружающему миру, поэзии, интерес к классической музыке, к произведениям татарских композиторов, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, побуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
Интеграция областей.
Музыка.
Коммуникация - игры “Кто с кем улетает на юг”, “образуй новое слово от слова “осень”. Познание-задания, направленные на развитие умения созерцать предметы и явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различие их качеств (Солнце светит, но не греет. Земля мокрая, повсюду лужи).
Художественная литература: чтение отрывка из стихотворения А.Плещеева “Осень”.
Художественное творчество: изготовление коллажа.
Здоровье: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игровой массаж.
Предварительная работа: слайды- Левитан “Золотая осень.Слободка”, “Октябрь.Осень”, “Туман. Осень” В. Поленов “Золотая осень” Васнецова,Туржанского, Трабарья, Савравсова, Куинджи.На листе ватмана нарисовать с детьми деревья без листьев.
Ход урока. Под спокойную музыку дети входят в зал.
Музыкальное приветствие.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Ветер по лесу летал Ветер листики считал |
Дети делают кистями плавные движения вперед |
Вот дубовый Вот кленовый Вот рябиновый резной Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку |
Поочередно загибают пальцы |
Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас зазвучит музыка, и вы представите себя осенними листочками, будете двигаться в соответствии с ее характером.
(Звучит музыка “Осень” А. Вивальди, дети выполняют задание педагога.)
Музыкальный руководитель: А теперь мы превратимся в маленькие ветерки и будем дуть на листочки, которые растут на наших деревьях.
Дыхательное упражнение “Ветерок”.
(В зале стоят макеты деревьев с прикрепленными на ниточках легкими желтыми листочками. Дети подходят к деревьям и дуют на листочки, стараясь вдыхать носом, шумно выдыхать ртом с вытянутыми в трубочку губами)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о временах года. Как вы думаете, какое сейчас время года? (Осень) Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи, лужи.
А вот и снежок – вестник зимы. Все эти перемены “переодевания” природы бывают осенью.
Воспитатель: Об осени можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени? Осень какая? (Разноцветная…) Посмотрите на картины, на которых художники изобразили осень.
(Показ слайдов)
Музыкальный руководитель: Сегодня вы услышите два произведения П.И.Чайковского. Одновокальное, из цикла “Детские песни”. Это песня “Осень” на стихи русского поэта А.Плещеева. Другое – инструментальное. Эта пьеса для фортепиано из цикла “Времена года” - “Ноябрь. На тройке”. Послушайте эти произведения и скажите, какие они по характеру, чем отличаются. (Звучат произведения П.И.Чайковского с показом слайдов)
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель: В песне выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная. Она выражает настроение стихотворения А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца…
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Музыкальный руководитель: Осень бывает разной: грустной, печальной, но и радостной, светлой как в песне “Осенняя прогулка” сл. и муз. Е.Скрипкиной, которую мы исполним.
Воспитатель: Мы уже много сказали красивых слов об осени. А давайте составим со словом осень новые слова.
Например: Солнце осеннее, ветер осенний; (туча, дождь, лес, аллея, погода, сапоги, одежда…) А чем вам еще запомнилась осень?
Воспитатель:
Солнце осенью что делает?
Дожди осенью какие?
Земля осенью какая?
Деревья осенью что делают?
Люди осенью как одеваются?
Животные осенью чем заняты?
Птицы осенью что делают?
Воспитатель: Очень точно подмечено, замечательно, верно подметили, красиво сказали.
Воспитатель: Поиграем в игру “Кто с кем улетает на юг”.
Летят журавли на юг (со своими) журавлятами,
Летят утки на юг (со своими) утятами,
Летят гуси на юг (со своими) гусятами,
Летят лебеди на юг (со своими) лебедятами,
Летят аисты на юг (со своими) аистятами.
Воспитатель: А теперь встанем в хоровод и споем татарскую песню “Праздник листьев”, муз. Р.Еникеева, сл. Л.Лерона.
Воспитатель: Сегодня мы с вами много говорили об осени, ее приметах, слушали музыку и стихи о ней. А теперь подойдем к столам, и все свои впечатления отобразим в своей работе. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского “На тройке”.
Дети подходят и выполняют работу.
Коллаж “Осенний сад”: вырезают разноцветные листья и наклеивают на готовые нарисованные деревья.
Воспитатель: Такая замечательная работа получилась, потому что никто не остался равнодушным к красоте осени, замечательному времени года. Осталось придумать название. Как бы вам хотелось ее назвать?
Воспитатель: А теперь представим, что мы вышли на улицу рисовать осень. А рисовать ее мы будем на лице.
Игровой самомассаж с пением “Осень” (по А. Уманской).
Ходит осень по тропинке, Разукрасила осинки, Огонечками зажгла Стройные рябинки. Осень не одна пришла - Дождь с собою привела. Он стучит по лужам звонко И смеется, как девчонка! Рядом веет ветерок, Непоседливый дружок: То помчится всех быстрей. То уснет среди ветвей. |
Плавно ведут пальчиками по лицу. “Рисуют” пальцами глаза, брови, нос. То же самое, но легко барабаня пальцами. “Отряхивают” лоб, виски, щеки. Спиралевидные движения указательными пальцами по лицу. Мягко гладят лицо. |
Как много красивого и интересного мы узнали об осени. Большое спасибо вам за старание и ваше творчество.